Решение по делу № 2-1075/2018 от 17.09.2018

Дело № 2-1075/2018

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

01 ноября 2018 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,

при секретаре Ганиной А.А.

с участием представителя ответчика Романова В.Н., действующего на основании распоряжения и Устава, представителя третьего лица Мосягина П.Д., действующего на основании Устава

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел

к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство с. Шерья»

о признании действий противоправными и возложении обязанности прекратить нарушение прав по скважине 5767 в д. Якимово

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в Нытвенский районный суд с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» с. Шерья Нытвенского района Пермского края (далее – МУП «ЖКХ» с. Шерья), просит признать действия ответчика, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в д. Якимово Нытвенского района Пермского края. Также просит возложить обязанность прекратить нарушение прав потребителей – граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416, п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:

- обязать обеспечить проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод (скважины № 5767) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д.Якимово, с наличием заключения органа Роспотребнадзора, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины № 5767), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Якимово использования водного объекта, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;

- возложить обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. Якимово Нытвенского района Пермского края через средства массовой информации или иным способом решение суда.

В обоснование иска указано, что МУП «ЖКХ» с. Шерья при оказании коммунальных услуг по распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства.

В МУП «ЖКХ» с. Шерья проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины № 5767) д. Якимово Нытвенского района Пермского края имеется без наличия заключения органов Роспотребнадзора, что не соответствует требованиям п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

МУП «ЖКХ» с. Шерья допускает использование водного объекта (скважины № 5767) водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Якимово Нытвенского района Пермского края без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов д. Якимово Нытвенского района Пермского края.    

В нарушение ст. 18 Федерального Закона РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Данные нарушения также указывают на нарушение требований ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416, а именно, осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из водных объектов скважин, ведется из не разрешенного к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно при осуществлении эксплуатации централизованной системы холодного водоснабжения в д. Якимово не могут приниматься меры по обеспечению безопасности такой системы, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, что является нарушением требований ч. 1., ст. 10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416.

Допущенные нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей МУП «ЖКХ» с. Шерья являются услугой ненадлежащего качества, также может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан.

В судебное заседание представитель истца Спирин М.М. не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «ЖКХ» с. Шерья Романов В.Н. с исковыми требованиями согласен, пояснил, что исполнение мероприятий зависит от финансирования и процедуры согласования, в связи с чем просит об увеличении срока исполнения до полутора лет.

Представитель третьего лица администрации Шерьинского сельского поселения Мосягин П.Д. с исковыми требованиями согласен, просит увеличить срок исполнения решения суда до полутора лет.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.

В соответствии с п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.

3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

При рассмотрении данного спора судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю от 26.05.2015 № 853 проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «ЖКХ» с. Шерья Нытвенского муниципального района Пермского края.

Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 89 от 29.06.2015 следует, что МУП «ЖКХ» с. Шерья осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по содержанию, ремонту и эксплуатации скважин, водонапорных башен, водопроводных сетей, оказания услуг по водоснабжению, водоотведению. МУП «ЖКХ» с. Шерья осуществляет эксплуатацию водопроводов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в том числе в д. Якимово Нытвенского района Пермского края (л.д. 20-36).

В результате плановой выездной проверки, в том числе, установлено, что проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Якимово не имеет санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора, а также использование водного объекта (скважины № 5767) МУП «ЖКХ» с. Шерья допущено без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения д. Якимово использования водного объекта.

29.06.2015 директор МУП «ЖКХ» с. Шерья с актом проверки ознакомлен.

МУП «ЖКХ» с.Шерья создано на основании распоряжения главы администрации Нытвенского района Пермской области от 30.11.2005 №2131-р (л.д.40).

Свидетельством о постановке на учет юридического лица подтверждается, что 15.12.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» с. Шерья Нытвенского района (л.д. 55).

Согласно распоряжению главы администрации Шерьинского сельского поселения Нытвенского района Пермского края от 05.02.2007 № 05-р учредителем МУП «ЖКХ» с. Шерья является администрация Шерьинского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края (л.д.38-39).

В соответствии с Уставом МУП «ЖКХ» с. Шерья, основными видами деятельности МУП «ЖКХ» с. Шерья является, в том числе, предоставление коммунальных услуг по обеспечению населения и предприятий (организаций) села теплоэнергией, водой, отводу и очистке сточных вод (л.д. 56-65).

На основании Договоров о передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности Шерьинского сельского поселения от 26.03.2007, 18.05.2011 (далее – Договор) и дополнительного соглашения от 29.11.2007 к Договору от 26.03.2007, Муниципальное образование Шерьинское сельское поселение передало МУП «ЖКХ» с. Шерья в безвозмездное пользование муниципальное имущество, в том числе 2 скважины и водонапорную башню в д.Якимово (л.д. 41-53).

Таким образом, на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств суд приходит к выводу о том, что МУП «ЖКХ» с. Шерья как юридическое лицо, распоряжающееся скважиной на праве хозяйственного ведения и осуществляющее деятельность по распределению воды населению д. Якимово Нытвенского района Пермского края, обязано принять меры по обеспечению проекта организации зон санитарной охраны участков водозабора подземных вод (скважины 5767) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Якимово с наличием заключения органа Роспотребнадзора, поскольку право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности.

Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере водоснабжения жителей д. Якимово, то несет ответственность за надлежащее качество предоставляемых услуг.

В случае несоответствие питьевой воды по микробиологическим и химическим показателям оказывается вредное воздействие на здоровье населения д. Якимово, накопление вредных веществ в организме человека формирует хронические заболевания, что создает угрозу жизни и здоровья потребителей.

Тем самым ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.

Статьей 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом с целью своевременного исполнения решения суда, срок реализации мероприятий суд устанавливает один год шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Срок доведения правонарушителем решения суда до сведения потребителей суд устанавливает - в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство с Шерья» Нытвенского района Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в д.Якимово, Нытвенского района Пермского края.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство с. Шерья» Нытвенского района Пермского края прекратить нарушение прав потребителей – граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст.11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011г., п.1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:

- обязать обеспечить проект организации зон санитарной охраны участков водозабора подземных вод (скважины 5767) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Якимово с наличием заключения органа Роспотребнадзора, в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины 59767), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Якимово, использования водного объекта, в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать в течение месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. Якимово Нытвенского района Пермского края, через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 06 ноября 2018 года.

Судья Л.В.Завертяева

2-1075/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
nytva.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее