Дело №а-1673/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сулима С. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка,
установил:
Сулима С.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее Департамент), в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-7151/21 в заключении договора аренды земельного участка, а также возложить на административного ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Сулимы С.В. о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:01:031001:197, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец обратился в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с целью завершения оформления права на земельный участок, начатого до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N6-ФКЗ. В предоставлении государственной услуги административному истцу отказано по причине нахождения испрашиваемого земельного участка в III поясе зоны санитарной охраны, а также в связи с несоответствия испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации. Административный истец полагал данный отказ незаконным и нарушающим его право на предоставление земельного участка на праве аренды, поскольку действующее законодательство не содержит безусловного запрета на представление гражданам земельных участков в пределах зоны санитарной охраны. В связи с указанными обстоятельствами административный истец просил решение Департамента признать незаконным и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть его заявление о заключении договора аренды.
Лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный истец, административный ответчик, заинтересованное лицо извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 12 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС определено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что решением Орлиновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ Сулима С.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>, в районе пер.Западный, с последующей передачей земельного участка бесплатно в собственность, с отнесением его к категории земель жилой и общественной застройки.
Согласно выписке из решения исполкома Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении адресной схемы по <адрес>, переулку Западный в селе Орлиное» под пунктом 31 указан Сулима С.В., адрес участка – <адрес>.
На основании заявления Сулима С.В. распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м. Данный земельный участок отнесен к категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования определен «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).
ДД.ММ.ГГГГ с целью завершения оформления права на земельный участок Сулима С.В. обратился через МФЦ к административному ответчику с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:01:031001:197, площадью 1000 кв.м.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-7151\21 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказал Сулима С.В. в предоставлении государственной услуги.
В обоснование отказа административным ответчиком указано, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в III поясе зоны санитарной охраны. Также основанием для принятия оспариваемого решения послужило несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации, а именно нахождением участка в соответствии с Генеральным планом города Севастополя в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа, в зоне природно-заповедного фонда.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N25-ПП утвержден "Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству" (далее - Порядок).
В силу пунктов 3, 4 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до ДД.ММ.ГГГГ, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка.
Исходя из содержания вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу о том, что предоставление земельных участков, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о даче согласия на разработку документации по землеустройству, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. При этом обращению заинтересованного лица с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, предшествует процедура утверждения уполномоченным лицом схемы расположения земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.
Согласно части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
Федеральный закон, предусматривающий случаи предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в первом, втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в том числе в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5).
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10.
Как установлено пунктами 1.4 и 1.5 названных Санитарных правил и норм, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Из положений приведенных выше правовых норм следует, что земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого запрета закона не предоставляются в частную собственность.
Между тем, действующее законодательство не относит земельные участки, находящиеся в третьем поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, к ограниченным в обороте, а следовательно указанное обстоятельство не могло послужить основанием для отказа Сулима С.В. в заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Согласно пункту 6 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Пунктами 10 и 11 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству определено, что при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка уполномоченный орган в течение срока, указанного в пункте 10, обеспечивает регистрацию права государственной собственности на земельный участок и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность безвозмездно либо направляет в адрес заинтересованного лица проект договора купли-продажи, аренды.
Между тем, административным ответчиком на основании заявления Сулима С.В., поданного с целью завершения оформления права на земельный участок, начатого до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Таким образом, Департаментом совершены действия, направленные на регистрацию права государственной собственности на земельный участок, предусмотренные пунктом 10 вышеуказанного Порядка, что свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Однако, предусмотренное законодательством решение о предоставлении земельного участка в собственность безвозмездно либо о направлении в адрес административного истца проекта договора купли-продажи, аренды принято Департаментом не было.
Учитывая изложенное, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации не могло являться основанием для отказа Сулима С.В. в заключении договора аренды.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Сулима С.В. о признании незаконным оспариваемого решения административного ответчика являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административного истца о заключении договора аренды земельного участка. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца, а срок достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Сулима С. В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-7151/2021 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:01:031001:197, площадью 1000 кв.м.
Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Сулима С. В. (вх.№ГУ-6054/21 от ДД.ММ.ГГГГ) о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:01:031001:197, площадью 1000 кв.м.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов