Решение по делу № 12-2079/2016 от 18.11.2016

Дело № 12-2079/2016

судья: Шаповал А.В.

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2016 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 октября 2016 года по делу № 5-2143/2016 об административном правонарушении в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 октября 2016 года Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением суда, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что Учреждение не является производственным предприятием, необходимую дорожную деятельность осуществляют подрядные организации на основании заключаемых с ними государственных контрактов на обеспечение государственных нужд в проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, Учреждением с ГУП Республики Крым «Крымавтодор» 31.12.2015 г. заключен государственный контракт № 22/15 БК. Финансирование производится в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года. На 2016 финансовый год получателям бюджетных средств доводятся новые показатели бюджетной росписи по расходам (финансируемые объекты) и лимиты бюджетных обязательств. Данные показатели и лимиты должны быть доведены до начала очередного финансового года. Учитывая возможные задержки с финансированием, Учреждением был перечислен подрядчику авансовый платеж в размере 60303161,16 руб. Считают, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, вследствие чего к административной ответственности привлечено невиновное лицо.

В судебное заседание представитель Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым»не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Крым ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения, а также правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств устанавливают ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.

Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТа Р 50597-93, установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

В силу пункта 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения.

В соответствии с пунктом 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.19.1 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.

Отсутствие дорожного знака нарушает требования законодательства в области безопасности дорожного движения, и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно подпункту "б" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, согласно Акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 22 июня 2016 года государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Крым лейтенантом полиции ФИО3 на автодороге <адрес> установлены многочисленные нарушения, а именно: на 331км+300, 331км+050, 330км+850 - отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1; на 331км+050 отсутствие знака 5.19.2; на 330км+850 – необходимо переустановить знаки 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с требованием ГОСТ, не более 1 метра от дорожной разметки 1.14.1, отсутствие знака 5.16; на 330км+550 – отсутствие слева знака 5.19.1, необходимо устранить поврежденные элементы МБО, отсутствие горизонтальной разметки 1.14.1; на 329км+200 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 и освещения; на 328км+000 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, необходима замена знаков 5.19.1 и 5.19.2, переустановка знаков 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с требованиями ГОСТ, не более 1 метра от дорожной разметки 1.14.1; на 327км+800 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1; на 327км+700 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, необходимо переустановить знаки 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с требованием ГОСТ, не более 1 метра от дорожной разметки 1.14.1, отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, также необходимо справа установить знак 5.16; на 326км+800 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, слева отсутствие знака 5.16; на 326км+700 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1; на 326км+500 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, необходимо заменить знаки 5.19.1 и 5.19.2; на 326км+200 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1; на 325 км+000 - отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, отсутствие освещения; на 324км+900 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, отсутствие освещения; на 324км+300 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, отсутствие освещения; на 324кма+700 – отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, необходимо переустановить знаки 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с требованием ГОСТ, не более 1 метра от дорожной разметки 1.14.1, отсутствие освещения; на 324км+050 –отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, отсутствие освещения; на 323км+650 –отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, отсутствие освещения; на 323км+350 - отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, отсутствие освещения.

В целях устранения нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, 27 июня 2016 года заместителем Главного государственного инспектора по безопасности дорожного движения Республики Крым полковником полиции ФИО4 вынесено предписание , которым ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» предложено организовать до 27 июля 2016 года выполнение вышеуказанных мероприятий (л.д.4-6).

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 29 июля 2016 года в установленный срок требования предписания не выполнены (л.д. 8-9).

По факту невыполнения предписания от 27 июня 2016 года государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Крым лейтенантом полиции ФИО3 в отношении юридического лица ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» 12 августа 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 2-3).

В своей жалобе ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» указывает, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку, не являясь производственным предприятием, не имеет возможности самостоятельно выполнить указанные в предписании замечания. Возложенные на него функции выполнены путем заключения Государственного контракта № 22/15 БК с ГУП Республики Крым «Крымавтодор» (Подрядчик), согласно п. 1.3 приложения № 3 к указанному контракту, в обязанности ГУП Республики Крым «Крымавтодор» входят работы по содержанию сети автомобильных дорог в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Условиями контракта предусмотрено, что за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по контракту, подрядчик несет предусмотренную контрактом и законом ответственность, в том числе по ст.12.34 КоАП РФ. Кроме того, был заключен Государственный контракт № 1/16 от 04.07.2016 года, действующий по 31.10.2016 г. Исходя из положений ст.ст.161, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (Республики Крым) и на основании бюджетной сметы. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. В связи с изложенным, считают, что указанные в предписании замечания подлежали выполнению ГУП Республики Крым «Крымавтодор».

Указанные доводы жалобы являлись предметом проверки судьи городского суда и не нашли своего подтверждения. Приведенным доказательствам судом первой инстанции была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которую суд апелляционной инстанции полагает правильной.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» путем преобразования Государственного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым».

Согласно Уставу Учреждения, утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа № 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;

- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;

- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;

- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;

- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.

Предметом деятельности ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).

В целях обеспечения выполнения функции в области обеспечения соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам Учреждением (Заказчик) ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № 22/15 БК с Государственным унитарным предприятием «Крымавтодор» (Подрядчик), согласно предмету которого, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым (п.1.1 контракта).

Работы по содержанию Объекта, характеристики которого указаны в Приложении 1 к Контракту, выполняются Подрядчиком путем выполнения комплекса работ в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, Техническим заданием (Приложение № 3 к Контракту), Регламентом на содержание автомобильных дорог (Приложение № 4 к Контракту).

Согласно пункту 5.1 государственного контракта, указанный контракт действует с момента подписания и по 29 февраля 2016 года.

В соответствии с п.5.1 Государственного контракта № 1/16 от 04.07.2016 года, заключенного с ГУП РК «Крымавтодор», он действует с момента подписания по 31.10.2016 г.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение ГУП Республики Крым «Крымавтодор» (Подрядчиком) своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» от административной ответственности.

ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания указанных дорог, в связи с чем ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» было выдано предписание от 27 июня 2016 года.

Суду не предоставлено техническое задание (приложение к контрактам), оформленное во исполнение предписания от 27 июня 2016 года.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» не представило суду достаточных, надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих, что указанное юридическое лицо в силу объективных причин не имело реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей, предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.

Вопрос о наличии вины ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в совершении вмененного административного правонарушения исследован судом с учетом имеющихся доказательств и критериев их относимости, допустимости и достоверности и с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о заключении государственных контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог не свидетельствует об объективной невозможности исполнить требования предписания.

Ссылка на то, что неисполнение ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» предписания вызвано отсутствием финансирования содержания автомобильных дорог, осуществляемого из республиканского бюджета Республики Крым, не опровергает выводов судьи по делу и не является обстоятельством, исключающим производство по делу.

Наступление административной ответственности не может ставиться в зависимость от наличия у субъекта правонарушения финансовых средств на исполнение обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, иначе такие действия привели бы к нарушению принципов административной ответственности, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судьи о наличии события административного правонарушения и виновности ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в его совершении является законным и обоснованным, действия ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Административное наказание ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 октября 2016 года по делу № 5-2143/2016 об административном правонарушении в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Хожаинова

12-2079/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Хожаинова Оксана Васильевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее