РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-3/2016
19 января 2016 года с. Бея
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Сорогиной О.Ю.,
при секретаре Борисовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой Н.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия о возмещении материального ущерба причиненного пожаром, дело по иску Гайворонского А.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия о возмещении материального ущерба причиненного пожаром, дело по иску Корчагиной Н.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия, о возмещении материального ущерба причиненного пожаром, дело по иску Евсюковой Л.Э. к Администрации Бейского района Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия о возмещении материального ущерба причиненного пожаром
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с указанными исками, мотивируя тем, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/сек и возгоранием жилых домов в населенных пунктах Республики Хакасия, постановлением главы Республики Хакасия – Председателем Правительства с < > часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики, распоряжением главы администрации Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р введен режим ЧС на территории муниципального образования Бейский район. Филиппова Н.А. указывает, что в зону ЧС попал принадлежащий ей на праве собственности земельный участок < > соток и одноэтажный дом, площадью < > кв.м. стоимость < > рублей, с надворными постройками, в том числе баня стоимостью < > рублей, забор с воротами и калитками стоимостью < > рублей, душевая кабинка стоимостью < > рублей, туалет стоимостью < > рублей, а также пострадал плодовый сад. Земельный участок, дом, надворные постройки, мебель, душевая кабинка и др. принадлежали истице на праве собственности. Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Н.А. была признана постоянно проживающей, пострадавшей в результате ЧС ДД.ММ.ГГГГ с обязанием администрации Бейского района включении в списки пострадавших для оказания единовременной финансовой помощи и материальной помощи, с обязанием Управления социальной поддержки населения Бейского района выплатить < > рублей. Однако, решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой было отказано во включении в Список собственников жилья, утраченного в результате чрезвычайной ситуации и обязании представить на праве предоставить на праве собственности жилое помещение взамен утраченного.
Истец Гайворонский А.А. в иске указывает, что в зону ЧС попало принадлежащее ему на праве долевой собственности < > доля жилого дома, общей площадью < > кв.м., расположенный по <адрес>, где истец проживал, но в связи с отсутствием работы в Новоенисейке, выезжал на работу в <адрес>, дом сгорел ДД.ММ.ГГГГ со всем имуществом. Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, куда истец обратился в установленном порядке для включения в списки для получения бюджетных ассигнований на оказание гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, оказанием финансовой помощи в связи с утратой жилья, но суд отказал истцу в удовлетворении требований по причине отказа от иска, будучи введенного в заблуждение ответчиком. Кроме того, во включении истца с семьей в список на строительство жилья администрацией Бейского района было отказано, при обращении в суд решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, истцу также отказано. Истец указывает, что другого жилья кроме сгоревшего он не имеет, другим собственникам в праве общей долевой собственности утраченного жилого дома взамен утраченного построен жилой дом площадью 90 кв. метров, а у него жилья нет.
Истица Корчагина Н.В. мотивирует иск тем, что в зону ЧС попал принадлежащий ей по договору дарения расположенный в <адрес> земельный участок площадью < > сотка, находящийся на земельном участке одноэтажный двухквартирный дом, в котором находилась подаренная истице мамой с оформлением на праве собственности квартира № площадью < > кв.м. стоимостью < > рублей, надворные постройки, плодовый сад которые полностью сгорели. Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истица была признана постоянного проживающей, пострадавшей в результате ЧС ДД.ММ.ГГГГ с обязанием Администрации Бейского района РХ включения в списки пострадавших для оказания единовременной финансовой и материальной помощи, с обязанием Управления социальной поддержки населения Бейского района в выплате < > рублей. Этим же решением Корчагиной Н.В. было отказано во включении в Список собственников жилья, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обязании представить на праве собственности жилое помещение по факту наличия у истицы другого жилья в <адрес>.
Истица Евсюкова Л.Э. мотивирует свои требования тем, что в зону ЧС попал принадлежащий ей земельный участок < > кв.м. и находящийся на нем двухэтажный дом, стоимостью < > рублей, а также летняя кухня – баня, забор расположенные по <адрес>. Истица указывает, что утрата дома всего хозяйства стало для нее настоящей трагедией с ухудшением материального положения. Постановлением следователя главного следственного комитета РФ по РХ истица признана потерпевшей от ДД.ММ.ГГГГ, в результате ЧС ДД.ММ.ГГГГ Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Евсюкова Л.Э. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшей на территории Бейского района Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, с обязанием Администрации Бейского района включить ее в список граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи в размере < > рублей, обязании ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Бейского района» выплатить истице единовременную материальную. Помощь в размере < > рублей. Во включении истицы в список собственников жилья, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обязании предоставить на праве собственности жилое помещение, ввиду наличия у истицы недвижимости в <адрес> ей было отказано.
Истица Филиппова Н.А. просит суд взыскать с ответчиков в ее пользу материальный вред, причиненный ей ДД.ММ.ГГГГ в сумме < > рублей. Истец Гайворонский А.А.. просит суд взыскать с ответчиков в его пользу материальный вред, причиненный ему ДД.ММ.ГГГГ в сумме < > рублей и уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере < > рублей. Истица Корчагина Н.В. просит суд взыскать с ответчиков в её пользу материальный вред, причиненный ей ДД.ММ.ГГГГ в сумме < > рублей и уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере < > рублей. Истица Евсюкова Л.Э. просит суд взыскать с ответчиков в её пользу материальный вред, причиненный ей ДД.ММ.ГГГГ в сумме < > рублей и уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере < > рублей.
Истцы Филиппова Н.А., Гайворонский А.А., Корчагина Н.В., Евсюкова Л.Э. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Романовская Г.А. действующая по доверенностям, в судебном заседании на удовлетворении заявленных истцами требований настаивает, суду пояснила, что суду представлены бесспорные доказательства подтверждающие обоснованность исковых требований, чрезвычайная ситуация в Республике Хакасия 12 апреля 2015 года, подтверждается Постановлением Правительства РХ и Постановлением администрации Бейского района, а также судебными решениями, истцы признаны пострадавшими от чрезвычайной ситуации произошедшей 12 апреля 2015 года и данные обстоятельства не оспариваются сторонами. В результате чрезвычайной ситуации истцы утратили принадлежащие им жилые помещения на праве собственности, однако в оказании меры поддержки в виде строительства жилья взамен утраченного истцам было отказано, таким образом истцам в результате чрезвычайной ситуации причинен ущерб, который не возмещен. Администрацией Бейского района были нарушены ряд статей Федерального закона "О пожарной безопасности" в части непринятия своевременно мер по введению особого противопожарного режима статьи 30. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний, что сделано не было. Не предпринято ряд мер и не проведены работы в части: монтажа, технического обслуживания и ремонта систем и средств противопожарной защиты населения, при отключении электричества, людям нечем было тушить горящие дома; не проведено консультирование о предотвращении лесных и степных пожаров, хотя общеизвестным фактом является то, что в Республике Хакасия ежегодно бывают сезонные пожары., однако сельские поселения в установленные сезоном сроки не опахиваются, что и приводит к пожарам. Хотя на основании статьи 16 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся: разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением; разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ. Ответчиками не реализована система обеспечения пожарной безопасности, совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральное законодательство регламентирует, что лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ. Практика рассмотрения аналогичных споров уже имела место, что подтверждается апелляционным определением Омского областного суда. Возражения Правительства Республики Хакасия неубедительны и необоснованны. Просит учесть, что исковые требования основаны на положениях абзаца 7 части 1 ст.18 Федерального Закона» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» согласно которой граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Просит исковые требования ее доверителей удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия Протасова А.Ю. действующая по доверенности в судебном заседании, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований суду пояснила, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации. Ассигнования выделяются из резервного фонда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 № 662-р предусмотрено выделение бюджетных ассигнований Правительству Республики Хакасия из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, произошедших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия. В целях реализации данного распоряжения постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2015 № 158 утвержден Порядок организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, единовременной материальной помощи и финансовой помощи. Таким образом, другие выплаты в иных размерах гражданам, кроме установленных законодательством (единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости), не предусмотрены. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик Правительство Республики Хакасия, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в лице представителей по доверенностям просят рассмотреть дела в отсутствии их представителя. Просят в удовлетворении исковых требований истцам отказать полностью, предоставив суду письменные отзывы, считают требования истцов незаконными и необоснованными, полагают, что реализация такого способа защиты, как возмещение вреда, предусматривает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействия), причинение потерпевшему вреда, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и его последствиями и вина правонарушителя. Считают, что на сегодняшний день права истцов никакими действиями (бездействием) Правительством Республики Хакасия либо администрацией Бейского района нарушены не были.
Третьи лица – Главное управление МЧС России по Республике Хакасия, администрация Новоенисейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ на территории Бейского района Республики Хакасия возникла чрезвычайная ситуация, связанная с пожарами.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением главы Республики Хакасия - Председателя правительства Республики Хакасия с 13.00 часов 12.04.2015 г. введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия, распоряжением главы администрации Бейского района от 12.04.2015 г. № 110-р введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Бейский район.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429 (ред. от 16.07.2015 года) утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.
В соответствии с указанными Правилами бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность (пп. а п. 4 Правил).
Предоставление мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, также предусмотрено Порядком реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.04.2015 г. № 241.
В соответствии с п. 2, п. 12, пп. б п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, п. 3, п. 16, п. 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 г. 241 мера социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на основании списка граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия, составленного администрацией Бейского района Республики Хакасия.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки, в том числе в виде строительства жилого дома, при этом право на такую социальную поддержку предоставлено лишь гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали ( или имели постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченное в результате пожаров, либо имеют другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной статьей 50 ЖК РФ.
Как установлено в ходе судебного заседания, зона чрезвычайной ситуации охватывает:
жилой дом, расположенный по <адрес>;
жилой дом, расположенный по <адрес>;
жилой дом, расположенный по <адрес>;
жилой дом, расположенный по <адрес>, которые распоряжением главы Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р включены в список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - пожаров на территории населенных пунктов Бейского района, что подтверждается справкой выданной начальником отдела ГО и ЧС.
Межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации Бейского района, по результатам обследования дано заключение, что указанные жилые помещения уничтожены полностью и восстановлению не подлежат, что также подтверждается актами обследования помещений и заключениями об оценке соответствия помещения.
Члены межведомственной комиссии администрации Бейского района установили, что жилые помещения по <адрес>, <адрес>; <адрес>, уничтожены полностью, их восстановление не возможно, что подтверждается заключением об оценке к акту обследования.
Согласно паспортным данным Филиппова Н.А. зарегистрирована по №
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Н.А. является собственником земельного участка и жилого дома расположенного по <адрес>. Установлено, что земельный участок по указанному адресу, принадлежит истице на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Площадь земельного участка составляла < > кв.м., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке. Согласно кадастровому паспорту задания по <адрес>, его площадь составляет < > кв.м. Право собственности также подтверждается выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, судом установлено и подтверждено выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ что истица является собственником квартиры, площадью < > кв.м. расположенной по <адрес>
Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Филипповой Н.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Министру финансов Республики Хакасия об обязании включить в список собственников жилья, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обязании предоставить на праве собственности жилое помещение отказано.
Согласно отчету № об определении рыночной стоимости недвижимости, расположенной по <адрес>, рыночная стоимость утраченного имущества, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: жилого <адрес> рублей, бани < > рублей; забора с воротами и калитками < > рублей; душевой кабины < > рублей; туалета < > рублей. Итого рыночная стоимость перечисленного имущества составила < > рублей.
Суд принимает во внимание, что постановлением следователя следственной группы ГСУ СК РФ от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Н.А. признана потерпевшей вследствие возгорания надворных построек, дома расположенных по <адрес>.
Администрацией Бейского района ДД.ММ.ГГГГ отказано Филипповой Н.А. о включении ее в список граждан постоянно проживающих в жилых помещениях признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара произошедшего на территории Бейского района ДД.ММ.ГГГГ по причине: наличие в собственности заявителя и членов его семьи помимо утраченного или требующего капитального ремонта, пригодного для проживания.
Согласно паспортным данным Гайворонский А.А. снят с учета по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке выданной администрацией Новоенисейского сельсовета Гайворонский А.А. зарегистрирован по <адрес>, а принадлежащий ему дом по <адрес> в результате ЧС в Хакасии ДД.ММ.ГГГГ сгорел вместе с имуществом.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истец Гайворонский А.А. является собственником < > доли жилого дома расположенного по <адрес>, что также подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт обращения Гайворонского А.А. и членов его семьи Н.В., Гайворонского А.А., Д.В. в администрацию Бейского района с заявлением о включении в список граждан постоянно проживающих в жилых помещениях признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара произошедшего на территории Бейского района ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается ответом главы района согласно которому истцу отказано в виду отсутствия сведений о постоянной регистрации заявителя по указанному адресу и не все указанные лица являются членами семьи заявителя.
Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Гайворонского А.А. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ1>, Гайворонской К.К. к администрации Бейского района Республики Хакасия об установлении факта постоянного проживания, об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Бейского района Республики Хакасия, к Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, взамен утраченного, в соответствии с установленными социальными нормами - отказано
Ранее решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд исковые требования Гайворонского А.А. о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, Гайворонского А.А., И.Л., Н.В., действующей как законный представитель в интересах несовершеннолетней <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ2>, к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании постоянно проживающими в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» об обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости удовлетворены. Решено: Признать Гайворонского А.А., И.Л., несовершеннолетнюю <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ2> постоянно проживающими в жилом помещении, расположенном по <адрес>, на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ сода на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия. Признать Гайворонского А.А., Гайворонского А.А., И.Л., несовершеннолетнюю <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ2> пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия. Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия включить Гайворонского А.А., И.Л., несовершеннолетнюю <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ2> в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Согласно отчету № об определении рыночной стоимости недвижимости, расположенной по <адрес>, рыночная стоимость утраченного имущества, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: жилого дома < > рублей, земельного участка < > рублей, стоимость < > доли жилого дома составляет < > рублей.
Из паспортных данных истицы Корчагиной Н.В. следует, что истица зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельствами о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истица Корчагина Н.В. является собственником земельного участка и квартиры расположенной по <адрес>., площадь квартиры < > кв.м. Право собственности зарегистрировано на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из похозяйственной книги администрации Новоенисейского сельсовета в жилом доме, принадлежащем Корчагиной Н.В. зарегистрирована и проживает Л.И.
Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Корчагиной Н.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» об обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости удовлетворены. Суд решил: признать Корчагину Н.В. постоянно проживающей в жилом помещении, расположенном по <адрес> на момент введения режима чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия. Признать Корчагину Н.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия. Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия включить Корчагину Н.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» выплатить Корчагиной Н.В. за счет средств федерального бюджета единовременную материальную помощь в размере < > рублей и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере < > рублей, как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия, на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Решение суда подлежит немедленному исполнению. В удовлетворении исковых требований Корчагиной Н.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Бейского района Республики Хакасия, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, взамен утраченного, в соответствии с установленными социальными нормами - отказать.
Из отчета № об определении рыночной стоимости квартиры и земельного участка расположенных по <адрес>, следует, что стоимость квартиры составляет < > рублей, стоимость земельного участка < > рублей.
В судебном заседании установлено и подтверждено выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, что в собственности истицы Корчагиной Н.В. имеется квартира площадью < > кв.м. расположенная по <адрес>.
Согласно паспортным данным истица Евсюкова Л.Э. зарегистрирована по адресу: РХ <адрес>, Центральный мкрн, <адрес>.
Евсюкова Л.Э. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, при этом суд принимает во внимание, что право собственности зарегистрировано после чрезвычайной ситуации. Право собственности также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования В.Н., Евсюковой Л.Э., А.В., В.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района», Министерству труда и социального развития РХ о признании постоянно проживающими в жилом помещении, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости удовлетворены в части. Суд решил: Признать В.Н., Евсюкову Л.Э., А.В., В.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере < > рублей. Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия включить В.Н., Евсюкову Л.Э., А.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере < > рублей. В удовлетворении исковых требований В.Н., Евсюковой Л.Э., А.В., В.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района», Министерству труда и социального развития РХ о признании постоянно проживающими в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости отказать.
Согласно отчета № об оценке рыночной стоимости жилого дома по <адрес>, рыночная стоимость жилого дома, общей площадью < > кв.м. составила < > рублей. Из акта № определения состава утраченного имущества и обследования имущества пострадавшего при чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный жилой дом разрушен частично, уничтожено кровля, потолок, окна, двери, веранда, пол, межкомнатные перегородки разрушены частично, гараж не пострадал, частично разрушен забор, баня, угольник уничтожены полностью. Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, фактически проживала семья <ФАМИЛИЯ>
В соответствии со ст. 55 ГПК Российской Федерации, предметом доказывания по гражданскому делу являются обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений суд сам определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела. Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельствами дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан, находящихся на территории Российской Федерации, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 которого граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (п. «л» ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).
Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Хакасия от 17.11.1998 г. № 43 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия».
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации, который также был введен на основании распоряжения главы Бейского района Республики Хакасия от 12 апреля 2015 г. № 110 режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года на территории МО Бейский район Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Пунктом «м» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере < > рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - < > рублей на человека, за полностью утраченное имущество - < > рублей на человека).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158 «Об утверждении Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, единовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Постановление Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158) предусмотрено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия природных пожаров, единовременной материальной помощи в размере < > рублей на человека, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - < > рублей на человека, за полностью утраченное имущество - < > рублей на человека).
При этом из смысла вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживавшими в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратившими имущество вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании материальной и (или) финансовой помощи.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
В соответствии с пунктом 8.2 Методических рекомендаций единовременную материальную помощь один и тот же человек по одной и той же чрезвычайной ситуации может получить только один раз по адресу, где он зарегистрирован.
Согласно п. 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайники, стаканы, чашки, столовые приборы, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), столы, стулья, электро-газоплиты, водонагреватель или отопительные котлы. Указанный перечень является закрытым.
Финансовую помощь в связи с утратой имущества одна и та же семья в отношении одной и той же чрезвычайной ситуации может получить только один раз.
Согласно предоставленным справкам ГКУ РХ «УСПН Бейского района»: члены семьи Гайворонского А.А. получили единовременную материальную помощь в размере < > рублей на каждого члена семьи и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере < > рублей на каждого члена семьи, как лица, включенные в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более < > м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории РХ по <адрес>;
Корчагина Н.В. и члены ее семьи получили единовременную материальную помощь в размере < > рублей на каждого члена семьи и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере < > рублей на каждого члена семьи, как лица, включенные в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории РХ по <адрес>;
Филиппова Н.А. и члены ее семьи получили единовременную материальную помощь в размере < > рублей на каждого члена семьи и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере < > рублей на каждого члена семьи, как лица, включенные в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории РХ по <адрес>;
В.Н. и члены его семьи получили единовременную материальную помощь в размере < > рублей на каждого члена семьи, как лица, включенные в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории РХ по <адрес>.
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общие условия, которые с фактом причинения вреда порождают обязательство по его возмещению, а именно: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившими убытками, вина ответчика.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Материалами дела установлено, и не оспаривается в судебном заседании представителем истцов, что истцам и членам их семьей была выплачена единовременная материальная и финансовая помощь, т.е. материальная помощь в соответствии с финансовыми возможностями субъекта Российской Федерации истцам была оказана.
В предоставлении меры социальной поддержки в виде строительства жилья взамен утраченного истцам было отказано, что подтверждается решениями суда, вступившими в законную силу, что в силу ст.61 ГПК РФ не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оказание материальной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций является мерой государственной поддержки, направленной на компенсацию ущерба, а не обязанностью по возмещению вреда, причиненного имуществу истцов, в результате чрезвычайной ситуации. Предусмотренные компенсационные выплаты, выплачиваемые в связи с чрезвычайными ситуациями, имеют цель частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, при этом с установленным балансом произведенных гражданам выплат и последствиям причиненного им ущерба.
Действительно, абзацем 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года установлены права граждан на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, согласно данной статье Федерального закона N 68-ФЗ, возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, относится к компенсациям и социальным гарантиям, а порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Между тем, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ гражданско-правовая ответственность может наступить лишь при наличии вины.
Таким образом, из анализа приведенных выше законодательных актов, следует, что ни законодательство Российской Федерации, ни законодательство Республики Хакасия не возлагает на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности в полном объеме возмещать гражданам убытки, возникшие в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Кроме того, в соответствии со ст.1064 ГК РФ гражданско - правовая ответственность может наступить лишь при наличии вины. Однако в действиях ответчиков вины в причинении вреда истцам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации не имеется, то есть действия администрации Бейского района и Правительства Республики Хакасия не находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Филипповой Н.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия о возмещении материального ущерба причиненного пожаром, исковых требований Гайворонского А.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия о возмещении материального ущерба причиненного пожаром, исковых требований Корчагиной Н.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия, о возмещении материального ущерба причиненного пожаром, исковых требований Евсюковой Л.Э. к Администрации Бейского района Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия о возмещении материального ущерба причиненного пожаром - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бейский районный суд.
Судья Сорогина О.Ю.
мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 25.01.2016 года.