Решение по делу № 2а-1581/2018 от 16.04.2018

Дело №2а-1581/2018

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2018 года город Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Кучеренко Н.В.,

при секретаре – Оплачко А.Е.,

с участием представителя истца - Гафарова Т.Р.,

и представителя ответчика - Куриленко Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сейфуллиной Ларисы Ониковны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гавриловой М.С. о признании решения незаконным, понуждении совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Сейфуллина Л.О. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гавриловой М.С. о признании решения незаконным, понуждении совершить определённые действия.

Исковые требования мотивированы тем, что 27.09.2017 административный истец через ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась с заявлением к административному ответчику о государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Сообщением от 26.02.2018 № № 90/016/160/2017-2765, подписанным государственным регистратором Госкомрегистра Гавриловой М.С., истцу отказано в государственной регистрации объекта недвижимости.

Истец считает данное сообщение незаконным и нарушающим её права, законные интересы. Так, указывает, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> о чем в ЕГРН сделана запись. В последующем, истцом произведена реконструкция квартиры путем устройства дополнительного входа в квартиру, а также частичная разборка существующих перегородок: площадь увеличена с 43.2 кв.м., на 47,60 кв.м. Реконструкция не нарушает санитарные и пожарные нормы, также при выполнении строительных работ существующие коммуникационные системы не затрагиваются. 15.04.2016г. Службой государственного строительного надзора РК зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации. Кроме того, в данной декларации указано, что реконструкция произведена без изменений внешних геометрических размеров их фундаментов в плане. Согласно письму Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым от 28.02.2018 №4488/40/05-06, реконструкция принадлежащей истцу квартиры без изменения внешних геометрических размеров фундамента может производиться без получения градостроительного плана застройки земельного участка. Действиями истца не нарушены права и законные интересы собственников многоквартирного жилого дома, а произведенная реконструкция соответствует всем строительным нормам и правилам, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В связи с чем, обращаясь в суд, истец просит признать незаконным вышеуказанный отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гавриловой М.С., а также обязать ответчика зарегистрировать за ней право собственности на объект недвижимого имущества: <адрес>

Представитель административного истца по ордеру - адвокат Гафаров Т.Р. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить на основании вышеизложенного.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по доверенности - Куриленко Т.О. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении ввиду необоснованности.

Административный ответчик государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гаврилова М.С. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Судом установлено, что Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

Судебным рассмотрением также установлено, что 27.09.2017г. административный истец, действуя через представителя, обратился в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , общей площадью 47,6 кв.м. С заявлением истцом предоставлены, в том числе, следующие документы: декларация об объекте недвижимого имущества от 15.04.2016, кадастровый паспорт помещения (выписка из ГКН) от 29.08.2014 №90-02/2014-2518, свидетельство о государственной регистрации права от 03.07.2015.

Уведомлением о приостановлении государственной регистрации №90/016/160/2017-2765 от 09.10.2017г. административному истцу сообщено о приостановлении государственной регистрации в отношении вышеуказанного недвижимого имущества с указанием на то, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности на регистрируемый объект недвижимого имущества (квартиру) уже зарегистрировано, о чем 03.07.2015г. внесены записи о регистрации права №90-90/016-90/016/986/2015-843/3. Кроме того, документ, подтверждающий, что реконструкция произведена без изменения внешних геометрических размеров фундамента недвижимого имущества либо правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не представлен. Декларация о готовности не содержит сведений о документе, свидетельствующем о праве собственности или пользования земельным участком, или договоре суперфиция. Также, государственным регистратором направлен информационный межведомственный запрос в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, однако, по состоянию ответ на вышеуказанный запрос не поступил.

Уведомлением о приостановлении государственной регистрации №90/016/160/2017-2765 от 22.12.2017г. административному истцу сообщено о приостановлении государственной регистрации в отношении вышеуказанного недвижимого имущества, в связи с предоставлением истцом заявления о приостановлении государственной регистрации от 22.12.2017г. №90/016/163/2017/1560 на срок до 13.02.2018г.

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК №90/016/160/2017-2765 от 26.02.2018г., административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> Основанием для принятия такого решение указано: истечение срока приостановления и не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности. Указано на непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.

Отказывая Сейфуллиной Л.О. в удовлетворении иска, суд выходит из необоснованности заявленных исковых требований, на основании следующего.

Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация, как формальное условие обеспечения государственной, в том числе, судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства, юридическую силу правоустанавливающих документов. Регистрация сама по себе не влечет возникновение прав на недвижимость в отрыве от материального носителя —

правоустанавливающего документа, она является лишь доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п.п.2,3 ч.3 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя также проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Как установлено, согласно кадастровому паспорту на квартиру №90-02/2014-2518, государственный кадастровый учет в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, осуществлен 29.08.2014г., общей площадью объекта - 43,2 кв.м., с присвоением кадастрового номера

В дальнейшем, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.07.2015г., истцом зарегистрировано право собственности на данную квартиру, общей площадью именно 43,20 кв.м.

Однако, в 2017 году, как ранее установлено, истцом подано в Госкомрегистр заявление о государственной регистрации права собственности на этот же объект недвижимости, т.е. с указанием конкретного номера объекта - КН , при этом, с иными характеристиками - с указанием в заявлении иной большей площади данного объекта - 47,6 кв.м.

В качестве документа-основания для государственной регистрации права собственности заявителем предоставлено свидетельство о государственной регистрации права от 03.07.2015 и декларация о готовности объекта к эксплуатации от 15.04.2016 №РК 14216006877.

Из Декларации о готовности объекта к эксплуатации - реконструкция <адрес> устройством дополнительного входа, зарегистрированной Службой государственного строительного надзора Республики Крым 15.04.2016, усматривается, что заявителем была произведена реконструкция объекта недвижимого имущества без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане, после которой, площадь квартиры увеличилась, и составляет 47,6 кв.м.

В силу п.2 ст.209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В силу п.9 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место, является одним из основных сведений об объекте недвижимости.

Согласно ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, еслине представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В силу ст.27 вышеуказанного Федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, учитывая установленные ответчиком вышеуказанные противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными, на основании ст. 27 Закона о регистрации, истцу и отказано в государственной регистрации права на объект с указанными в заявлениями характеристиками, поскольку под указанным заявителем в заявлении КН значился на учёте объект недвижимости с иными характеристиками, а именно: иная площадь объекта.

Указанные обстоятельства, как установлено судом, и послужили причинами для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

При этом, следует отметить, что в оспариваемом отказном решении истцу также разъяснено на необходимость предоставления иных дополнительных документов, однако, как установлено судом, данные требования изложены ответчиком ввиду получения сведений о реконструкции помещения, подразумевающей в соответствии с требованиями закона увеличение площади объекта именно за счёт пристройки, настройки и др., а не перепланировки и переоборудования квартиры, при том, что сведений о таких изменениях истцом зарегистрированы не были, в учёт изменений характеристик объекта - не внесены.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные утверждения, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения ответчика, административные ответчики в доказали правомерность своего решения, что действовали в соответствии и в пределах предоставленных им законом полномочий, в связи с чем, отказывает в удовлетворении административных исковых требований Сейфуллиной Л.О. о признании решения незаконным.

Исковые требования об обязанности совершить определенные действия также удовлетворению не подлежат по тем обстоятельствам, что являются фактически дополнительными к главному, в удовлетворении которого отказано.

При этом, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В связи с чем, суд отказывает Сейфуллиной Л.О. в удовлетворении исковых требований в полном объёме, поскольку административные ответчики в полной мере доказали правомерность своего решения, что действовали в соответствии и в пределах предоставленных им законом полномочий.

В соответствии со ст.ст. 111, 112, 114 КАС РФ, в связи с отказом в удовлетворении иска, госпошлина по делу взысканию с ответчиков не подлежит.

На основании изложенного, ст.ст. 9, 45, 46 Конституции Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Сейфуллиной Ларисы Ониковны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гавриловой М.С. о признании решения незаконным, понуждении совершить определённые действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.В. Кучеренко

Решение суда принято в окончательной форме 09 июня 2018 года.

2а-1581/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Сейфуллина Л.О.
Ответчики
Государственный комитет по государственный регистрации и кадастру РК
Государственный регистратор Гаврилова М.С.
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Кучеренко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
16.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
18.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2018[Адм.] Судебное заседание
15.05.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.06.2018[Адм.] Судебное заседание
09.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее