Решение по делу № 3а-248/2019 от 15.03.2019

Дело № 3а-248/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2019 года город Рязань

Рязанский областной суд в составе:

судьи Милашовой Л.В.,

при секретаре Васюговой М.В.,

с участием:

представителей Рязанской областной прокуратуры – Эппа В.И., Ачимова А.В.,

представителя административных истцов Васильевой А.Ю. и Моргунова В.В. – Мокиной О.О.,

представителей административного ответчика Правительства Рязанской области – Свириной Л.В., Тяпугиной Д.С.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области – Шараповой Е.А.,

представителя заинтересованного лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области – Карпицкого И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному иску Васильевой Анастасии Юрьевны и Моргунова Владимира Владимировича к Правительству Рязанской области о признании недействующим Постановления Правительства Рязанской области от 26.02.2019 года № 41 "О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Правительства Рязанской области от 26 февраля 2019 года № 41 «О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» утвержден Перечень координат характерных точек границ зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина согласно Приложению № 3.

Постановление Правительства Рязанской области от 26 февраля 2019 года № 41 опубликовано в сетевом издании "Рязанские ведомости" (www.rv-ryazan.ru) 26 февраля 2019 года и на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 04.03.2019 года.

Васильева А.Ю. и Моргунов В.В., являющиеся собственниками земельных участков, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами в <адрес> и в <адрес> соответственно, категория земель: <скрыто>, которые согласно координатам характерных точек зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 26 февраля 2019 года № 41, вошли в зону охраняемого природного ландшафта, обратились в суд с административным иском об оспаривании данного постановления.

Как указали истцы, при утверждении Постановления Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года был искажен разработанный НИИ "Спецпроектреставрация" проект зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, а именно, Приложение № 1 (границы территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина как земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта) к постановлению не соответствуют сводному чертежу проекта, на котором показаны планировка территории памятника и границы всех установленных зон в масштабе, описанием границ зон охраны, привязанных к планировочным или природным рубежам, изложением режима использования территории зон охраны в соответствии конкретными условиями каждой зоны или различных их участков.

По мнению истцов, границы зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина установлены оспариваемым постановлением в нарушение требований Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" без разработки нового проекта зон охраны.

На период разработки проекта и утверждения границ музея-заповедника законодательство в области охраны объектов культурного наследия не содержало возможности установления границ зон охраны в виде перечня координат характерных поворотных точек.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации " проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон. Таким образом, утверждение границ зон охраны, которые не были установлены проектом «Спецпроектреставрация», возможно только в соответствии с Постановлением ПравительстваРФ от 12.09.2015N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" после разработки нового проекта зон охраны Государственного музея-заповедника им. С.А.Есенина.

Поэтому, по мнению истцов, внесение изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 об утверждении границ зон охраны Государственного музея-заповедника им. С.А.Есенина в виде перечня координат характерных поворотных точек является незаконным, так как эти координаты не были установлены в имеющемся проекте зон охраны.

Истцы указали, что вновь установленные оспариваемым постановлением границы Государственного музея-заповедника им. С.А.Есенина в виде перечня координат характерных поворотных точек определены лицом, не проводившим историко-культурные исследования, в то время как в соответствии с действующим законодательством разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

Также в Приложении № 1 к Постановлению Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 фактически отсутствуют указания о границах охранной зоны и зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности, имеются обозначения только внешней границы зоны охраняемого природного ландшафта, таким образом, вся территория зон охраны (в том числе, территория музея-заповедника) входит в границы зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника.

Однако приложение № 3, утвержденное оспариваемым постановлением, устанавливает границы всех трех зон охраны, что противоречит Приложению №1, при этом, установленные границы зон охраны в виде перечня координат характерных точек полностью не соответствуют описанию границ зон охраны в тестовой форме, содержащемуся в Приложении №2.

Оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, в связи с чем подлежит признанию недействующим согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в абзаце первом пункта 25 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью в части", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. №1-П.

В нарушении ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" № 218-ФЗ, ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" № 73-ФЗ, федерального законодательства в области землеустройства заказчиком определения границ, поставленных на учет, не являлась ни Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области, ни другие органы охраны культурного наследия, границы зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и карта (план) данной зоны были определены кадастровым инженером самостоятельно в нарушение требований действующего законодательства.

Кроме того, истцы указали, что в соответствии с Приказом Росреестра от 15.09.2016 г. № п/0465 для осуществления кадастрового учета зон охраны объектов культурного наследия необходимо воспроизвести графическое описание местоположения зоны, утвержденное уполномоченным органом в составе проекта, в виде электронного XML-документа, подготовленного на основании XML-схемы, то есть, при подготовке XML-документа о зоне охраны объектов культурного наследия самостоятельные действия кадастрового инженера или других исполнителей по определению границ зоны не допускаются, а бумажная форма документа не предусмотрена.

Между тем, в распоряжении кадастрового инженера поступила схема, являющаяся приложением №1 к Постановлению Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62, не обладающая признаками карты (отсутствует масштаб, указание направлений на стороны света и тд.), а так же не имелось оригиналов проектной документации.

По мнению истцов, карта (план) данной зоны также подготовлена с нарушениями требований Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», содержит противоречия и имеет признаки фальсификации документов.

Так, определение координат характерных точек границ зоны охраняемого природного ландшафта должно было быть выполнено с использованием картографической основы масштабом не мельче 1:2000 для населенных пунктов и не мельче 1:5000 для межселенной территории на основании Приказа Минэкономразвития России от 27.12.2016 г. № 853 «Об установлении требований к составу сведений единой электронной картографической основы и требований к периодичности их обновления».

Поскольку точность определения координат картометрическим методом на основании масштаба 1:50000 составляет 25 метров, схема в составе Приложения № 1 к Постановлению Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62, подготовленная в масштабе 1:50000, по мнению истцов, не может быть использована для определения координат характерных точек зоны картометрическим методом на основании приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 г. № 163 «Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории. Указание в материалах Карты (плана) зоны, что координаты характерных точек границ зоны определены картометрическим методом с точностью 2,5 метра, не обосновано материалами карты (плана) и является голословным.

Масштаб схемы 1:50000 не соответствует требованиям к масштабу 1:5000-1:2000 сводного чертежа проекта зон охраны на основании Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 г. № 33, так как в указанном масштабе не отображаются планировочные элементы застройки населенных пунктов.

Таким образом, в вышеперечисленных случаях существенно нарушаются права и законные интересы правообладателей земельных участков.

Васильева А.Ю. и Моргунов В.В. указали, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципальных образований принедлежащие им земельные участки расположены в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами зона (Ж).

Соответственно, включение земельных участков в зону охраняемого природного ландшафта ставит запрет на использование их в соответствии с видом разрешенного использования, в том числе для возведения жилых домов.

Поэтому Васильева А.Ю. и Моргунов В.В. просили суд признать Постановление Правительства Рязанской области № 41 от 26.02.2019 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» (в редакции постановления Правительства Рязанской области от 11.12 2008 № 325) недействующим с момента его принятия.

В судебном заседании представитель административных истцов Васильевой А.Ю. и Моргунова В.В. – Мокина О.О. административные исковые требования поддержала.

Представители административного ответчика Правительства Рязанской области Свирина Л.В. и Тяпугина Д.С. исковые требования не признали, указав, что оспариваемое постановление принято Правительством Рязанской области при наличии соответствующих полномочий и с соблюдением действующего законодательства. Поскольку Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» границы Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и его зон охраны были установлены в виде графических карт и текстового описания в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, не предусматривавшим описание координат характерных точек границ объекта культурного наследия и его зон охраны, при принятии Постановления № 41 от от 26.02.2019 г. не требовалась разработка нового проекта зон охраны.

Представитель заинтересованного лица администрации МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области Шарапова Е.А. полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Карпицкий И.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований.

По заключению прокурора административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд находит заявленные административные исковые требования обоснованными.

Постановлением Правительства Рязанской области от 26 февраля 2019 года № 41 «О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» внесены следующие изменения: данное постановление дополнено пунктом 3, которым утвержден Перечень координат характерных точек границ зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина согласно Приложению № 3; пункт 3 постановлено считать пунктом 4; пункт 4 считать пунктом 5 и изложить в следующей редакии: «Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Рязанской области Л.А. Крохалеву»; постановление дополнено Приложением № 3.

В указанных координатах границы зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина поставлены на кадастровый учет, сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Оспариваемое постановление Правительства Рязанской области обладает существенными признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт: издан управомоченным органом государственной власти, содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 9.1 ч.1 п.2, 33 ч.2 п.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, в том числе по разработке, согласованию и утверждению в случаях и в порядке, установленных настоящим федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, Перечень которых устанавливается Правительством РФ).

Законом Рязанской области № 64-ОЗ от 5 августа 2015 года "О регулировании отдельных отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Рязанской области" к полномочиям Правительства Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (ст.6 п.8).

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 59Устава (Основного Закона) Рязанской области от 18.11.2005 года № 115-ОЗ осуществляя свои полномочия, Правительство Рязанской области издает постановления или распоряжения Правительства Рязанской области.

Постановления Правительства Рязанской области входят в систему нормативно-правовых актов Рязанской области (ст. 64 Устава (Основного Закона) Рязанской области.

Постановление Правительства Рязанской области от 26.02.2019 № 41 разработано Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области и принято на заседании Президиума Правительства Рязанской области в порядке, предусмотренном разделами III, V Регламента Правительства Рязанской области, утвержденного постановлением Губернатора Рязанской области № 220-пг от 23.07.2008 года, о чем в материалы дела представлены заключения правового управления аппарата Правительства Рязанской области по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз его проекта, лист согласования проекта с Вице-губернатором Рязанской области – первым заместителем Председателя Правительства Рязанской области, с заместителем Председателя Правительства Рязанской области, с руководителем аппарата Правительства Рязанской области, с начальником Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, с начальником отдела делопроизводства управления обеспечения деятельности коллегиальных органов, делопроизводства и контроля аппарата Правительства Рязанской области, протокол заседания Президиума Правительства Рязанской области № 3 от 26.02.2019 года. Постановление подписано Вице-губернатором Рязанской области, первым заместителем Предсадателя Правительства Рязанской области.

Согласно ст. 73 Устава (Основного Закона) Рязанской области официальным опубликованием нормативного правового акта, относящегося к системе нормативных правовых актов Рязанской области, считается публикация его полного текста в областной газете "Рязанские ведомости" или его первое размещение (опубликование) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Рязанской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)" или в сетевом издании "Рязанские ведомости" (rv.ryazan.ru).

Уставом (Основным Законом) Рязанской области установлено, что нормативные правовые акты Рязанской области вступают в силу одновременно на всей территории Рязанской области на следующий день после их официального опубликования, если самим актом не установлен иной порядок вступления его в силу (ст. 71 ч.1).

Оспариваемое постановление Правительства Рязанской области официально опубликовано в сетевом издании "Рязанские ведомости" (www.rv-ryazan.ru) 26 февраля 2019 года и вступило в силу на следующий день после его официального опубликования – 27.02.2018 года.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление принято Правительством Рязанской области в пределах его полномочий, форма принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, порядок его вступления в силу не нарушен.

Вместе с тем, проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 года Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, расположенный в с. Константиново Рыбновского района Рязанской области включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 34 указанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Пунктом 2 статьи 34 этого же Федерального закона определено, что охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года утверждены границы территории Государственного музея-заповедника С.А.Есенина как земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) согласно Приложению N 1; утверждено Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина согласно Приложению N 2.

Вступившим в законную силу решением Рязанского областного суда от 17 декабря 2012 года Митиной М.Д. отказано в удовлетоврении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановления Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина» с приложениями к нему, в части включения в состав охраной зоны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина территории села Константиново Рыбновского района Рязанской области, не вошедшей в территорию музея-заповедника.

Указанным решением суда установлено, что Постановление Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 принято Правительством Рязанской области с соблюдением установленного законом порядка, в том числе с соблюдением порядка согласования проекта границ музей-заповедника и его зон охраны. Проект границ Государственного музея-заповедника и его зон охраны был подготовлен институтом по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация" в соответствии с действовавшей на тот момент времени Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР № 33 от 24.01.1986 года. Проект границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина 20 августа 2003 года был согласован со специально уполномоченным федеральным органом охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) – Министерством культуры Российской Федерации. В силу ч.4 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проведение историко-культурной экспертизы проекта границ не требовалось.

Данные установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства в силу ч.2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства РФ являются преюдициальными, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Учитывая изложенное, границы объекта культурного наследия федерального значения - Государственного музея-заповедника С.А. Есенина были установлены Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством Российской Федерации, которое не предусматривало включение в сведения о границах территории объекта культурного наследия перечня координат характерных точек границ объекта культурного наследия и его зон охраны.

Изучив содержание Постановления Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым Постановлением Правительства Рязанской области от 26 февраля 2019 года № 41, содержащим определение координат поворотных (характерных) точек границ зон охраны музея-заповедника, в ранее установленные границы зон охраны объекта культурного наследия внесены изменения.

Судом установлено, что часть земельных участков, поставленных на кадастровый учет и находившихся на момент утверждения границ в 2006 году Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 на территориях населенных пуктов д. Федякино, Раменки при определении координат зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина оспариваемым постановлением вошла в зону охраняемого природного ландшафта, что подтвердили в суде представители заинтересованных лиц администрации МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области – Шарапова Е.А., Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области – Карпицкий И.Г.

Это обстоятельство подтверждается также сведениями публичной кадастровой карты зоны охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, поставленной на кадастровый учет (номер 62.13.2.133), согласно которым земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, состоящий на кадастровом учете с 20.11.1992 года, находится в зоне охраняемого природного ландшафта; земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, состоящий на кадастровом учете с 21.10.1992 года, частично находится в зоне охраняемого природного ландшафта; сообщением начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области № ДЗ/33-1178 от 27.04.2018 года главе МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о том, что земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Моргунову В.В., в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года расположен в зоне регулирования и застройки и хозяйственной деятельности Государственного музея-заповедника С.А. Есенина; сообщением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области от 29.04.2019 года № 0118/1821/1 о том, что по сведениям ЕГРН указанный земельный участок находится в зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, граница которой утверждена Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года.

Вместе с тем, согласно содержащемуся в Приложении № 2 к Постановлению Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года тектовому описанию (раздел III) зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина:

к охранной зоне отнесены: территория музея-заповедника, территория с. Константиново, не вошедшая в территорию музея-заповедника, ближайшие окрестности села от границы СПК "Есенинский" до молокозавода на востоке и до мемориального кладбища села Константиново на юге (178 га) на правом берегу и участок поймы напротив села на левом берегу реки Оки (358 га), ограниченный с западной стороны рекой Окой и "Макаровым углом", а с восточной стороны - озером "Глубоким", на севере его замыкает квартал ГЛФ, "Раменская роща" (133,8 га), территория в с. Кузьминском (8,7 га), включающая территорию, прилегающую к дому священника Брежнева, и усадебный парк на правом берегу реки Оки, территория в с. Федякино, включающая здание школы и "Федякинские овраги", памятник природы "Пощупово" с Богословским монастырем;

к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности отнесены деревни Раменки, Сидоровка, Шишкино, Чешуево (Чашово), Демидово, Шушпаново, Кудашево, Данилово, Ромоданово, Вакино, Пощупово, Новоселки, Костино, Старолетово (Дивово), территории сел Кузьминское и Федякино, не вошедшие в охранную зону музея-заповедника;

к зоне охраняемого природного ландшафта отнесены участок долины реки Оки на стыке лесостепного ландшафта высокого правобережья и левого пойменного берега, с которого начинается "Мещерская низменность", открытые пространства исторического ландшафта с сохранившимися архитектурными доминантами в больших приокских селах Константиново, Пощупово, Новоселки, Вакино, Костино.

Таким образом, согласно тектовому описанию зон охраны территория села Федякино была частично отнесена к охранной зоне, частично - к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, территория д. Раменки - к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами административных истцов о том, что Перечень координат характерных точек границ зон охраны Государственного музея-заповедника, содержащийся в Приложении № 3, противоречит описанию границ зон охраны согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года.

Содержание Постановления Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года в редакции оспариваемого постановления вызывает неоднозначное толкование. Отнесение оспариваемым нормативным правовым актом указанных выше территорий населенных пуктов д. Федякино и с. Раменки к зоне охраняемого природного ландшафта свидетельствует о фактическом изменении ранее утвержденных границ зон охраны объекта культурного наследия.

Ссылки представителей Правительства Рязанской области и Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на необходимость при определении границ зон охраны музея-заповедника исходить из графического обозначения зон охраны, содержащегося в Приложении № 1, не опровергают указанные выводы, поскольку данное графическое обозначение не содержит указаний на расположение границ перечисленных населенных пунктов относительно зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

Статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплено, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (ч.3).

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4).

Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 972 от 12.09.2015 года проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (п.6).

Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (п.12).

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон (п.14).

Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п.16).

Пунктом 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 972 от 12.09.2015 года, также установлено, что изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением.

Судом установлено, что указанный выше порядок изменения границ зон охраны объекта культурного наследия – Государственного музея-заповедника С.А. Есенина не был соблюден при принятии Постановления Правительства Рязанской области № 41 от 26 февраля 2019 года: новый проект зон охраны объекта культурного наследия не разрабатывался, оспариваемый нормативный правовой акт не был согласован с Министерством культуры Российской Федерации, государственная историко-культурная экспертиза проекта зон охраны не проводилась, что не оспаривал представитель Правительства Рязанской области в суде.

Таким образом, при принятии оспариваемого нормативного акта был сушественно нарушен установленный федеральным законодательством порядок изменения границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения.

Согласно пункту 1 части 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Оспариваемый нормативный правовой акт, не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, применен к административным истцам, чем нарушены их права, поэтому административные исковые требования о его оспаривании подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого указанные нормативный правовой акт признается недействующим, суд принимает во внимание, что признание его положений недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим с момента принятия.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Рязанской области - Рязанской областной газете "Рязанские ведомости".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Васильевой Анастасии Юрьевны и Моргунова Владимира Владимировича к Правительству Рязанской области о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать Постановление Правительства Рязанской области от 26.02.2019 года № 41 "О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» недействующим с момента принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит публикации в Рязанской областной газете "Рязанские ведомости" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Рязанский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

3а-248/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Моргунов В.В.
Васильева Анастасия Юрьевна
Ответчики
Правительство Рязанской области
Другие
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия РО
Администрация МО Рыбновский муниципальный район РО
Суд
Рязанский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.riz.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2020Предварительное судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.08.2020Судебное заседание
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.03.2020Дело оформлено
27.03.2020Дело передано в архив
23.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее