Дело № 2-8368/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2015 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Паначевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никитченковой Е. Н. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить истцу договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Никитченкова Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и направить Никитченковой Е. Н. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 360 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, улица <адрес>, кадастровый №, по выкупной цене в размере 25-ти процентов от кадастровой стоимости.
В обоснование иска указала, что на основании Протокола о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ истица является собственником нежилого помещения – склада, состоящего из лит. М, общей площадью 382,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, улица <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. Указанное нежилое помещение расположено на испрашиваемом земельном участке площадью 2 360 кв.м. по адресу: <адрес>, улица <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый складом. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. В предоставлении земельного участка Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан истцу было отказано со ссылкой на нахождение земельного участка в границах красных линий. Считая отказ незаконным, истец обращается в суд с настоящим иском.
Истец Никитченкова Е.Н., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Газиева Р.Ф. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Туктамышева А.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.
Истцу на основании Протокола о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит нежилое помещение – склад, литер М, общей площадью 382,3 кв.м., по адресу: <адрес>, улица <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>.
Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2 360 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, улица <адрес>. Данный земельный участок предоставлен истцу на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРПН ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок из земель населенных пунктов имеет целевое назначение – занимаемый складом, обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его целевого использования.
В материалах дела имеется копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок по адресу: <адрес>, улица <адрес>, площадью 2 360 +/-17 кв.м., отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: занимаемый складом, входит в производственную зону (П-2), санитарную зону охраны водозаборов (3 пояс).
Как усматривается из Выписок из ЕГРПН Управления Росреестра по РБ на спорный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо ограничения на испрашиваемый земельный участок не зарегистрированы.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство основываются на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.п. 2. п. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ).
Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Считая, что имеет право на приобретение земельного участка в собственность за плату, истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из ответа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка истцу было отказано на том основании, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий, что в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует предоставлению земельного участка в собственность.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Однако наличие на земельном участке красных линий не может быть основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность на основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ, так как п. 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Как установлено материалами дела, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
При рассмотрении дела ответчиком не представлено суду доказательств наличия предусмотренных ст. 39.16. ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Как усматривается из кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, Выписок из ЕГРПН Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ограничения, обременения прав на испрашиваемый земельный участок, препятствующие в соответствии с законом приобретению земельного участка в собственность, не зарегистрированы.
Также в соответствии с п. 2.2. ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», абз. 3 п. 3 ст. 28 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ аренды земельного участка не может являться основанием для отказа в предоставлении данного земельного участка в собственность арендатору.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют. Следовательно, отказ ответчика в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка не основан на законе.
Таким образом, ответчиком в отсутствие оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, не исполнена обязанность, возложенная ст. 39.17 ЗК РФ. А именно, по результатам рассмотрения заявления Никитченковой Е.Н. не осуществлена подготовка проекта договора купли-продажи земельного участка, его подписание, направление для подписания заявителю.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
При таких обстоятельствах требование иска об обязании ответчиков в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и направить Никитченковой Е. Н. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 360 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, улица <адрес>, кадастровый №, обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 629 от 29.12.2014 года лица, не указанные в пунктах 1 - 3 настоящего Постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки: до 1 июля 2015 года - по цене в размере 25 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
Принимая во внимание, что истец обратилась к ответчику и в предоставлении земельного участка истцу было незаконно отказано до ДД.ММ.ГГГГ, цена спорного земельного участка определяется в размере 25-ти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Никитченковой Е. Н. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить истцу договор купли-продажи земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и направить Никитченковой Е. Н. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 360 +/-17 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, улица <адрес>, кадастровый №, из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования: занимаемый складом, по выкупной цене в размере 25-ти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы.
Судья Бикчурина О.В.