Дело №2-140/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«_08_» июля 2019 года                                                                                      пгт. Забайкальск

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                                Горбатковой Е.В.,

при секретаре                                                           Страмиловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «ЗабТЭК» о признании незаконными действия по начислению и взиманию платы за услугу отопления жилого помещения, обязании прекратить действия по начислению и взиманию платы за отопление жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.

Истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании решения главы городского поселения «Забайкальское» от 08.02.2010 № 67 истцу было разрешено произвести переустройство/ перепланировку жилого помещения, в том числе демонтаж радиаторов отопления и установление на потолке пленочно – лучистых электрических нагревателей. Актом от 10.09.2018 комиссией городского поселения «Забайкальское» вышеуказанные работы были проверены и решением комиссии приняты в полном объеме. Отопление квартиры осуществляется установленными на потолке пленочно – лучистыми электрическими нагревателями. Несмотря на указанное обстоятельство, ответчик начисляет и взимает плату за услугу топления жилого помещения. С учетом изложенных обстоятельств, истец просит признать незаконными действия ответчика по начислению и взиманию платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения по адресу: <адрес> с 01.01.2019 по дату вынесения решения суда; обязать ответчика прекратить действия по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по отоплению жилого помещения по адресу: <адрес> со дня вынесения решения суда.

В отзыве на исковое заявление ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями. Использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии возможно при соблюдении нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. По мнению ответчика, перепланировка в жилом помещении истца была проведена с нарушением норм действующего законодательства, а именно положений ст. 26 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, главой городского поселения «Забайкальское было принято решение о согласовании реконструкции и (или) перепланировки жилого помещения № 67 от 08.02.2010 в соответствии с предоставленным проектом перепланировки. Однако, исходя из материалов дела, проект перепланировки был изготовлен истцом только в 2018 году, что свидетельствует о том, что полный пакет документов для принятия решения о перепланировки Администрации не предоставлялся. Проект перепланировки от 2018 года выполнен некорректно, в нем не предусмотрен переход жилого помещения на автономное отопление (отсутствует отопительная нагрузка, не предусмотрена изоляция стояков отопления). Проект подготовлен без получения технических условий, без согласования с энергоснабжающей организацией. Документы на пленочно – лучистый электрический нагреватель у истца отсутствуют. Кроме того, в ходе проведенного осмотра жилого помещения истца было установлено в квартире имеются стояки отопления заизолированные шумоизоляционным материалом. В ванной комнате стояк отопления не изолирован, температура полотенцесушителя составляет 270 С.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Также суду пояснила о том, что она не знала о необходимости оформления проекта перепланировки жилого помещения до момента начала работ по установке на потолке пленочно – лучистых электрических нагревателей и демонтажа радиаторов отопления. Главой городского поселения «Забайкальское» в феврале 2010 года было выдано разрешение о согласовании реконструкции в отсутствие проекта, поскольку в Администрации было известно о том, что в жилом помещении температурный режим был очень низким, квартира не прогревалась, из-за сырости на стенах образовалась плесень.

Представитель ответчика Воденяпина Н.С., действующая на основании доверенности заявленные истцом требования не признала, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель Администрации городского поселения «Забайкальское» Якимова Е.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что решение № 67 от 08.02.2010 о согласовании перепланировки жилого помещения было выдано без соблюдения требований жилищного законодательства, поскольку проект перепланировки на момент выдачи решения отсутствовал.

Представитель третьего лица ООО «ЖЭК», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явился, о причинах неявки не сообщил.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 1, ч. 3 названной нормы).

В силу положений ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).

Согласно ч.1, ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.4-5).

Согласно материалам дела, ответчик в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> оказывает услугу по теплоснабжению, т.е. многоквартирный жилой дом подключен к централизованной системе теплоснабжения.

Проектирование и строительство многоквартирных домов, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях, включая как обособленные, так и вспомогательные помещения, составляющие совокупный отапливаемый объем здания, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления.

Истец, указывая на факт того, что после проведенной перепланировки услуга теплоснабжения жилого помещения не оказывается, обратился в суд с исковым заявлением о незаконности действий ответчика по начислению и взиманию платы за услугу теплоснабжения, ссылаясь в обоснование своей позиции на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П.

Так, в п. 5 названного Постановления указано на необходимость достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает такое правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг и расчетом взимаемой за них платы, которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений - если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены - соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Между тем предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов единый порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению для всех потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме не позволяет вносить плату за указанную коммунальную услугу лишь в части ее потребления в целях содержания общего имущества в таком доме. В результате - притом что в действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды - с тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах, которые перешли в установленном порядке на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, взыскивается, вопреки статьям 35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, плата не только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с собственниками и пользователями остальных помещений в данном доме, отапливаемых только за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, а также ведет к нарушению принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Таким образом, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой - платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Исходя из изложенного следует, что собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, которые перешли на индивидуальное отопление должны вносить плату только за отопление общедомового имущества.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении указал на то, что переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 Постановление № 46-П).

Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает, в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (пункт 4.2 Постановления № 46-П).

Как следует из материалов дела, истцом в жилом помещении проведены работы по перепланировке, в результате которых демонтирована перегородка, радиаторы отопления, произведена установка на потолке пленочно – лучистых электрических нагревателей (л.д.7,9).

Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 № 308-ЭС18-25891 предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст). По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.

Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

В подпункте «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

В ходе рассмотрения дела, судом было установлено, что работы по установке на потолке жилого помещения пленочно – лучистых электрических нагревателей истцом были выполнены в 2009 году (протокол судебного заседания от 03.04.2019, л.д.___).

В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ (в ред. 2009 года) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. 26 Жилищного кодекса РФ ( в ред. 2009 года) переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч.1).

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Согласно материалам дела, с заявлением о получении разрешения на перепланировку истец обратился в феврале 2010 года (л.д.___), т.е. после выполнения работ по установке индивидуального прибора отопления.

Из содержания ст. 26 Жилищного кодекса РФ следует, что собственник помещения для проведения перепланировки в орган, осуществляющий согласование представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При заполнении заявления, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266, собственнику надлежало указать информацию о сроке производства ремонтно-строительных работ и подтвердить обязанность на осуществление ремонтно-строительные работы в соответствии с проектом (проектной документацией). Также форма заявления предусматривает перечень документов, подлежащих обязательному представлению для решения вопроса о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки.

Представленное в материалы дела заявление ФИО1 от 04.02.2010, адресованное главе городского поселения «Забайкальское», не соответствует форме заявления, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266. Заявление не содержит ссылки на предоставление документов, перечень которых предусмотрен ст. 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе на подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Согласно пояснениям истца, которые были даны в ходе рассмотрения дела, при обращении с заявлением о разрешении на перепланировку, проект перепланировки отсутствовал. Проект был выполнен в 2018 году, перед оформлением акта приемки объекта в эксплуатацию после переустройства.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что истцом требования жилищного законодательства, регламентирующие порядок переустройства жилого помещения, соблюдены не были. Доказательства, свидетельствующие о предоставлении в орган местного самоуправления проекта переустройства, содержащего сведения о влиянии такого переустройства на сохранение теплового режима в многоквартирном жилом доме, систему централизованного отопления в целом, гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения в материалах дела не содержатся.

Тот факт, что в квартире истца были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение квартиры прекратилось, поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, через жилое помещение проходят стояки центрального отопления.

Наличие в квартире истца собственной системы автономного отопления с 2009 года не исключает использование внутридомовой системы отопления. Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что общедомовые элементы системы отопления (стояки центрального отопления) не изолированы надлежащим образом. Проекта, позволяющего определить способ изоляции стояков отопления, который надлежало использовать истцу при перепланировке, не имеется.

Из акта осмотра жилого помещения от 04.06.2019 следует, что стояки отопления в жилом помещении изолированы шумоизоляционным материалом, температура в комнатах составляет 23 градуса по Цельсию. В ванной комнате стояк отопления не изолирован, температура полотенцесушителя составляет 27 градусов по Цельсию.

Исследованные в ходе рассмотрения дела документы позволяют сделать вывод об отсутствии доказательств того, что истец полностью перешел на систему автономного внутриквартирного отопления. Используя для обогрева собственного помещения иные элементы внутридомовой системы отопления (стояки, полотенцесушитель), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, в отсутствие радиаторов отопления, демонтаж которых произведен в отсутствие разрешительных документов, истец может не применять автономную систему отопления.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «_12_» ░░░░ 2019 ░░░░.

          ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░

           ░░░░░░░░░ ░░░░                                       ░░░░░░░░░░ ░.░.

2-140/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Татьяна Евстафьевна
Ответчики
Акционерное общество "ЗабТЭК"
Суд
Забайкальский районный суд Забайкальский края
Судья
Горбаткова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
zabaykalsk.cht.sudrf.ru
25.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2019Передача материалов судье
25.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2019Судебное заседание
18.04.2019Судебное заседание
26.04.2019Судебное заседание
21.06.2019Судебное заседание
08.07.2019Судебное заседание
09.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2019Дело оформлено
25.11.2019Дело передано в архив
08.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее