Судья Думова Е.Н. Дело № 2-4114/2023
УИД 35RS0010-01-2023-002243-31
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2024 года № 33-4675/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соболевой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мокосиной Л.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года по иску Мокосиной Л.А. к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат», Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, бюджетному учреждению социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды и Вологодского района» о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Мокосиной Л.А., судебная коллегия
установила:
Мокосина Л.А. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее КУ ВО «Центр социальных выплат»), Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, бюджетному учреждению социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды и Вологодского района» (далее БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды и Вологодского района»), в котором с учетом уточнения просила признать незаконными действия ответчиков по отказу в компенсации расходов на приобретение лекарственных препаратов и зубопротезирования, возложить на надлежащего ответчика обязанность оказать ей материальную помощь на приобретение лекарственных препаратов в размере 5032 рублей и зубопротезирование на сумму 15 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что решениями КУ ВО «Центр социальных выплат» ей отказано в оказании материальной помощи, как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, чем нарушены ее права на получение социальной помощи.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года Мокосиной Л.А. отказано в удовлетворении требований к КУ ВО «Центр социальных выплат», Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды и Вологодского района» о признании действий незаконными, возложении обязанности.
В апелляционной жалобе Мокосина Л.А. просит решение суда отменить с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска. Указывает, что судом необоснованно отказано в вызове и допросе свидетеля С.Е.И., которая присутствовала при отказе в принятии у истца квитанций на зубопротезирование, а также во взыскании компенсации на оплату препарата ..., который был выписан врачом в связи с угрозой жизни истца. Вопрос о предоставлении истцу бесплатного препарата от гипертонии не решен. В списке бесплатных исследований исследование крови на антитела к циклическому цитруллинированному пептиду (далее АЦЦП) не значится, о чем свидетельствует ответ БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №...».
В отзывах на апелляционную жалобу КУ ВО «Центр социальных выплат», БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды и Вологодского района» просят оставить её без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 20 февраля 2024 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года отменено в части отказа Мокосиной Л.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» по отказу в компенсации расходов на приобретение лекарственных препаратов на сумму 640 рублей, возложения на казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» обязанности оказать Мокосиной Л.А. материальную помощь на приобретение лекарственных препаратов в размере 640 рублей.
Принято по делу новое решение.
Признаны незаконными действия КУ ВО «Центр социальных выплат» по отказу в компенсации расходов на приобретение лекарственных препаратов на сумму 640 рублей.
С КУ ВО «Центр социальных выплат» (ИНН №..., ОГРН №...) в пользу Мокосиной Л.А. (паспортные данные: №...) взыскана материальная помощь на приобретение лекарственных препаратов в размере 640 рублей.
В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мокосиной Л.А. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 20 февраля 2024 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Мокосиной Л.А. к КУ ВО «Центр социальных выплат», Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды и Вологодского района» о признании незаконными действий по отказу в компенсации расходов на исследование крови на АЦЦП и зубопротезирование, возложении обязанности оказать материальную помощь на исследование крови на АЦЦП и зубопротезирование.
Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной неотмененной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 20 февраля 2024 года оставлено без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции при новом апелляционном рассмотрении Мокосина Л.А. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Дополнительно пояснила, что необходимость сдачи крови на АЦЦП подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами. Поскольку направления на данный анализ в рамках программы обязательного медицинского страхования она не получила, обратилась за оказанием медицинской помощи на платной основе. По вопросу оказания социальной помощи по зубопротезированию, обращалась в КУ ВО «Центр социальных выплат» 24 октября 2022 года с заявлением и подтверждающими несение материальных затрат документами. Документы, подтверждающие несение расходов, у нее брать отказались, сославшись на то, что поздно обращаться в 2022 году по поводу зубопротезирования, проведенного в 2020 году, а также на высокую стоимость услуги. С 1999 года, в том числе на момент зубопротезирования, проживала по адресу своей регистрации. Иного дохода, помимо пенсии, на тот момент не имела. С 2020 года по 2022 год её материальное положение не изменилось. При написании искового заявления ею допущены ошибка в стоимости протезирования зубов, указано вместо 16 000 рублей, 15 000 рублей. В случае удовлетворения требований просила взыскать материальную помощь на зубопротезирование в заявленной сумме - 15 000 рублей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С.Е.И. пояснила, что в 20-х числах октября 2022 года встретилась с Мокосиной Л.А. Поскольку последней требовалось сдать заявление и документы по поводу протезирования зубов, вместе с ней направилась в КУ ВО «Центр социальных выплат». Вышеуказанные документы по протезированию зубов у Мокосиной Л.А. были с собой, она (С.Е.И.) их видела. Мокосина Л.А. зашла в кабинет к специалисту, а она (С.Е.И.) осталась в коридоре. Поскольку дверь в кабинет была не закрыта, она (С.Е.И.) слышала содержание разговора, в ходе которого Мокосина Л.А. требовала принять документы, однако сотрудник ей в этом отказал, так как она поздно принесла документы, спустя два года после проведения протезирования.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё, приходит к следующему.
Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Законом Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области» (далее Закон Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 Закона Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», предоставляется в виде, в том числе, единовременной материальной помощи (денежные выплаты и (или) натуральная помощь) при условии острой нуждаемости в материальной помощи разового характера на удовлетворение минимальных потребностей (далее единовременная материальная помощь).
В соответствии с положениями статьи 5 Закона Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ заявление о назначении государственной социальной помощи рассматривается в течение десяти рабочих дней со дня обращения за ее назначением (пункт 1). Для определения нуждаемости заявителя в государственной социальной помощи, ее вида и размера специалисты уполномоченной организации социального обслуживания по месту жительства (месту пребывания) заявителя проводят обследование материально-бытового положения семьи (одиноко проживающего гражданина), по результатам которого составляют акт (пункт 2). Решение о назначении государственной социальной помощи либо об отказе в ее назначении выносится уполномоченным учреждением (пункт 3). Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть в письменной форме направлено заявителю уполномоченным учреждением не позднее чем через десять рабочих дней со дня обращения за назначением государственной социальной помощи (пункт 5). При необходимости дополнительной проверки представленных заявителем сведений уполномоченное учреждение в указанный срок письменно уведомляет заявителя о проведении проверки. В таком случае уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено заявителю не позднее чем через 30 рабочих дней со дня обращения за назначением государственной социальной помощи (пункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ, государственная социальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, место жительства которых находится на территории Вологодской области, в виде единовременной материальной помощи (денежные выплаты, натуральная помощь), в том числе в случаях: наличие обстоятельств, нарушающих безопасные условия проживания, а также представляющих угрозу жизни или здоровью гражданина; отсутствие денежных средств на нужды жизнеобеспечения, возникшие в результате обстоятельств, объективно нарушающих жизнедеятельность гражданина (его семьи), которые он (его семья) не может преодолеть самостоятельно.
Пунктом 2 статьи 5.1 Закона Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 настоящей статьи, предоставляется уполномоченным учреждением, а в случае, указанном в пункте 3 части 1 настоящей статьи, - уполномоченным органом.
Порядок и условия предоставления единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в случаях, указанных в статье 5.1 Закона Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ определены Положением о порядке и условиях предоставления единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденный Постановлением Правительства Вологодской области от 31 января 2011 года № 54 «О размерах, порядке и условиях предоставления единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» (далее Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения, предоставление единовременной материальной помощи в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 5(1) закона области, осуществляет казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат».
Заявление о предоставлении единовременной материальной помощи по образцу согласно приложению 1 к настоящему Порядку подается в КУ ВО «Центр социальных выплат» либо через уполномоченную Департаментом социальной защиты населения области государственную организацию социального обслуживания области (далее уполномоченная организация) по месту жительства (месту пребывания) гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации (далее заявитель) (пункт 1.2 Положения).
Пунктом 1.2.1 Положения установлено, что заявитель одновременно с заявлением представляет следующие документы:
а) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (страниц, содержащих сведения о его личности), - в случае направления заявления по почте;
б) документы о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за предоставлением единовременной материальной помощи, подтверждающие доходы, указанные в Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512, за исключением документов о размере социальных выплат и пособий, выплачиваемых КУ ВО "Центр социальных выплат", и документов, указанных в подпунктах «в» - «д» подпункта 1.2.6 настоящего пункта.
Пунктом 1.2.2 Положения установлено, что заявитель, обратившийся за предоставлением единовременной материальной помощи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5(1) закона области, дополнительно представляет, в том числе, копии документов, подтверждающих обстоятельства, нарушающие безопасные условия проживания, а также представляющие угрозу жизни или здоровью, - для подтверждения нужд заявителя, не указанных в подпунктах «и» и «к» подпункта 1.2.6 пункта 1.2 настоящего Порядка.
Заявление и прилагаемые документы подаются в КУ ВО «Центр социальных выплат» (уполномоченную организацию) (пункт 1.2.7 Положения).
Согласно пункту 1.4 Положения, в течение 5 календарных дней со дня регистрации заявления о предоставлении единовременной материальной помощи:
КУ ВО «Центр социальных выплат»:
- проводит проверку сведений о наличии трудной жизненной ситуации, указанных в заявлении, посредством автоматизированной информационной системы;
- производит расчет среднедушевого дохода семьи в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;
- организует обследование материально-бытового положения заявителя (его семьи);
- направляет запросы в органы исполнительной государственной власти, местного самоуправления, организации в случаях, если в результате проведения мероприятий, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, информация, полученная КУ ВО «Центр социальных выплат», не позволяет определить трудную жизненную ситуацию у заявителя (его семьи);
- письменно уведомляет заявителя (представителя заявителя) о направлении запросов, указанных в абзаце шестом настоящего пункта, с указанием срока принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной материальной помощи;
уполномоченная организация:
- проводит обследование материально-бытового положения заявителя (его семьи), а в случае, указанном в подпункте 1.2.5 пункта 1.2 настоящего Порядка, - не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления;
- составляет по результатам обследования материально-бытового положения заявителя (его семьи) акт по форме, установленной Департаментом социальной защиты населения области, заносит сведения в автоматизированную информационную систему и направляет акт в КУ ВО «Центр социальных выплат».
Пунктом 1.6 Положения определено, что решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) единовременной материальной помощи принимается КУ ВО «Центр социальных выплат» не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявления, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта.
В случае направления межведомственных запросов и (или) запросов, указанных в абзаце шестом пункта 1.4 настоящего Порядка, решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) единовременной материальной помощи принимается не позднее 10 календарных дней со дня поступления всех запрашиваемых документов (сведений) в КУ ВО «Центр социальных выплат».
КУ ВО «Центр социальных выплат» в течение 5 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной материальной помощи уведомляет заявителя (представителя заявителя) о принятом решении. В случае отказа в предоставлении единовременной материальной помощи в уведомлении указываются основания отказа и порядок обжалования решения (пункт 1.7 Положения).
Как следует из материалов дела, 01 июня 2020 года Мокосина Л.А. заключила договор на оказание платной медицинской помощи с ООО «Эталон» по протезированию зубов. Данная услуга оплачена Мокосиной Л.А. в сумме 16 000 рублей.
24 октября 2022 года Мокосина Л.А. обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи при условии острой нуждаемости в ней разового характера на удовлетворение минимальных потребностей.
24 октября 2022 года составлен акт обследования материально-бытового положения одиноко проживающего гражданина, по результатам которого выявлена нуждаемость в государственной социальной помощи, основания для назначения единовременной материальной помощи при условии острой нуждаемости на удовлетворение минимальных потребностей в виде денежной выплаты на продукты питания, одежду, обувь, средства гигиены, принято решение оформить субсидию.
Решением КУ ВО «Центр социальных выплат» от 26 октября 2022 года Мокосиной Л.А. оказана единовременная материальная помощь в размере 1000 рублей.
17 ноября 2022 года Мокосина Л.А. обратилась в БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды и Вологодского района» с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи, просила оплатить чеки, рецепты, обследование врачей. К заявлению приложила, в том числе, справку травматолога-ортопеда консультативной поликлиники БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» с рекомендациями лабораторных исследований крови, справку ООО «Клиника Говорово» с рекомендациями проведения анализов крови, договор БУЗ ВО «Центр по профилактике инфекционных заболеваний» на оказание платных медицинских услуг от 31 октября 2022 года на проведение лабораторных исследований крови, чеки.
17 ноября 2022 года составлен акт обследования материально-бытового положения одиноко проживающего гражданина, по результатам которого выявлена нуждаемость в государственной социальной помощи, назначения единовременной материальной помощи как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, имеются путем приобретения лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом.
Для дополнительной проверки представленных заявителем сведений 23 ноября 2022 года КУ ВО «Центр социальных выплат» направило запрос в Департамент здравоохранения Вологодской области, которым 30 ноября 2022 года представлен ответы о том, что Мокосина Л.А. не имеет установленной группы инвалидности. Назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом.
Решением КУ ВО «Центр социальных выплат» от 07 декабря 2022 года Мокосиной Л.А. как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации назначена единовременная материальная помощь в денежной форме в размере 423 рубля на приобретение лекарственного препарата Милдронат.
16 февраля 2023 года Мокосина Л.А. обратилась в КУ ВО «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи, повторно просила оплатить ранее предоставленные 17 ноября 2022 года чеки, рецепты, обследование врачей. К заявлению приложила ранее предоставленные документы.
16 февраля 2022 года составлен акт обследования материально-бытового положения одиноко проживающего гражданина, по результатам которого выявлена нуждаемость в государственной социальной помощи, однако оснований для назначения единовременной материальной помощи как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, отсутствует по причине не предоставления документов. В соответствии с рекомендациями по улучшению материального положения принято решение оформить субсидию.
Для дополнительной проверки представленных заявителем сведений 20 февраля 2022 года КУ ВО «Центр социальных выплат» направило запрос в Департамент здравоохранения Вологодской области, которым 13 марта 2023 года и 16 марта 2023 года представлены ответы о том, что Мокосина Л.А. не имеет установленной группы инвалидности. По информации БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №...» возможно предоставление бесплатных медицинских услуг заявителю при наличии медицинских показаний.
Решением КУ ВО «Центр социальных выплат» от 21 марта 2023 года Мокосиной Л.А. как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, назначена единовременная материальная помощь в денежной форме в размере 808 рублей на приобретение лекарственных препаратов ..., ....
Разрешая спор в части признания незаконными действий КУ ВО «Центр социальных выплат» по отказу в компенсации расходов на исследование крови на АЦЦП в размере 1 275 рублей, на зубопротезирование в размере 15 000 рублей, возложении на ответчика обязанности возместить истцу понесенные расходы, суд первой инстанции, соглашаясь с мнением КУ ВО «Центр социальных выплат», исходил из того, что получение медицинской услуги по исследованию крови возможно в рамках Федерального закона от 21 ноября 2022 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по полису обязательного медицинского страхования, а документы, подтверждающие несение истцом расходов на зубопротезирование, не предоставлены.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: - организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; - применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; - предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (статья 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статья 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Как указывает статья 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, возможность получения бесплатной медицинской помощи, которая включает в себя предоставление медицинских услуг, является реализацией гарантированного Конституцией и Федеральным законом права на охрану здоровья.
Лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения (пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Направление на лабораторное исследование пациента осуществляется лечащим врачом или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача. Направление на лабораторное исследование оформляется в виде документа на бумажном носителе либо формируется в форме электронного документа (пункт 7 приказа Минздрава России от 18.05.2021 № 464н «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований».
В соответствии с действующими клиническими рекомендациями «Ревматоидный артрит», утвержденными Минздравом России в 2021 году, недифференцированный артрит (НДА) - воспалительное поражение одного или нескольких суставов, которое не может быть отнесено к какой-либо определенной нозологической форме, поскольку не соответствует классификационным критериям ревматоидного артрита (РА) или какого-либо другого заболевания.
Согласно пункту 2.3.1 перечисленных клинических рекомендаций, определение содержания антител к циклическому цитрулиновому пептиду (анти-CCP) в крови (АЦЦП), определение содержания РФ в крови рекомендуется всем пациентам с НДА и подозрением на РА с целью диагностики заболевания.
Определение АЦЦП имеет большое значение для диагностики раннего РА, серонегативного (по РФ) РА, дифференциальной диагностики РА с другими заболеваниями, прогнозирования тяжелого эрозивного поражения суставов и риска кардиоваскулярных осложнений
Из вышеизложенного следует, что объем необходимых диагностических исследований, выполнения иных медицинских вмешательств определяется лечащим врачом. При наличии показаний для сдачи анализа крови на АЦЦП данное исследование проводится по направлению врача на безвозмездной основе.
Согласно выписке из медицинской карты от 26.10.2022 ООО «Клиника «Говорово» Мокосиной Л.А. установлен диагноз ..., лечащим врачом рекомендовано сдать анализы в том числе АЦЦП.
В соответствии с ответом БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №...» от 26.06.2023 на запрос суда первой инстанции, возможность получения лабораторных исследований, в том числе АЦЦП, в рамках обязательного медицинского страхования имеется при наличии у пациента медицинских показаний, установленных лечащим врачом.
Согласно ответу БУЗ ВО «Вологодская городская больница №...» от 03.10.2024 на запрос суда апелляционной инстанции, Мокосина Л.А. обращалась к врачу-ревматологу по направлению из поликлиники по месту жительства с диагнозом: .... Врачом- ревматологом было рекомендовано сдать кровь на АЦЦП, в данном случае анализ был необходим для уточнения диагноза, направления на сдачу анализа и в поликлинику по месту жительства не выдавалось, указанный анализ в данном учреждении не проводится.
В соответствии с ответом БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №...» от 05.09.2024 на запрос суда апелляционной инстанции, Мокосина Л.А. имеет возможность получить медицинскую услугу АЦЦП в рамках обязательного медицинского страхования при наличии диагноза ....
Таким образом, необходимость сдачи Мокосиной Л.А. лабораторных исследований крови на АЦЦП в связи с диагнозом недифференцированный артрит левого коленного сустава установлена, в том числе лечащим врачом БУЗ ВО «Вологодская городская больница №...», однако направления на сдачу данного анализа истцу выдано не было, что лишило возможности Мокосину Л.А. воспользоваться своими правами в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Поскольку определение АЦЦП имеет большое значение для установления диагноза, назначения правильного лечения, ввиду отсутствия возможности проведения данного исследования на безвозмездной основе, Мокосина Л.А. обратилась в ООО «МЛДЦ «Лекарь» для оказания услуги по определению АЦЦП.
Согласно акту выполненных работ, чеку, стоимость вышеуказанной услуги составила 1275 рублей.
Судебная коллегия приходит к выводу, что Мокосина Л.А. не реализовала свое право для сдачи анализа на АЦЦП в рамках программы обязательного медицинского страхования по независящим от её воли обстоятельствам, КУ ВО «Центр социальных выплат» в рамках проведения проверки по заявлению истца о назначении государственной социальной помощи в должной мере не проверило возможность Мокосиной Л.А. воспользоваться услугами обязательного медицинского страхования для сдачи указанного анализа, при этом нуждаемость Мокосиной Л.А. в государственной социальной помощи подтверждена по результатам материально-бытового исследования, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для отказа Мокосиной Л.А. в компенсации расходов на исследование крови на АЦЦП в размере 1275 рублей.
Далее, из материалов дела следует, что Мокосина Л.А. воспользовалась услугами ООО «Эталон» по протезированию зубов.
В соответствии с договором на оказание платной медицинской помощи от 01.05.2020, квитанциями об оплате, стоимость данной услуги составила 16 000 рублей.
Мокосина Л.А. не относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное зубопротезирование, однако обращаясь в КУ ВО «Центр социальных выплат», она полагала, что имеет право на материальную помощь в соответствии с Законом Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-О «О государственной социальной помощи в Вологодской области» поскольку находится в трудной жизненной ситуации.
Под трудной жизненной ситуацией в целях оказания государственной социальной помощи понимают обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (статья 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
При этом такая помощь может оказываться в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Так, обращаясь с заявлением 24 октября 2022 года о назначении государственной социальной помощи, Мокосина Л.А. указывала, что является пенсионером по старости, иного дохода не имеет, после оплаты обязательных платежей денег катастрофически не хватает.
В соответствии с актом обследования материально-бытового положения семьи (одиноко проживающего гражданина) от 24 октября 2022 года установлено, что Мокосина Л.А. .... По результатам проведенного обследования материально-бытового положения заявителя выявлена нуждаемость в государственной социальной помощи.
Согласно ответу ОСФР по Вологодской области о 02 сентября 2024 года на запрос суда апелляционной инстанции, в региональной базе данных на зарегистрированное лицо- Мокосина Л.А., за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года нет сведений, составляющих пенсионные права. Согласно действующим региональным базам данных Мокосина Л.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ОСФР по Вологодской области. Размер пенсии на 01 июня 2020 года составлял 8 755 рублей 90 копеек.
Согласно представленной копии паспорта, Мокосина Л.А. с 14 мая 1999 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Как пояснила Мокосина Л.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с момента регистрации по настоящее время проживает по месту регистрации, иного дохода, в том числе на 2020 году, не имела.
Отказ в предоставлении материальной помощи по зубопротезированию КУ ВО «Центр социальных выплат» мотивировало тем, что документы, подтверждающие несение истцом расходов на зубопротезирование, не предоставлены.
Вместе с тем, допрошенная в суде апелляционной инстанции свидетель С.Е.И. пояснила, что являлась очевидцем того, как в 20-х числах октября 2022 года Мокосина Л.А. приносила в КУ ВО «Центр социальных выплат» заявление о назначении государственной социальной помощи с приложенными к нему документами о протезировании зубов, однако в приеме документов ей было отказано так как протезирование было произведено в 2020 году, а с соответствующим заявлением она обратилась только в 2022 году.
Каких-либо оснований не доверять показаниям допрошенного в ходе судебного разбирательства свидетеля у судебной коллегии не имеется, поскольку данный свидетель предупрежден об уголовной ответственности по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. Показания свидетеля согласуются с последовательными пояснениями истца, данными ею на протяжении всех судебных заседаний в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционных инстанций.
Размеры, порядок, условия предоставления единовременной материальной помощи, предусмотренной настоящей статьей, и основания отказа в ее предоставлении устанавливаются Правительством области.
Во исполнение статьи 5.1 Закона Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области» постановлением Правительства Вологодской области от 31 января 2011 года № 54 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Положение).
В соответствии с вышеуказанным Положением, в редакции, действующей на 01 мая 2020 года, установлено, что размер единовременной материальной помощи (денежные выплаты, натуральная помощь), оказываемой гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на семью (одиноко проживающего гражданина): в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 5(1) закона области, не может быть менее 300 рублей и не должен превышать 25 000 рублей.
На момент обращения Мокосиной Л.А. в КУ ВО «Центр социальных выплат» редакция вышеуказанного положения в части размера единовременной материальной помощи была оставлена без изменения.
При этом Закон Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области» не содержит каких- либо сроков относительно обращения лица с заявлением о материальной помощи.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у КУ ВО «Центр социальных выплат» отсутствовали правовые основания для отказа Мокосиной Л.А. в компенсации расходов на зубопротезирование в размере 15 000 рублей при подтверждении нуждаемости Мокосиной Л.А. в государственной социальной помощи.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что действия КУ ВО «Центр социальных выплат» по отказу в компенсации расходов на исследование крови на АЦЦП в размере 1275 рублей и зубопротезирование в размере 15 000 рублей следует признать незаконными по изложенным выше основаниям. Решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Исходя из того, что полномочиями по назначению и выплате государственной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи, установленной Законом Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области», наделено КУ ВО «Центр социальных выплат» в соответствии с уставом учреждения, утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 30.12.2015 № 833, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с КУ ВО «Центр социальных выплат» в пользу Мокосиной Л.А. материальной помощи на исследование крови на АЦЦП в размере 1275 рублей и зубопротезирование в размере 15 000 рублей. В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Каких-либо оснований для удовлетворения заявленных требований к ответчикам БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения по г. Вологде и Вологодскому району» и Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, суд первой инстанции правомерно не усмотрел.
В соответствии с Уставом к полномочиям БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения по г. Вологде и Вологодскому району» относится, в том числе, прием заявлений граждан на государственную социальную помощь, проведение обследования жилищно-бытовых условий и составление акта материально-бытового положения семьи, передача пакета документов по заявлению в КУ ВО «Центр социальных выплат.
Обеспечение граждан, в том числе бесплатное, лекарственными средствами и медицинскими услугами, а также возмещение расходов на приобретение лекарственных средств и медицинских услуг, не относится к полномочиям БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения по г. Вологде и Вологодскому району».
В соответствии с Положением о Департаменте социальной защиты населения Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 4 июля 2011 года № 791, к полномочиям (функциям) Департамента социальной защиты населения Вологодской области относятся, в частности, назначение государственной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, при обращении их в Департамент в соответствии с законом области и организация ее выплаты (пункт 3.1.19), организация назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи (пункт 3.1.21).
Обеспечение граждан, в том числе бесплатное, лекарственными средствами и медицинскими услугами, а также возмещение расходов на приобретение лекарственных средств и медицинских услуг, не относится к полномочиям (функциям) Департамента и подведомственных Департаменту учреждений.
С заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 5.1 Закона Вологодской области от 01 марта 2005 года № 1236-ОЗ, Мокосина Л.А. в Департамент не обращалась.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Мокосиной Л.А. к ответчикам БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения по г. Вологде и Вологодскому району» и Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, поскольку обеспечение граждан, в том числе бесплатное, лекарственными средствами и медицинскими услугами, а также возмещение расходов на приобретение лекарственных средств и медицинских услуг, не относится к полномочиям указанных юридических лиц, с соответствующими заявлениями Мокосина Л.А. к ним не обращалась.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда подлежит частичной отмене с принятием нового решения в отмененной части.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года в части отказа Мокосиной Л.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» по отказу в компенсации расходов на исследование крови на АЦЦП и зубопротезирование, возложения на казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» обязанности оказать Мокосиной Л.А. материальную помощь на исследование крови на АЦЦП в размере 1275 рублей и зубопротезирование в размере 15 000 рублей, отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
Признать незаконными действия казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» по отказу в компенсации расходов на исследование крови на АЦЦП в размере 1275 рублей и зубопротезирование в размере 15 000 рублей.
Взыскать с казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» (ИНН №..., ОГРН №...) в пользу Мокосиной Л.А. (паспортные данные: №...) материальную помощь на исследование крови на АЦЦП в размере 1275 рублей и зубопротезирование в размере 15 000 рублей.
В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи: О.В. Образцов
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 08.11.2024.