Гр.дело №//2023
61RS0053-01-2023-000032-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Семикаракорск 4 апреля 2023 года
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохоровой И.Г.
при секретаре Хромовой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района Бондаренко А.В., в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района, третье лицо Администрация Семикаракорского района, об обязании оборудовать кладбища, расположен- ные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Семикаракорского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракор- ского района об обязании оборудовать кладбища, расположенные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов.
Обосновав заявленные требования следующим образом.
Прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области во исполнение приказа Ростовской области от 3 ноября 2017 года №123 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере" проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности Администрации Большемечетновского сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ " О погребении и похорон- ном деле ", пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.65 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21" Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселения, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 Администрацией Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области на территории кладбища, расположенного в <адрес> Большемечетновского сельского поселения на земельном участка с кадастровым номером №, а также в <адрес> Большемечетновского сельского поселения на земельном участка с кадастровым номером № не организованы места (площадки) накопления твердых бытовых отходов- не оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.. По результатам проведенной проверки, 19 декабря 2022 года прокуратурой района Главе Большемечетновского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в экологической сфере. Однако, несмотря на меры прокурорского реагирования, выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были, в связи с чем, прокурор Семикаракорского района обратился в суд.
С учетом характера заявленных требований Администрация Семикаракорского района привлечена в данный процесс в качестве третьего лица.
Представитель прокуратуры Семикаракорского района-Кологойда Я.С. в судебном заседании, состоявшемся 4 апреля 2023 года, требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд об обязывании Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района оборудовать кладбища, расположен- ные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в течении восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика- Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района Волонтырь В.И. исковые требования оборудовать кладбища, расположенные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в течении восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу-признал. Пояснив, что у администрации в бессрочном пользовании находится земельный участок с кадастровым номером №, на котором в <адрес> расположено кладбище; также администрация является собственником земельного участка кадастровым номером №, на котором в <адрес>. На территории данных кладбищ отсутствует контейнерные площадки, что является нарушением санитарных норм и правил. Администрация поселения, в настоящее время, предпринимает меры, направленные на устранение данного нарушения, и готова устранить данные нарушения в указанный в исковом заявлении срок.
Представитель третьего лица Администрация Семикаракорского района Ростовской области в судебное заседание, состоявшееся 4 апреля 2023 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения, не прибыл, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем, в силу требований части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя Администрации района.
Суд, выслушав представителя истца- прокуратуры Семикаракорского района-Кологойда Я.С., представителя ответчика Администрации Большеме- четновского сельского поселения Семикаракорского района Волонтыря В.И., исследовав материалы дела приходит к следующему.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 132 Конститу ции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятель- но управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
К вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммуналь- ных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения ( подпункт 18 и 22 пункта 2 статьи 14 Федерального закона №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее Федеральный закон №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу требований пункта 4 статьи 14 Федерального закона №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В подпункте 17 и 21 пункта 1 статьи 2 Устава Администрации Больше- мечетновского сельского поселения Семикаракорского района, принятого Собранием депутатов 30 марта 2022 года, указано о том, что к вопросам местного значения Большемечетновского сельского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Администрация Большемечетновского сельского поселения под руководством главы Администрации Большемечетновского сельского поселения: участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организует оказание ритуальных услуг и обеспечивает содержание мест захоронения ( подпункт 17 и 22 стать37 Устава).
Таким образом в судебном заседании установлено, что Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района с учетом требований действующего законодательства, в соответствии с Уставом, обеспечивает на территории поселения организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, и обеспечивает содержание мест захоро- нения.
Согласно требований пункта 2 статьи 18 Федерального закона №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ) дано понятие места погребения как отведенного в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участка земли с сооружаемыми на нем кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления ( подпункт 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Статьями 1 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ( далее Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что действие данного закона направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения ( подпункт 4 статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ( далее Федеральный закон от 24 июня. 1998 N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации ( пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ).
В пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ закреплено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государствен- ный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ( пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пунктов 1.1- 1.2. СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила, и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В силу пунктов 6.6, 6.7СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В силу требований пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
На кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил ( пункт 65 СанПиН 2.1.3684-21).
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления ( пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Как следует из материалов дела, а именно выписки из ЕГРН в постоянном бессрочном пользовании Администрации Большемечетновского сельского поселения находится земельный участок площадью 13007+/-40, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для размещения кладбищ, крематориев, право администрации зарегистрировано 6 марта 2018 года (л.д.18-20); Администрация Большемечетновского сельского поселения является собственником земельного участка площадью 7050+/- 224, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель-земли промышленности, энергетики, транспорта. Связи, радиовещания, телевидения, информатики, вид разрешенного использования-для размещения кладбища, право администрации зарегистрировано 18 февраля 2018 года (л.д.21-23).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что кладбища, расположенные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, находятся на территории Большемечетновского сельского поселения, что нашло свое подтверждение исследованными судом доказательствами, и не оспаривается представителем ответчика.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора Семикаракорского района в суд явились результаты проведенной прокуратурой района проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест погребения.
В ходе проверки установлено, что содержание кладбищ расположенных в <адрес> и в <адрес> осуществляется с нарушением статьи 4, пункта 1 статьи 17 ФЗ "О погребении и похоронном деле", и санитарно-эпидемиологическим требованиям. В нарушение указанных требований на территориях данных кладбищах отсутствуют контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, 19 декабря 2022 года, в адрес Главы администрации Большемечетновского сельского поселения было направлено представление ( л.д.15).
Как следует из сообщения Главы администрации Большемечетнов- ского сельского поселения на имя прокурора Семикаракорского района, администрация поселения признав факт отсутствия на кладбище, расположенном в <адрес> и в <адрес> контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, уведомила прокурора района об отсутствии в бюджете сельского поселения на 2023 год денежных средств на организацию мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов (л.д.16).
Таким образом, в судебном заседании установлен факт содержания администрацией посления кладбищ, расположенных в <адрес> и в <адрес> с нарушением санитарным требованиям, указанным в пунктах 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, а также требований пункта 65 СанПиН 2.1.3684-21.
При этом как следует из актов осмотра от 23 марта 2023 года, составленных комиссией в составе помощника прокурора Семикаракорского района Ростовской области Кологойда Я.Н., главы Администрации Большемечетновского сельского поселения Волонтыря В.И., главного специалиста -эксперта отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском района ФИО: к кладбищу расположенному на земельном участке с кадастровым номером № имеется подъездной путь щебеночного покрытия, имеется возможность обустройства контейнерной площадки твердого ( асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также возможность оборудования ограждения с трех сторон, обеспечивающего предупреждения распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что соответствует требованиями п.3 СанПиН 2.1.3684-21; кладбище расположено в границах населенного пункта, ближайшие жилые дома расположены за территорией 20 метров, в силу чего нарушения требований пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21-отсутствуют (л.д.39-40); к кладбищу расположенному на земельном участке с кадастровым номером № имеется подъездной путь асфальтового покрытия, имеется возможность обустройства контейнерной площадки твердого ( асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также возможность оборудования ограждения с трех сторон, обеспечивающего предупреждения распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что соответствует требованиями п.3 СанПиН 2.1.3684-21; кладбище расположено в границах населенного пункта,с помощью курвиметра марки WHELL, 100, установлено. что расстояние от ограждения кладбища с отступом 1,5 метра в месте возможном под оборудование контейнерной площадки, до ближайшего индивидуального жилого дома. а также до медицинской организации, расположенной в <адрес>, составляет 24,4 метра, что соответствует требованиям пункта 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (л.д.44-45).
Исходя из вышеизложенных актов, в судебном заседании установлено, что нарушения санитарных требований выявленные в ходе прокурорской проверки 19 декабря 2022 года, Администрацией Большемечетновского сельского поселения до настоящего времени не устранены; представитель ответчика Большемечетновского сельского поселения в судебном заседании данное обстоятельство не оспаривал.
При таких обстоятельствах обязанность, связанную с оборудованием кладбища, расположенного в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов необходимо возложить на администрацию Большемечетновского сельского поселения.
В силу требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимаемые меры прокурором направлены на защиту лиц, проживающих в данном населенном пункте, и лиц, пребывающих в нём, с учетом, того обстоятельства, что данный населенный пункт, является открытым для посещения иными лицами, очевидно для суда, отвечает законным интересам неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, при отсутствии возражений со стороны представителя ответчика соглашается с указанным прокурором в исковом заявлении сроком для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, поскольку для выполнения работ по обеспечению наличия на кладбище, расположенном в <адрес> и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №,необходимо определенное время, включая оценку предполагаемых финансовых затрат, соблюдения порядка выделения денежных средств, с учетом указанных обстоятельств суд полагает необходимым установить срок восемь месяцев год со дня вступления решения в законную силу.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок. При этом ответчик не лишен возможности поставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому правовых оснований, который подлежит разрешению в порядке статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Семикаракорского района Бондаренко А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района, третье лицо Администрация Семикаракорского района, об обязании оборудовать кладбища, расположенные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов-удовлетворить.
Обязать Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района оборудовать кладбища, расположенные в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, в течении восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростоблсуд через Семикаракорский райсуд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2023 года