Решение по делу № 7.2-145/2024 от 16.05.2024

Судья Гнатченко О.А.                         Дело <№>.2-145/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев Олег Сергеевич, рассмотрев 10 июня 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу                    врио начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкиной С.В. на решение судьи Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 16 апреля 2024 г.,

установил:

решением судьи Ардатовского районного суда Республики Мордовия        от 16 апреля 2024 г. постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России (далее – СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России) Федячкиной С.В. <№> от 12 марта 2024 г.,              по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), возбужденному в отношении Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации за отсутствием состава административного правонарушения.

Врио начальника отделения – старший судебный пристав СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкина С.В. подала жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой, оспаривая законность и обоснованность решения судьи, просила его отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что вывод судьи об отсутствии у Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении А.С.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда и об отсутствии вины в совершении вмененного административного правонарушения, основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела. Недостаточное финансирование таким обстоятельством не является. Администрацией не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по выполнению требований судебного пристава-исполнителя. Полагает, что совершенное Администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также жилищные права граждан.

Глава Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Антипов А.Н. подал возражения на жалобу врио начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкиной С.В., ссылаясь по существу на необоснованность ее доводов.

В судебное заседание защитник Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, потерпевший А.С.А., врио начальника отделения – старший судебный пристав СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкина С.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. При этом, от врио начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкиной С.В. и Главы Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Антипова А.Н. поступили заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2                статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Ардатовскому и Атяшевскому районам УФССП России по Республике Мордовия Ш.Т.А. от 28 октября 2021 г., на основании исполнительного листа Ардатовского районного суда Республики Мордовия, выданного <дата> серия ФС <№>, возбуждено исполнительное производство <№>-ИП в отношении Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. Предмет исполнения: обязать Администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия предоставить                       А.С.А., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. по месту жительства на территории г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (л.д.66-67).

27 июня 2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Ардатовскому и Атяшевскому районам УФССП России по Республике Мордовия Ш.Т.А. в отношении Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.69), которое было отменено                           28 февраля 2023 г. постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя.

Требованием ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Ардатовскому и Атяшевскому районам УФССП России по Республике Мордовия Ш.Т.А. от 10 мая 2023 г. Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия установлен срок для исполнения требования исполнительного документа до 9 июня 2023 г. (л.д.87)

Требованием судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России от 22 января 2024 г. установлен срок для исполнения требования исполнительного документа до 22 февраля 2024 г. (л.д.93).

Протоколом об административном правонарушении от 26 февраля                   2024 г. <№> Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия вменялось то, что она, в установленный судебным приставом-исполнителем срок не исполнила требования исполнительного листа Ардатовского районного суда Республики Мордовия, выданного                          4 октября 2021 г. серия ФС <№> (л.д.94-95).

Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России                    Федячкиной С.В. <№> от 12 марта 2024 г., Администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 12 марта 2024 г.                     признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, и ей назначено административное наказание в виде <данные изъяты>

Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии вины Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в совершении административного правонарушения, которое выразилось в неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования.

Данный вывод судьи соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

В силу пункта 3 данной статьи расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления передается следующее государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающее:

формирование и ведение муниципального списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;

предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия;

Пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Закона Республики Мордовия установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Таким образом, Администрация городского округа Саранск Республики Мордовия не имеет права обеспечить исполнение вышеуказанного решения суда за счет средств местного бюджета, поскольку данное исполнение связано с реализацией государственных полномочий и должно осуществляться исключительно за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Как усматривается из материалов дела, Администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия направлялись Министру строительства и архитектуры Республики Мордовия обращения с просьбой об увеличении субвенций на выполнение переданных государственных полномочий Ардатовскому муниципальному району по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.11).

Как следует из обращений Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 31 января 2024 г.                        <№> в адрес Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, в 2023 г. бюджетом Республики Мордовия на выполнение переданных государственных полномочий Ардатовскому муниципальному району было выделено 10 863 119 рублей 75 копеек на обеспечение 5-х детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Указанные субвенции были реализованы в полном объеме. Однако, неисполненными остаются еще 20 решений суда, что влечет для администрации Ардатовского района негативные правовые последствия.

Согласно обращению Первого заместителя Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия в ответ на обращение Администрации, законом Республики Мордовия от 21 декабря 2023 г. №102-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» на осуществление государственных полномочий Республики Мордовия                       по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда предусмотрено финансирование на 2024 г. в размере 16 480, 4 тыс. руб. для обеспечения жильем 7 детей-сирот, на 2025 год в размере 14 130, 9 тыс. руб. для обеспечения жильем 6 детей-сирот, на 2026 год в размере 21 130, 9 тыс. руб. для обеспечения жильем 9 детей-сирот. В случае выделения дополнительных средств из республиканского бюджета Республики Мордовия будет сообщено дополнительно.

С учетом данных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения требования исполнительного документа Ардатовского районного суда Республики Мордовия, выданного 4 октября 2021 г. серия ФС <№>, Администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия не была обеспечена за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия денежными средствами, необходимыми для исполнения решения суда по предоставлению А.С.А. жилого помещения, при этом ей были приняты необходимые меры для обеспечения исполнения данного решения суда.

В связи с этим следует, что вина Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

По указанным основаниям отклоняются доводы жалобы.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, а доводы жалобы, которые по существу сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств, не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ардатовского районного суда Республики Мордовия                            от 16 апреля 2024 г. оставить без изменения, жалобу врио начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкиной С.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                           О.С. Михеев

7.2-145/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Ардатовского муниципального района
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
16.05.2024Материалы переданы в производство судье
10.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Дело оформлено
13.06.2024Дело передано в экспедицию
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее