к делу № 2а-603/2020
61RS0022-01-2019-010391-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Чернобай Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Оганджанян С.Р.;
с участием:
административного истца Закутней Г.Н.;
представителя административных истцов адвоката Турзаевой Е.К., представившей ордер № 28777 от 13.12.2019 года;
представителя административного ответчика Администрации г. Таганрога Ростовской области Клевченя М.В., действующей на основании доверенности от 25.09.2019 года № 3500;
представителя административного ответчика Управления жилищно – коммунального хозяйства г. Таганрога Тимошенко Л.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2020 года № 2;
представителя заинтересованного лица КУИ г. Таганрога Ростовской области Клименко Е.С., действующей на основании доверенности от 20.01.2020 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М. к Администрации г. Таганрога, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога, заинтересованное лицо КУИ г. Таганрога о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Сущенко Н.С., Закутняя Г.Н., Вежлюк А.Н. и Карташева Е.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Таганрога Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Таганрога, указав в обосновании своих требований следующее:
Административные истцы являются нанимателями квартиры №, общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № от <дата>, акта приема - передачи жилого помещения к договору найма от <дата> №.
В связи с тем, что указанная квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находится в непригодном для проживания состоянии, истцы обратились в Администрацию г. Таганрога с заявлением об оценке соответствия помещения квартиры многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
16.10.2019 года межведомственной комиссией об оценке соответствия помещения многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции были выявлены основания для признания квартиры истцов, пригодной для проживания.
На основании заключения межведомственной комиссии № 18 от 16.10.2019 года Администрацией города Таганрога 04.12.2019 года было вынесено постановление № 2154, которым утверждено данное заключение об оценке соответствия помещения многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и квартира истцов признана пригодной для проживания.
С указанным постановлением административные истцы категорически не согласны, считают его незаконным и подлежащим отмене. Считают, что заключение межведомственной комиссии вынесено формально, без указания сведений на основании которых комиссия пришла к такому выводу, при наличии ссылки на акт межведомственной комиссии, составленный по результатам обследования, сведения об этом акте не указаны, не указаны данные, которые были установлены при обследовании, неизвестно было ли вообще обследование, на просьбу истцов выдать копию акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, было сообщено, что данный акт не составлялся.
При даче указанного заключения межведомственной комиссией не дан анализ представленного истцами технического заключения эксперта- консультанта Воропаева Д.А. № 1356/87 от 18.06.2019 г., в котором эксперт сделал вывод о том, что квартира не соответствует требованиям действующей нормативно - технической документации в области строительства, конструктивные элементы квартиры теряют свои эксплуатационные характеристики и становятся подвержены деформации и последующему разрушению. Строительные конструкции вследствие этого не обладают долговечностью и надежностью с учетом возможных опасных воздействий, а также становятся устойчивы к прогрессирующему разрушению. Квартира не соответствует нормативным требованиям к конструктивным элементам зданий и сооружений, воздействию нагрузок. Подвержена деформации и разрушению, таким образом, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Квартира находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для дальнейшей эксплуатации согласно функциональному назначению, в результате чего пребывание людей в данной квартире стало опасным. Проведение восстановительных работ в квартире технически невозможно. Кроме того, исчерпана несущая способность конструкций и есть опасность обрушения квартиры, в том числе из-за деформации стен и несущих конструкций.
Несмотря на это при даче заключения межведомственной комиссии и принятии оспариваемого постановления Администрации г. Таганрога эти существенные обстоятельства не только не были учтены и им не дана оценка, но и полностью проигнорированы.
Административные истцы просят суд признать незаконным постановление Администрации г. Таганрога № 2154 вынесенное 04.12.2019 года об утверждении заключения № 18 от 16.10.2019 года межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признании квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> пригодной для проживания и отменить указанное постановление. Все понесенные по делу расходы, в том числе по оплате в суде работы адвоката, взыскать с административного ответчика.
В ходе судебного разбирательства административные истцы уточнили административные исковые требования и в окончательной редакции просят суд признать незаконными и отменить заключение межведомственной комиссии № 18 от 16.10.2019 года и постановление Администрации г. Таганрога № 2154 от 04.12.2019 года «Об утверждении заключения от 16.10.2019 года № 18 межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», все понесенные по делу расходы, в том числе по оплате в суде работы адвоката, взыскать с административного ответчика.
Определением суда от 16.01.2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление жилищно – коммунального хозяйства г. Таганрога.
Определением суда от 10.02.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен КУИ г. Таганрога.
Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания административные истцы Сущенко Н.С., Вежлюк А.Н. и Карташева Е.М., в суд не явились, обеспечили участие в деле своего представителя – адвоката Турзаеву Е.К. Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся административных истцов: Сущенко Н.С., Вежлюк А.Н. и Карташевой Е.М. в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Закутняя Г.Н. и представитель административных истцов – адвокат Турзаева Е.К. поддержали административные исковые требования, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы, дополнили, что решение суда от 23.08.2018 года не могло являться основанием для заключения межведомственной комиссии о пригодности квартиры № в доме <адрес>. Кроме того, в судебной строительно – технической экспертизе, проведенной в рамках рассмотренного 23.08.2018 года гражданского дела, указано, что жилой дом № соответствует строительным нормам при проведении ремонтных работ по усилению и восстановлению несущей способности конструкций. Однако такой ремонт собственником квартиры не производился. Также судебной строительно – технической экспертизой установлены нарушения требований противопожарной безопасности. При заключении договора социального найма квартира была в непригодном для проживании состоянии. Представленное административными истцами техническое заключение эксперта - консультанта Воропаева Д.А. выполнено в июне 2019 года и в нем указано, что квартира № не пригодна для проживания. Данному заключению не дана оценка межведомственной комиссией, заявление административных истцов было рассмотрено формально, нарушена процедура рассмотрения заявления. Просили суд удовлетворить административные исковые требования, требования о взыскании судебных расходов на оплату труда адвоката не поддержали, оставили за собой право обратиться с таким заявлением после рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога Клевченя М.В. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что 23.08.2018 года Таганрогским городским судом Ростовской области было рассмотрено гражданское дело по иску КУИ г. Таганрога о признании права муниципальной собственности на квартиры в многоквартирных жилых домах по адресу: <адрес> и по встречным искам жителей указанных квартир к КУИ г. Таганрога о признании права собственности на квартиры. В рамках данного дела судом назначалась и была проведена судебная строительно – техническая экспертиза, согласно выводам которой многоквартирные жилые дома и квартиры, расположенные в них соответствуют основным строительным и противопожарным нормам, а выявленные несоответствия являются не существенными и устранимыми, многоквартирные жилые дома и квартиры в них не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и их сохранение не создает угрозу жизни и здоровью граждан. На <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> указанным решением суда признано право муниципальной собственности за Муниципальным образованием «Город Таганрог». <дата> между МКУ «Альтернатива» и Сущенко Н.С. был заключен договор социального найма квартиры № по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем Сущенко Н.С. в жилое помещение вселились члены семьи: Закутняя Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташева Е.М. При заключении договора социального найма квартира была пригодной для проживания и наниматель претензий к наймодателю не имел, о чем был составлен акт. В противной случае договор социального найма не был бы заключен. Наниматель и члены его семьи должны были содержать квартиру в надлежащем состоянии, делать ремонт. Считает, что за то время которое прошло с момента вынесения решения суда, квартира на могла прийти в непригодное для проживание состояние. Просит суд в удовлетворении административных исковых требований Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М. отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления жилищно – коммунального хозяйства г. Таганрога Тимошенко Л.А. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что заключение межведомственной комиссии вынесено в соответствии с действующим законодательством. Межведомственная комиссия провела все мероприятия, необходимые для дачи заключения. Комиссия, получив от заявителей документы, произвела выезд по адресу для визуального осмотра. По результатам осмотра был сделан вывод, что дом соответствует всем требованиям, только не производится текущий ремонт. В многоквартирном доме № только в отношении квартиры № было подано заявление о непригодности для проживания. Акт межведомственной комиссии по результатам обследования не выносился, поскольку такой акт составляется в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования, однако такого решение принято не было. 16.10.2019 года состоялось заседание межведомственной комиссии, в ходе которого комиссией в отношении квартиры № по адресу: <адрес> <адрес> были исследованы заявление, правоустанавливающие документы, технический паспорт, техническое заключение, договор социального найма, а также решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.08.2018 года. По итогам заседания комиссия приняла заключение о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания. Относительно недостатков, которые были указаны в судебной экспертизе, положенной в основу решения суда, комиссией сделаны выводы, что эти недостатки устранимы. Просила суд в удовлетворении административных исковых требований Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М. отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица КУИ г. Таганрога Ростовской области Клименко Е.С. просила суд в удовлетворении административных исковых требований Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М. отказать, пояснила, что при заключении договора социального найма у административных истцов не было претензий к квартире, о чем имеется подпись в акте приема – передачи квартиры. Об устранении недостатков и капитальном ремонте квартиры административные истцы с заявлением в КУИ г. Таганрога не обращались.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив представленные сторонами в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения»).
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Уставом муниципального образования "Город Таганрог", Администрацией города Таганрога принято постановление от 25 августа 2011 года № 2895 «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с ч.2 ст. 1 решения Городской Думы г. Таганрога от 30.07.2012г. №461 «Об утверждении Положения «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога» Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога является органом Администрации г. Таганрога с правами юридического лица, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п.33 ст.3 указанного Положения Управление ЖКХ г. Таганрога осуществляет совместно с органами Администрации г. Таганрога, структурными подразделениями Администрации г. Таганрога, муниципальными учреждениями контроль за содержанием и эксплуатацией муниципального жилищного фонда и муниципальных объектов коммунального хозяйства.
Управление ЖКХ г. Таганрога в пределах своих полномочий вправе создавать межведомственные комиссии, координационные, экспертные советы, а также временные рабочие группы по проблемам жилищно-коммунального хозяйства и участвовать в их работе (п.9 ч.1 ст.4 Положения).
Согласно ч.1 ст. 5 Положения деятельность Управления ЖКХ г. Таганрога осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями.
В силу п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М.) для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
При этом предоставление заявлений всех собственников для признания жилого помещения непригодным для проживания Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» не предусмотрено (Письмо Минстроя России от 21.07.2016 N 22985-ОБ/07 "По вопросу обследования жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания").
В силу п. 46 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М.) комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В силу п. 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В силу п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу п. 52 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, административные истцы Сущенко Н.С., Закутняя Г.Н., Вежлюк А.Н. и Карташева Е.М. являются нанимателями жилого помещения - квартиры №, общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № от <дата>, акта приема - передачи жилого помещения к договору найма от <дата> №.
05.08.2019 года Сущенко Н.С., Закутняя Г.Н., Вежлюк А.Н. и Карташева Е.М. обратились с письменным заявлением в Администрацию г. Таганрога о рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о признании квартиры №, расположенной в многоквартирном доме <адрес> по <адрес>, аварийной и непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта. К заявлению были приложены договор социального найма, технический паспорт на квартиру, Выписка из ЕГРН, техническое заключение эксперта – консультанта Воропаева Д.А. № 1356/87 от 18.06.2019 года, копии паспортов и доверенности.
Из технического заключения эксперта - консультанта Воропаева Д.А. № 1356/87 от 18.06.2019 года о соответствии требованиям действующей нормативно – технической документации квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, следует, что конструктивные и планировочные решения квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003. Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям действующей нормативно- технической документации в области строительства. Конструктивные элементы квартиры № теряют свои эксплуатационные характеристики и становятся подвержены деформации и последующему разрушению. Строительные конструкции исследуемой квартиры № вследствие этого не обладают долговечностью и надежностью с учетом возможных опасных воздействий, а также становятся устойчивы к прогрессирующему обрушению. Квартира №, расположенная по адресу: <адрес> не соответствует нормативным требованиям к конструктивным элементам зданий и сооружений, воздействию нагрузок. Подвержена деформации и разрушению и таким образом создает угрозу жизни и здоровью граждан. Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для дальнейшей эксплуатации согласно функциональному назначению, в результате чего пребывание людей в данной квартире стало опасным. Проведение восстановительных работ в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, технически невозможно. Вместе с тем, исчерпана несущая способность конструкций и есть опасность обрушения <адрес>, в том числе из – за деформации стен и несущих конструкций.
16.10.2019 года состоялось заседание межведомственной комиссии Администрации г. Таганрога Ростовской области. По результатам которого вынесено заключение № 18 о соответствии помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
Из указанного заключения следует, что собственник или иное уполномоченное им лицо, а также эксперты на заседании комиссии не участвовали. Приложением к заключению значится: заявление, правоустанавливающие документы, технический паспорт, техническое заключение, договор социального найма, решение суда.
Из протокола заседания межведомственной комиссии от 16.10.2019 года следует, что восьмым вопросом повестки дня рассматривался вопрос о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. Были рассмотрены представленные документы: заявление, копия технического паспорта, копии правоустанавливающих документов, техническое заключение, копия договора социального найма, копия доверенности представителя, копии паспортов, копия акта о пожаре. Голосовали единогласно «за», приняли решение о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
04.12.2019 года главой Администрации г. Таганрога принято постановление № 2154 «Об утверждении заключения от 16.10.2019 года № 18 межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Квартира №, расположенная по адресу: <адрес> признана пригодной для проживания.
По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Оценивая заключение межведомственной комиссии № 18 от 16.10.2019 года, суд, согласно имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу, что оценка соответствия жилого помещения - квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» требованиям, с учетом всех предусмотренных критериев, межведомственной комиссией фактически не проведена.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
В соответствии с п.33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Глава IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» регулирует порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М.) комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения»).
В силу п.44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М.) процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Судом установлено, что обследование квартиры № по адресу: <адрес>, с составлением соответствующего акта, межведомственной комиссией не проводилось. Проводился визуальный осмотр квартиры без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, в ходе осмотра производилась фотосъемка, однако фотографии не являются приложением к заключению комиссии и их местонахождение, как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика Управления жилищно – коммунального хозяйства г. Таганрога Тимошенко Л.А., неизвестно. Инструментальное обследование строительных конструкций квартиры не проводилось, лабораторные испытания не проводились, мнение специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций при принятии решения межведомственной комиссией не испрашивалось. Комиссией не были проверены степень и категории технического состояния строительных конструкций квартиры и жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально-опасных для человека химических и биологических веществ.
Из заключения межведомственной комиссии № 18 от 16.10.2019 года, а также из протокола заседания межведомственной комиссии от 16.10.2019 года не следуют причины и обоснование принятого межведомственной комиссией заключения о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания. Оценка представленному Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н. и Карташевой Е.М. техническому заключению № 1356/87 от 18.06.2019 года эксперта - консультанта Воропаева Д.А., в тексте заключения межведомственной комиссии № 18 от 16.10.2019 года, а также в протоколе заседания межведомственной комиссии, не давалась.
Как следует из пояснений в судебном заседании представителей административных ответчиков Администрации г. Таганрога и Управления жилищно – коммунального хозяйства г. Таганрога, межведомственная комиссия пришла к указанному заключению на основании решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.08.2018 года, в котором имеется ссылка на заключение судебной строительно – технической экспертизы многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, согласно выводам которой многоквартирные жилые дома и квартиры, расположенные в них соответствуют основным строительным и противопожарным нормам, а выявленные несоответствия являются не существенными и устранимыми, многоквартирные жилые дома и квартиры в них не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и их сохранение не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Вместе с тем, наличие указанного решения суда от 23.08.2018 года, по мнению суда, не освобождало межведомственную комиссию от проведения, в установленном прядке, оценки соответствия помещения – квартиры № по адресу: <адрес> <адрес>, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» требованиям.
Более того, из заключения судебной строительно – технической экспертизы № 362/18 от 06.08.2018 года, положенной в основу решения суда от 23.08.2018 года следует, что по дому № квартиры № не соответствуют строительным нормам (п.58 СП 53.13330.2016), высота жилых комнат и кухни менее 2,7 м. Квартира № не соответствует строительным нормам (п.5.7 СП 53.13330.2016), площадь кухни не соответствует минимально допустимой. Состояние основных конструктивных элементов жилых домов № оценивается как неудовлетворительное, имеются повреждения, дефекты и трещины, свидетельствующие об ограничении работоспособности и снижении несущей способности конструкций, но отсутствует опасность обрушения. Требуется усилие и восстановление несущей способности конструкций. При выявленных повреждениях в ходе дальнейшей эксплуатации жилых домов № необходимо проведение детального обследования и мониторинга технического состояния здания с целью принятия мер по устранению возникших деформаций в соответствии со ст. 36 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполняемых специализированными организациями, имеющими соответствующий допуск на проведение данных видов работ. Многоквартирный жилой дом № по отношению к соседним домовладениям № и № не соответствует требованиям СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно – планировочным и конструктивным решениям. Выявленные несоответствия, установленных норм СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно – планировочным и конструктивным решениям могут повлечь угрозу жизни и здоровью граждан при возникновения пожара. Данное несоответствие возможно устранить путем разработки проектных решений по обеспечению нераспространения пожара на соседние объекты защиты, с учетом расчета пожарных рисков в соответствии со ст. 6 № 123 – ФЗ и письмом Департамента надзорной деятельности МЧС России от 01.09.2011 № 19 – 2- 3- 3417 «О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 22.07.208 г. № 123 – ФЗ.
Выводы, содержащиеся в указанном заключении судебной строительно – технической экспертизы № 362/18 от 06.08.2018 года, имеют информационное значение и могли быть учтены межведомственной комиссией при принятии решения, но не заменять собой процедуру оценки соответствия помещения – квартиры № по адресу: <адрес>, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» требованиям. Более того, экспертиза проводилась в августе 2018 года, а заявление Сущенко Н.С. и членов ее семьи поступило в Администрацию г. Таганрога в августе 2019 года. При этом в течение этого года детального обследования и мониторинга технического состояния многоквартирного жилого дома № с целью принятия мер по устранению возникших деформаций не проводилось, доказательств, подтверждающих такое обследование и мониторинг административными ответчиками суду не представлено. Также административными ответчиками не представлено разработанное проектное решение в отношении многоквартирного жилого дома № по обеспечению нераспространения пожара на соседние объекты защиты, с учетом расчета пожарных рисков.
Следует отметить, что при наличии несоответствия жилого дома № по отношению к соседним домовладениям № и № требованиям СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно – планировочным и конструктивным решениям, участия в заседании межведомственной комиссии представитель органа в сфере пожарной безопасности, не принимал.
Таким образом, выводы межведомственной комиссии в тексте заключения № 18 от 16.10.2019 года не обоснованы, сделаны без учета степени и категории технического состояния строительных конструкций квартиры и жилого дома в целом, а также степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае обрушения либо пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, которые административными ответчиками не опровергнуты, суд считает, что межведомственной комиссией нарушена процедура проведения оценки соответствия жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» требованиям. Полное и всестороннее исследование жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> межведомственной комиссией не проведено.
На основании изложенного, суд полагает признать незаконным заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16.10.2019 года № 18 и постановление Администрации г. Таганрога № 2154 от 04.12.2019 года, которым данное заключение межведомственной комиссии утверждено и квартира №, расположенная по адресу: <адрес> признана пригодной для проживания.
Поскольку нарушение процедуры принятия решения и оценки соответствия помещения, расположенного по адресу: <адрес>, критериям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения», влечет нарушение жилищных прав административных истцов, а также угрожает безопасности проживания граждан в указанной квартире, то суд полагает обязать межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Таганроге, повторно рассмотреть заявление Сущенко Н.С. и членов ее семьи: Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М. от 05.08.2019 года о признании аварийной и непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> провести оценку соответствия квартиры № расположенной по адресу: <адрес> требованиям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу и передать заключение в Администрацию г. Таганрога для принятия соответствующего постановления. Возлагая обязанность повторно рассмотреть заявление, суд не предрешает существа принятого по результатам рассмотрения заявления решения, что соотносится с позицией, получившей отражение в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона и установленные судом обстоятельства дела, оценивая все представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н. и Карташевой Е.М.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сущенко Н.С., Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М. к Администрации г. Таганрога, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога, заинтересованное лицо КУИ г. Таганрога о признании решений незаконными, удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16.10.2019 года № 18.
Признать незаконным постановление Администрации г. Таганрога № 2154 от 04.12.2019 года «Об утверждении заключения от 16.10.2019 года № 18 межведомственной комиссии» и признании квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, пригодной для проживания.
Обязать Межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Таганроге, повторно рассмотреть заявление Сущенко Н.С. и членов ее семьи: Закутней Г.Н., Вежлюк А.Н., Карташевой Е.М. от 05.08.2019 года о признании аварийной и непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> провести оценку соответствия квартиры № расположенной по адресу: <адрес> требованиям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения» в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу и передать заключение в Администрацию г. Таганрога для принятия соответствующего постановления.
Разъяснить о необходимости сообщения в порядке п.1 ч.3 ст. 227 КАС Российской Федерации об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по данному административному делу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 марта 2020 года.
Председательствующий Чернобай Ю.А.