Дело № 2-891/2018 года
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Виктора Васильевича к МУ МВД России «Балашихинское» об обязании поставить на регистрационный учет по месту пребывания,
У с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к ответчику ОУФМС России по Московской области по г.о. Балашиха об обязании поставить на регистрационный учет по месту пребывания, указывая на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый кто законно находится на территории РФ имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства. Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. В соответствии с положениями ст. ст. 6,7 данного Закона, в силу п. 16, п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, граждан, изменивший место жительство обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение. 14.06.2017 года им необходимые для регистрации по месту пребывания документы были предоставлены в паспортный стол ООО «Южный» паспортистке ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ документы вернулись из МП № 1 ОВМ МУ МВД России по Московской области с отказом в регистрации. Он поехал на прием к начальнику МП № 1 ОВМ ФИО5 и попросил её дать ему письменный отказ на регистрацию. На его законное требование она ему грубо отказала и нахамила. ДД.ММ.ГГГГ им было написано заявление на имя начальника МУ МВД России «Балашихинское» о безграмотных действиях начальника МП № ФИО5 Через полтора месяца ответ на его заявление был дан начальником отдела по вопросам миграции ФИО6 в нем она оправдала безграмотные действия её подчиненной ФИО5 и объяснила отказ в регистрации статьей 247 ГК РФ, что не соответствует действительности. ДД.ММ.ГГГГ им было написано заявление на имя начальника МУ МВД России «Балашихинское» о безграмотном проведенном расследовании начальником отдела по вопросам миграции ФИО6 Расследование было проведено начальником отдела по вопросам миграции ФИО6, а утверждено заместителем начальника полиции ФИО7, нарушений со стороны ФИО6 и начальника МП № 1 ОВМ ФИО5 не обнаружила. Однако, исходя из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства» о том, что механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с её уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений, что не соответствует конституционному смыслу института регистрации. Согласно Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства, следовательно, регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, в связи с чем предоставление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом свого жительства.
Истец Васильев В.В. просит суд обязать ответчика ОУФМС России по Московской области по г.о. Балашиха поставить его на регистрационный учет по месту пребывания, по адресу: <адрес>.
Судом произведена замена ОУФМС России по <адрес> по г.о. Балашиха его правопреемником МУ МВД России «Балашихинское».
В судебное заседание истец Васильев В.В. явился, исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что его право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение не имеет отношения к заявленному спору, он не обязан сообщить сотрудником отдела по вопросам миграции и суду о том, что является собственником доли в жилом помещении. Его исковые требования непосредственно связаны с постановкой его на регистрационный учет по месту пребывания.
Представитель ответчика МУ МВД России «Балашихинское» по доверенности Коневцова Е.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и пояснила, что Васильеву В.В. был направлен ответ с разъяснением порядка регистрации по месту пребывания, а именно, что в соответствии со ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников (у дочери Васильева ? доля общедолевой собственности). В отношении второй доли Васильевым В.В. документы на собственность, либо согласие собственника, на момент рассмотрения вопроса о регистрации Васильева В.В. по месту пребывания, по адресу: <адрес>, не были представлены. В настоящее время МУ МВД России «Балашихинское» Васильеву В.В. не отказано в регистрации по месту пребывания, а истребованы дополнительные документы, необходимые для рассмотрения его обращения.
3-е лицо Васильева Н.В. в судебное заседание не явилась, о слушание дела извещалась.
3-е лицо Администрация г.о. Балашиха Московской области своего представителя в судебное заседание не направила, о слушание дела извещалась.
С учетом мнения истца, представителя ответчика, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии 3-их лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 ч. 1 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
В силу ст. 11 ч. 3 п. 2 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существующего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 18 ЖК РФ, право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Согласно ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия-в порядке, установленном судом (п. 1). Участник долевой собственности имеет право на предъявление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (п. 2).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По смыслу п. 2 ст. 247 ГК РФ, при отсутствии соглашения участников долевой собственности не исключается установление судом такого порядка пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, при котором не все участники долевой собственности пользуются общим имуществом. Применительно к жилому помещению, возможно установление такого порядка пользования имуществом, при котором не все участники долевой собственности будут проживать в этом жилом помещении.
В силу изложенного, приобретение гражданином права собственности на долю в жилом помещении, не влечет само по себе возникновение права пользования этим помещением. Возникновение права пользования зависит от установленного участниками долевой собственности или судом порядка пользования жилым помещением.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации паспорта или иного заменяющего его документ, удостоверяющий личность гражданина и документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение или его надлежаще заверенная копия.
Пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В силу п.п. 16-18 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым пункта 16 настоящих Правил. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.
П. 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 года № 288 предусмотрено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Заявление, а также иные документы могут быть представлены в орган регистрационного учета в форме электронных документов через Единый портал.
Исходя из положений этих норм, вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и последующая их регистрация по месту жительства является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо согласие всех сособственников этого жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как отметил Конституционный суд РФ в постановлении от 02.12.1998 № 4-П, указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и подтверждают субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства. При этом представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
Таким образом, в конкретном случае, обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Из приведенных норм права, следует, что регистрация гражданина по выбранному им месту жительства осуществляется не только при предъявлении им документов удостоверяющих личность, но и документов, подтверждающих добросовестное использование своих прав и добросовестное использование им обязанностей. Праву гражданина на свободный выбор места жительства противостоит право граждан, организаций на использование жилых помещений, которыми они владеют на законном основании, по своему усмотрению. В свою очередь, само вселение гражданина в помещение, собственником которого он не является, носит, разумеется, разрешительный характер со стороны лица, предоставляющего это помещение (вселяющего).
Судом установлено, что ФИО9 являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается техническим паспортом ГУП МО «МОБТИ»-Балашихинский филиал (л.д. 62-65).
ФИО15 является собственником в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, доля в праве-1/2 (л.д. 13-15).
В июне 2017 года ФИО15 обратилась в адрес начальника МП № ОВМ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО5 с заявлением, согласно которого просила зарегистрировать по месту пребывания, сроком на 10 лет ФИО1, в жилое помещение, по адресу: <адрес> (л.д. 16).
Согласно письма начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что паспортисту управляющей компании ФИО4 был предоставлен не полный пакет документов, старшим инспектором отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» ФИО10 было указано паспортисту ФИО4 на необходимость представления в комплекте согласия собственника другой ? доли, в соответствии со ст. 247 ГК РФ (владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников). Документы были возвращены паспортисту на доработку. На приеме ФИО1 разъяснялось, что в связи с тем, что заявление о регистрации по месту пребывания с комплектом документов в миграционном пункте № отдела по вопросам миграции отсутствуют, лицом ответственным за прием и передачу документов в органы регистрационного учета сданы не были, в журнале поступивших заявлений о регистрации по месту пребывания не зарегистрированы, отказ в регистрации по месту пребывания ни начальником миграционного пункта № ФИО5, ни старшим инспектором отдела по вопросам миграции ФИО10 не выносился. Иные заявления от ФИО1 на момент обращения в миграционный пункт № отдела по вопросам миграции для подготовки письменного ответа не поступали. Для оформления регистрации по месту пребывания необходимо подать заявление и иные документы в установленном порядке (л.д. 7-8).
Согласно письма заместителя начальника МУ МВД России «Балашихинское» ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной проверки в действиях начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» ФИО6 и начальника миграционного пункта № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» ФИО5 нарушений не установлено. Для оформления регистрации по месту пребывания ФИО1 необходимо подать заявление и иные необходимые документы в установленном порядке (л.д. 10).
В обосновании своих возражений стороной ответчика МУ МВД России «Балашихинское» представлены следующие документы: проверочный материал от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-59) и проверочный материал от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-43).
Согласно справки нотариуса Балашихинского нотариального округа ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в её производстве имеется наследственное дело № года открытое к имуществу ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное дело открыто по заявлению ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес> (заявление о принятии наследства подано ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО15, зарегистрированной по адресу: <адрес>, Советский пр-т, <адрес>Б, <адрес> (заявление о принятии наследства подано ДД.ММ.ГГГГ). Указанные лица являются наследниками по завещанию, удостоверенному ФИО13, нотариусом Балашихинского нотариального округа <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, по реестру №-д. В состав наследственной массы входит 3-х комнатная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью на день смерти наследодателя 250171 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ по реестру 2781 выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию в ? доле на вышеуказанную квартиру на имя ФИО15 ФИО1 свидетельство о праве на наследство не получал, ? доля наследства открытая (л.д. 74).
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к МУ МВД России «Балашихинское» об обязании поставить на регистрационный учет по месту пребывания, не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, то для регистрации по месту жительства по адресу жилого помещения, сособственники должны были представить в орган регистрационного учета документы, подтверждающие право на долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение и согласие на регистрацию по месту пребывания, не только одного сособственника жилого помещения, в данном случае дочери истца ФИО15, но и документы, подтверждающие право общей долевой собственности на жилое помещение, лиц в чьей собственности находится жилое помещение и их согласие на регистрацию по месту пребывания, что необходимо для подтверждения соглашения между всеми участниками долевой собственности на установление такого порядка пользования жилым помещением, при котором все собственники одновременно пользовались бы жилым помещением. Однако, истец ФИО1 не представил в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о том, что он является вторым сособственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При этом, в ходе судебного заседания истец ФИО1 также не сообщил суду сведений о втором сособственнике вышеуказанного жилого помещения. Данные о том, что ФИО1 фактически является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, были получены судом из компетентных органов. Таким образом, на момент предоставления истцом ФИО1 в регистрируемый орган документов, необходимых для его постановке на регистрационный учет по месту пребывания, ФИО1 не были представлены сведения о его правах на ? долю в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение, либо иные сведения о сособственнике жилого помещения и его согласие на регистрацию ФИО1 по месту пребывания, в случае, если бы ФИО1 не являлся участником общей долевой собственности на жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к МУ МВД России «Балашихинское» об обязании поставить ФИО1 на регистрационный учет по месту пребывания, по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья О.А. Быстрякова