Решение по делу № 2а-3822/2020 от 06.10.2020

УИД 24RS0040-01-2020-004533-43                    Дело № 2а-3822/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года                             город Норильск

    Норильский городской суд Красноярского края в составе:

    председательствующего судьи Пархоменко А.И.,

    при секретаре судебного заседания Шицко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бибина В.А. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, начальнику Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю Гурьянову Н.В. об оспаривании дисциплинарного взыскания от 21.09.2020, оспаривании действий,

установил:

Бибин В.А. обратился в суд с административными исками к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, которые в рамках принятия их к производству суда были объединены в одно производство, в которых оспаривает наложенное на него постановлением начальника указанного исправительного учреждения от 21.09.2020 дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток, указывая в обоснование на то, что в ходе процедуры рассмотрения, председатель дисциплинарной комиссии был с ним невежлив, необоснованно повышал на него голос, высказывал в его адрес угрозы в части бесконечных дисциплинарных преследований, предлагал юристу найти возможные основания для возложения на него денежных обязательств и допускал высказывания, не совместимые с положением данного должностного лица. Кроме того, в нарушение положений действующего в области исполнения уголовных наказаний законодательства, в ходе реализации возложенного на него дисциплинарного взыскания, был нарушен порядок водворения его в штрафной изолятор, куда он был помещен без предварительного медицинского осмотра и вынесенного соответствующего медицинского заключения о возможности его нахождения в указанных условиях по состоянию здоровья. В соответствии с указаниями ФСИН России, заседания дисциплинарных комиссий в исправительных учреждениях проводятся с организацией видеофиксации, записи которой подлежат хранению в течение одного года. Считает, что в данном случае, указанные им в административном иске доводы могут быть подтверждены данными записями. Учитывая, что оспариваемое постановление от 21.09.2020 было вынесено должностным лицом, находящимся в эмоционально возбужденном состоянии, а также с нарушением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить.

Административный истец Бибин В.А., уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, а также о возможности участия в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, от участия в судебном заседании отказался, о чем представил письменное заявление.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю Соколова М.А., действующая на основании доверенности от 08.11.2019 № (<данные изъяты>), надлежащим образом, своевременно уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств о рассмотрении дела в её отсутствие либо об отложении разбирательства по делу, суду не представила. Согласно правовой позиции, доведенной до сведения суда посредством представления возражений, просит в удовлетворении заявленных Бибиным В.А. требований отказать в полном объеме в связи с необоснованностью, ссылаясь на то, что административный истец отбывает наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-15 ГУФЙСИ России по Красноярскому краю с 09.09.2014, куда прибыл из учреждения ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю. 04.01.2019 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания, где содержится до настоящего времени. По прибытии в учреждение Бибин В.А. был ознакомлен со своими правами и обязанностями, предусмотренными УИК РФ, другими нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения (далее – ПВР ИУ), утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295. Согласно п.14 ПВР ИУ выполнение требований законов, соблюдение распорядка дня исправительного учреждения, является обязанностью, а не правом осужденного. В соответствии со ст.115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, порядок применения которых регламентируется ст.117 УИК РФ. 21.09.2020 в отношении Бибина В.А. вынесено постановление о наложении взыскания правами начальника исправительного учреждения в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток. Каких-либо нарушений в ходе процедуры применения указанного дисциплинарного взыскания в отношении административного истца, не допущено, решение является обоснованным и соответствует действующему уголовно-исполнительному законодательству РФ. Так, указанное дисциплинарное взыскание наложено на Бибина В.А. за несоблюдение им п.16 ПВР ИУ в части невыполнения требований, предусмотренных ч.2 ст.11 УИК РФ, на основании представленных сотрудниками учреждения рапортов. В соответствии с п.4 ст.117 УИК РФ перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы, производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Согласно заключению фельдшера медицинской части № 12 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России от 21.09.2020, на момент осмотра в 15 часов 10 минут, состояние осужденного Бибина В.А. было удовлетворительным, в связи с чем содержаться в ШИЗО он мог. Следовательно, доводы Бибина В.А. о непроведении в отношении него медицинского осмотра перед водворением в штрафной изолятор 21.09.2020, являются бездоказательными, поскольку в амбулаторной карте осужденного имеется отметка о прохождении им медицинского осмотра, а также соответствующее медицинское заключение от 21.09.2020. Таким образом, указанные действия совершены административным ответчиком с четким соблюдением требований действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением процедуры привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности, что является основанием для отказа административному истцу в заявленных требованиях (<данные изъяты>).

Административный ответчик Гурьянов Н.В., привлеченный к участию в деле в рамках подготовки к судебному разбирательству, надлежащим образом, своевременно уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. Ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении рассмотрения дела, суду не представил.

Суд не признал явку административных ответчиков в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание указанных участников, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие в соответствии с положениями ч.6 ст.226 КАС РФ.

До судебного разбирательства суду поступило заявление Бибина В.А., которое содержит указание на то, что отказ от иска заявлен истцом добровольно, а также о разъяснении истцу последствий принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу по данному основанию.

Разрешая по существу заявленное административным истцом ходатайство, не содержащее необходимых сведений об отказе от административного иска, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в суде первой инстанции, отказаться от административного иска полностью или в части.

Согласно п.3 ч.1 ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Исходя из указанных законоположений следует, что законодатель связывает прекращение производства по делу с отказом от административного иска. Вместе с тем, из представленного за подписью Бибина В.А. ходатайства от 25.11.2020 не усматривается наличие у него волеизъявления на отказ от заявленных административных требований, кроме того, от участия в судебном заседании Бибин В.А. отказался, в связи с чем суд лишен возможности установить наличие волеизъявления административного истца на прекращение производства по административному делу в связи с отказом от административного иска.

При таких данных, учитывая отсутствие в ходатайстве Бибина В.А. необходимых для принятия отказа сведений, включая причины отказа от требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для принятия отказа от административного иска и прекращения производства по делу, в связи с чем, полагает необходимым рассмотреть административное дело по существу.

Оценив изложенные в административном иске доводы, учитывая возражения административного ответчика по существу заявленных требований, исследовав в полном объеме представленные в деле письменные доказательства и изучив видеозапись заседания дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 21.09.2020, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Частью 1 ст.218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу указанной выше нормы, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст.17).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15 Конституции РФ).

Согласно ч.1 ст.21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23 Конституции РФ).

Согласно ч.1 ст.3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

В соответствии со ст.8 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

В Российской Федерации гарантируются уважение и охрана прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовой защиты и личной безопасности при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, определяемые исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (часть 2 статьи 10 УИК РФ).

Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст.11 УИК РФ, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В силу ч.2 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч.3 ст.82 УИК РФ).

Из п.16 действующих на момент спорных правоотношений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Министерством юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 следует, что осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение № 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в числе которых водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток (п.«в» ч.1 ст.115 УИК РФ).

Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы регламентирован ст.117 УИК РФ из положений ч.1 которого следует, что при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.4 ст.117 УИК РФ).

Правом налагать на осужденного взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, в соответствии с требованиями ч.1 ст.119 УИК РФ наделен начальник исправительного учреждения.

Согласно п.14 Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.08.2011 № 282.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец Бибин В.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Согласно представленным рапортам сотрудников исправительного учреждения, в ходе осуществления надзора за осужденными путем видеонаблюдения, было выявлено, что осужденный ОСУОН Бибин В.А. нарушил установленный порядок отбывания наказания, что выразилось в следующем:

- 15.09.2020 в период с 17:49 до 18:40 часов в прогулочном дворике ОСУОН № 1 не носил одежду (головной убор, куртку х/б) установленного образца с нагрудным отличительным знаком, законные требования оператора поста видеоконтроля по громкоговорящей связи и дежурного по ОСУОН, не выполнял(<данные изъяты>);

- 16.09.2020 в период времени с 06:00 до 06:18 часов, в помещении № 9 (ночь) ОСУОН не соблюдал распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, после команды «подъем» находился на своем спальном месте, неоднократные требования о необходимости встать со спального места не выполнял (<данные изъяты>);

- 18.09.2020 в период времени с 06:00 до 06:18 часов, в помещении № 9 (ночь) ОСУОН, не соблюдал распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, после команды «подъем» находился на своем спальном месте, неоднократные требования о необходимости встать со спального места не выполнял (<данные изъяты>).

Данные нарушения были зафиксированы камерами внутреннего наблюдения, а также нашли отражение в акте проверки видеоматериалов по указанным фактам нарушений (<данные изъяты>).

Поскольку осужденный Бибин В.А., без наличия к тому уважительных причин, отказался от дачи письменных объяснений по допущенным нарушениям установленного порядка отбывания наказания, 18.09.2020 по данному факту был составлен акт (<данные изъяты>).

По результатам проверки указанных нарушений было вынесено заключение, согласно которому была установлена вина Бибина В.А. в несоблюдении Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, а именно п.16, согласно которому осужденный обязан выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками и п.17 в части запрета на пребывание на спальном месте в неотведенное для сна время, без разрешения администрации исправительного учреждения (<данные изъяты>).

На основании указанного заключения и представленных материалов, постановлением начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гурьянова Н.В. от 21.09.2020 осужденный Бибин В.А. был подвергнут мерам взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток (<данные изъяты>).

В судебном заседании от 03 ноября 2020 года, Бибин В.А. не оспаривал факта допущенных нарушений Правил внутреннего распорядка, указывая, что полагает постановления незаконными ввиду нарушения администрацией ИУ порядка наложения дисциплинарных взысканий.

Согласно записям в медицинской карте амбулаторного больного (<данные изъяты>) и медицинскому заключению от 21.09.2020, перед водворением в штрафной изолятор Бибин В.А. был осмотрен врачом, жалоб на момент водворения не заявлял, на что также указывает медицинская справка от 21.09.2020 (<данные изъяты>), общее состояние признано удовлетворительным, соматически здоров, в связи с чем медицинских противопоказаний к содержанию в ШИЗО не имел, что отражено в указанных документах.

Следовательно, вопреки утверждениям административного истца, процедура наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренная ст.117 УИК РФ, административным ответчиком в части проведения медицинского осмотра и вынесения медицинского заключения, не нарушена.

Оценивая доводы административного истца в части невежливого отношения к нему в процессе заседания дисциплинарной комиссии, суд признает их несостоятельными, поскольку согласно видеозаписи заседания комиссии от 21.09.2020, при применении данной меры взыскания к Бибину В.А., были учтены обстоятельства совершения им допущенных нарушений за 15.09.2020, 16.09.2020 и 18.09.2020, его личность и предыдущее поведение, что нашло отражение в представленной характеристике (<данные изъяты>) и справке о поощрениях и взыскания осужденного (<данные изъяты>), из чего следует, что наложенное взыскание соответствует тяжести и характеру нарушений, факт допущения которых Бибиным В.А. не оспаривается.

При этом в результате просмотра указанной видеозаписи, фактов, указывающих на невежливое обращение к административному истцу, не установлено, задаваемые Бибину В.А. вопросы были связаны с допущенными нарушениями, наличие у начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю эмоционально возбужденного состояния в ходе заседания дисциплинарной комиссии, судом не отмечено, что опровергает доводы административного истца в указанной части и не свидетельствуют о предвзятом к нему отношении со стороны администрации исправительного учреждения.

С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца в ходе применения к нему мер дисциплинарного взыскания со стороны административных ответчиков допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий и основания их совершения, административным ответчиком соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Бибина В.А. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, начальнику Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю Гурьянову Н.В. об оспаривании дисциплинарного взыскания от 21.09.2020, оспаривании действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                    А.И. Пархоменко

Решение в окончательной форме принято судом 11 декабря 2020 года.

2а-3822/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Бибин Виталий Александрович
Ответчики
начальнику ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гурьянов Николай Викторович
ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Другие
ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Пархоменко Аурика Ивановна
Дело на странице суда
norilsk.krk.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация административного искового заявления
07.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2020Судебное заседание
03.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.11.2020Судебное заседание
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее