Дело № 2а-1939/2020
УИД 21RS0023-01-2020-001334-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2020 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Елхиной Д.В.,
с участием представителя административного истца Обожгеевой Л.Ф.,
административного ответчика Столярова Е.И.,
рассмотрев административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Столярову Евгению Игоревичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, по пени по транспортному налогу,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился с иском к административному ответчику ссылаясь на то, что последний признается плательщиком транспортного налога, так как имеет (-л) в собственности транспортные средства, а именно автомобили ------, дата возникновения собственности дата и автомобиль ------, дата возникновения собственности дата, дата отчуждения дата.
Инспекция Федеральной налоговой службы по адрес (далее - Инспекция) исчислила в отношении административного ответчика сумму транспортного налога с физических лиц за дата гг. в размере 2 990,00 рублей, 2 990,00 рублей, 2 940,00 рублей и направила в адрес налогоплательщика налоговое уведомление ----- от дата, в котором сообщила о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок до дата. Задолженность частично уплачена дата в размере 2 691,00 рублей, остаток 6 229,00 руб..
Так как в установленные законодательством о налогах и сборах сроки обязанность по уплате транспортного налога физических лиц за дата гг. не исполнена, налоговым органом в порядке положений ст. 75 НК РФ исчислена сумма пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 91,74 рублей за период с дата по дата (на недоимку дата гг.).
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Для добровольной уплаты задолженности по транспортному налогу с физических лиц налоговым органом налогоплательщику было направлено требование ----- от дата, в котором сообщила о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок до дата. Требование было исполнено частично.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, указанная задолженность подлежит взысканию в судебном порядке за счет имущества, в том числе денежных средств физических лиц в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
дата Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
дата мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности со Столярова Е.И. в пользу Инспекции.
дата от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от дата судебный приказ был отменен.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц за дата гг. в размере 6 320,74 рублей, в том числе:
-транспортный налог с физических лиц за 2015, 2016, 2017 гг. в размере 6 229,00 руб.;
-пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 91,74 руб. за период дата по дата.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, доводы которого привел суду.
Из письменных возражений на иск следует, что взыскание с него задолженности считает необоснованным, т.к. налог начислен за автомобиль ------, проданный им еще в 1990х. в адрес по доверенности следуя обычаям делового оборота. С тех пор никаких извещений не было. В дата. он вернулся на родину в Чувашию где и проживает по настоящее время. Неожиданно в ------ г. получил иск - в Ленинский районный суд адрес обратилась УФНС по адрес о взыскании с него транспортного налога. Все свои доводы он привел в том заседании, суд истребовал от истца соответствующие документы, однако истец на запрос суда не отреагировал, на суд не явился. Определением Ленинского районного суда от дата иск оставлен без рассмотрения.
Обратившись за разъяснением в налоговую инспекцию по вопросу почему по истечении стольких лет началась эта чехарда получил ответ что у них обновилась какая то компьютерная программа или база и все старые данные опять всплыли. Ему сказали, чтобы он уже здесь снял автомобиль с регистрационного учета как утилизированный и к нему никаких вопросов не будет. Он так и сделал, и автомобиль был снят с учета дата.
Тем более странным выглядит настоящий иск. Во первых истец ненадлежащий, изначально обращалась УФНС по адрес теперь Инспекция ФНС России по адрес.
Во вторых он уже более 25 лет не является собственником автомобиля, а регистрация автомобиля не свидетельствует о наличии права собственности.
В третьих все сроки для предъявления истекли.
Согласно ст.48 ч.2 НК РФ если в течении 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога такая сумма налога превысила 3 000,00 руб. налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течении 6 месяцев со дня когда указанная сумма превысила 3 000,00 руб.. Самое раннее требование было направлено еще дата уже тогда общая сумма налога составляла 3 003,00 руб., следовательно, 6 месячный срок для взыскания давно истек. В связи с чем, он заявляет о пропуске срока для взыскания и просит в иске отказать.
В дополнительно представленных возражениях административный ответчик указал, что согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Если учесть, что автомобиль был снят им с регистрационного учета дата. в Чувашском ГИБДД, и об этом тут же стало известно ИФНС России по адрес, то срок для предъявления требования давно истек, т.к. требование ----- об уплате налога было направлено лишь дата., о чем указывает сам заявитель в иске. Он заявляет о пропуске срока предъявления требования.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Доводов о необходимости восстановления срока административным истцом не приведено. Обстоятельства, влекущие за собой необходимость восстановления данного срока, материалы дела не содержат. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока предъявления требования об уплате налога и на обращение в суд налоговым органом не представлено.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ИФНС по адрес представила пояснение по делу, из которого следует, что дата инспекция обратилась в суд с иском к Столярову Е.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу за дата годы в сумме 3 928,13 руб., то есть, когда сумма задолженности превысила 3 000,00 руб.. В дата году Столяров Е.И. был снят с налогового учета в связи со сменой места жительства. Транспортное средство ------ было зарегистрировано за Столяровым Е.И. с дата по дата.
Заинтересованное лицо УГИБДД МВД по Чувашской Республике представило суду сведения о регистрации транспортного средства ------, из которых следует, что транспортное средство было поставлено на учет дата по адрес. Снято с регистрационного учета дата в связи с утилизацией. В последующем представлено заявление Столярова Е.И. о снятии ТС с регистрационного учета.
Обсудив доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Транспортный налог является региональным налогом. Согласно абзацу четвертому п.1 ст.56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от транспортного налога, являющегося региональным налогом, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
Ст.356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится только при соблюдении названных условий на основании уведомления, предусмотренного статьей 357 Кодекса, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Такого уведомления административным ответчиком в налоговый орган не представлялось. Доверенность же может быть выдана на любой срок.
То обстоятельство, что административный ответчик полагал, что транспортное средство продано и нет необходимости отслеживать снималось ли транспортное средство с регистрационного учета, не может служить основанием для освобождения от уплаты транспортного налога.
Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно п.5 ст.83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Также п.5 ст.83 НК РФ установлено, что местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ, в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ (начало действия редакции - 02.05.2014), местом нахождения транспортных средств признавалось место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственник имущества. Согласно указанной норме редакции Федерального закона N 248-ФЗ местом нахождения транспортных средств признавалось место нахождения (жительства) собственника имущества; причем этим Законом не предусматривалось изменение учета в налоговых органа налогоплательщиков по месту нахождения указанных транспортных средств, которые были поставлены на учет налоговых органах до вступления в силу этого Федерального закона. В силу нормы подпункта 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ, в редакции Федерального закона от 02 ноября 2013 г. N 306-ФЗ (которая в дальнейшем существенных изменений не претерпела), местом нахождения транспортных средств является место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
Таким образом, местом нахождения объекта налогообложения до дата являлся адрес и транспортный налог подлежал зачислению в бюджет указанного субъекта РФ, а после указанной даты – в бюджет Чувашской Республики.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с п.2.1. ст.23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Административный ответчик не сообщал административному истцу о наличии у него объекта налогообложения - ------. В отсутствие указанных сведений административный истец не имел возможность рассчитать ставки транспортного налога. Такая возможность появилась у административного истца только после того, как транспортное средство ------ было снято с регистрационного учета.
В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Административный истец направил административному ответчику налоговое уведомление ----- от дата об уплате транспортного налога за дата годы в срок до дата. Уведомление было направлено по почте заказным письмом дата.
В соответствии с п.4 ст.52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Именно с указанного времени у административного ответчика появилась обязанность по уплате транспортного налога. В уведомлении рассчитан транспортный налог за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления.
Так как в установленные законодательством о налогах и сборах сроки обязанность по уплате транспортного налога физических лиц за дата гг. не исполнена, налоговым органом в порядке положений ст. 75 НК РФ исчислена сумма пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 91,74 рублей за период с дата по дата (на недоимку дата
Таким образом, именно с дата у административного ответчика образовалась задолженность по транспортному налогу за дата годы.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Для добровольной уплаты задолженности по транспортному налогу с физических лиц налоговым органом в срок, установленный ст.70 НК РФ, налогоплательщику было направлено требование ----- от дата, в котором сообщила о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в сумме 6 229,00 руб., пени в сумме 91,74 руб. в срок до дата.
Расчет транспортного налога приведен в налоговом уведомлении и по существу не оспаривается. Расчет пени по транспортному налогу также по существу не оспаривается.
В шестимесячный срок, установленный п.2 ст.48 НК РФ, а именно дата административный истец обратился с заявлением к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г. Чебоксары о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
дата мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности со Столярова Е.И. в пользу Инспекции.
дата от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от дата судебный приказ был отменен.
Также в шестимесячный срок, установленный абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, а именно дата, административный истец обратился с данным иском в суд.
Таким образом, доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд для взыскания задолженности по налогу и пени, являются не состоятельными.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Столярову Евгению Игоревичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, по пени по транспортному удовлетворить.
Взыскать со Столярова Евгения Игоревича задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в размере 6 320,74 руб., в том числе:
-транспортный налог с физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 6 229,00 руб.,
-пени по транспортному налогу с физических лиц за период с дата по дата в размере 91,74 руб.;
Взысканную сумму зачесть на номер счета получателя платежа: № 40101810900000010005; КБК транспортного налога: 18210604012021000110; КБК пени по транспортному налогу: 18210604012022100110; наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Чувашской Республики банка России; БИК 049706001: код ОКТМО: 97701000; наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике; налоговый орган: ИНН 2130000012, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары; наименование платежа: транспортный налог, пени по транспортному налогу.
Взыскать со Столярова Евгения Игоревича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300,00 руб.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано прокурором в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 24.11.2020.