Дело № 2-1572/2023 Председательствующий Батхиев М.К.
Апелляционное определение № 33-1553/2023
5 декабря 2023 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Плиевой И.М.,
судей Кориговой М.А. и Цурова Х.М.
при секретаре судебного заседания Дзаитове Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Циздоева Хусена Багаудиновича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о восстановлении жилищных прав по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 26 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Циздоев Х.Б. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с 1998 года по 2019 год он проходил службу в органах внутренних. В период прохождения службы, в октябре 2012 года он обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии его и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Приказом МВД по Республике Ингушетия от 26 января 2019 г. № 42 л/с он уволен по п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного ст. 88 Федерального закона). Стаж службы в календарном исчислении составляет 22 года 5 месяцев 5 дней. После подачи заявления по требованию сотрудников жилищно-бытовой комиссии он неоднократно обновлял документы. В марте 2024 года он узнал о том, что поставлен на учет лишь с 20 мая 2014 г. в связи с чем, ссылаясь на то, что принятое с нарушением срока решение жилищно-бытовой комиссией ему не было направлено, просит обязать МВД по Республике Ингушетия изменить дату постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 мая 2014 г. на 18 декабря 2012 г.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель ответчика, считая требования истца необоснованными, просил применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска.
Решением Магасского районного суда от 26 апреля 2023 г. исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности. По мнению ответчика, принятие жилищно-бытовой комиссией решения с нарушением срока не может расцениваться как нарушение прав истца на своевременное получение социальной выплаты, поскольку книга учета и база данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты ведутся в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления о принятии на учет, а единая очередь лиц, принятых на учет формируется с учетом даты подачи заявления и года принятия на учет.
Истец Циздоев Х.Б., его представитель Боров А.Ю., третьи лица Щадыжева П.Х., Циздоев М.Х., надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по Республике Ингушетия Газгиреева М.У., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Судом первой инстанции установлено, что истец Циздоев Х.Б., имея стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет, 18 октября 2012 г. обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии его в составе семьи из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам МВД по Республике Ингушетия истец принят на учет 20 мая 2014 г.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, оценив представленные сторонами письменные доказательства, в частности заявление истца, выписку с официального интернет-сайта МВД по Республике Ингушетия, установив, что заявление истца о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, поданное на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия 18 октября 2012 г. с приложением документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, рассмотрено с нарушением срока, установленного пунктом 15 Правил, и истец принят на учет с даты принятия жилищно-бытовой комиссией решения от 20 мая 2014 г., суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, т.к. решение по заявлению истца о принятии на учет принято по истечении значительного срока и в адрес истца в соответствии с пунктом 18 Правил не направлено.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правомерным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и согласуется с установленными судом фактическими обстоятельствами дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам.
В силу пунктов 15 и 17 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии сотрудников на учет для получения единовременной выплаты оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа. Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.
Как усматривается из материалов дела, заявление истца о принятии его в составе семьи из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, поданное в МВД по Республике Ингушетия 18 октября 2012 г. с приложением документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, рассмотрено жилищно-бытовой комиссией 20 мая 2014 г. с нарушением срока, предусмотренного пунктом 15 Правил.
Факт подачи Циздоевым Х.Б. в МВД по Республике Ингушетия заявления с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец принят на учет спустя 1 год и 7 месяцев со дня подачи заявления, судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о нарушении его прав и интересов.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес истца в недельный срок, предусмотренный пунктом 18 Правил, заверенной в установленном порядке копии выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем он не мог знать о нарушенном праве.
В соответствии с пунктом 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В силу подпункта «в» пункта 14 Правил одной из функций комиссии является принятие решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 данных Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из содержания приведенных норм права с учетом положений пункта 10 Правил следует, что одной из функций жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия является принятие сотрудников на учет для получения единовременной выплаты. Дата принятия на учет является одним из оснований для формирования единой очереди лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты.
Таким образом, доводы представителя МВД по Республике Ингушетия о том, что нарушение срока, предусмотренного пунктом 15 Правил, не влечет нарушение прав истца на своевременное получение социальной выплаты, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия по предоставлению сотрудникам единовременной выплаты заявление истца рассмотрено с нарушением срока, предусмотренного пунктом 15 Правил, и истец принят на учет лишь спустя более 1 года 7 месяцев после подачи заявления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебное решение, которым на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты не позднее 23 декабря 2012 г., является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 26 апреля 2023 г. по гражданскому делу по иску Циздоева Хусена Багаудиновича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о восстановлении жилищных прав оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 12 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Плиева И.М.