Решение по делу № 33-860/2022 от 25.02.2022

Судья Чернобай Н.Л. №33-860/2022

10RS0011-01-2021-018127-61

2-7283/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2022 года г.Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Королевой С.В.,

судей Евтушенко Д.А., Мишеневой М.А.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2021 года по иску Смагиной Е. В. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Евтушенко Д.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смагина Е.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от 15 мая 2018 года квартира по месту регистрации истца признана непригодной для проживания. Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от 09 июня 2021 года истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированого жилого помещения. В настоящее время истец проживает в г.Петрозаводке. Поскольку постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 17 августа 2021 года истцу было отказано во включении в список, утвержденный постановлением администрации от 17 января 2020 года, в связи с тем, что Смагина Е.В. состоит в списке в ином муниципальном образовании Республики Карелия, просила обязать ответчика включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма; предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору специализированного найма.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Лоухского муниципального района.

Решением суда иск удовлетворен.

С принятым судебным постановлением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что реализация права на предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможна при условии обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако сведений об обращении истца в уполномоченные органы и признании истца нуждающейся в жилом помещении материалы дела не содержат. При этом факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении был установлен после достижения истцом 23-летнего возраста. Полагает, что в соответствии с данными Министерством просвещения РФ разъяснениями (письмо от 23 июня 2020 года №ДГ-812/07) некоторых норм Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года №397, право на обеспечение жилым помещением по новому месту жительства должно было возникнуть у истца до достижения ею совершеннолетия. Поскольку смена места жительства Смагиной Е.В. произошла позднее, оснований для включения ее в список лиц из числа детей-сирот по Петрозаводскому городскому округу для последующего предоставления жилого помещения и исключения из списка по Лоухскому муниципальному району не имеется. Финансовое обеспечение соответствующих государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет субвенций из соответствующего бюджета. Поскольку оснований для передачи субвенций из бюджета Республики Карелия бюджету Петрозаводского городского округа на приобретение жилого помещения истцу не имеется, такая субвенция может быть передана только бюджету Лоухского муниципального района.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец возражала по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.

Заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела с учетом требований ст.327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года №921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст.3.1 данного Закона.

Согласно ч.1 ст.3.1 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики К...

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что Смагина Е.В., (...) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Кестеньгского сельского поселения от 04 июля 2012 года (...)Смагина Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Заключением межведомственной комиссии от 10 мая 2018 года жилое помещение по адресу: п.Кестеньга Лоухского района Республики Карелия, (...), признано непригодным для проживания.

Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от 25 марта 2020 года №388-Р установлен факт невозможности проживания Смагиной Е.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: п.Кестеньга Лоухского района Республики Карелия, (...).

Вступившим в законную силу решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 14 апреля 2021 года признано право Смагиной Е.В. состоять на регистрационном учете в списках лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по Лоухскому району. На администрацию Лоухского муниципального района возложена обязанность включить Смагину Е.В. в соответствующий список.

Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от 09 июня 2021 года №745-Р она включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений по Лоухскому муниципальному району.

По окончании школы в связи с зачислением в ФГБУ "ПУ №14 г.Петрозаводска" и обучением в нем с 2006 по 2008 г.г. истец переехала в г. Петрозаводск, проживала в общежитии. После окончания ФГБУ "ПУ №14 г.Петрозаводска" истец проходила обучение в ФГБУ "Петрозаводский педагогический колледж", затем с 2011 по 2016 г.г. в ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет".

С 01 сентября 2015 года Смагина Е.В. работает учителем начальных классов в МОУ "Средняя школа №3". В настоящее время арендует квартиру по адресу: (...) (договор аренды от 18 апреля 2021 года).

Поскольку с 2015 года местом постоянного проживания Смагиной Е.В. является г.Петрозаводск, она обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Петрозаводском городском округе, одновременно подала заявление об исключении из соответствующего списка по Лоухскому муниципальному району.

Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 17 августа №2194 во включении Смагиной Е.В. в список, утвержденный постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 27 января 2020 года №147 отказано в связи с тем, что истец состоит в списке в ином муниципальном образовании Республики Карелия, следовательно, основания для обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по новому месту жительства отсутствуют.

При изложенных фактических обстоятельствах, а также, исходя из приведенного правового регулирования, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить истцу по месту жительства, то есть на территории Петрозаводского городского округа благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, учитывая при этом постоянный характер ее проживания в г.Петрозаводске.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что истец могла быть включена с соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Петрозаводском городском округе, при перемене места жительства и подаче соответствующего обращения в уполномоченный орган до достижения ею совершеннолетия судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно п.1 ст.20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно - переезд из Лоухского муниципального района на постоянное место жительства в г.Петрозаводск в совершеннолетнем возрасте не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Указанная правовая позиция следует из разъяснений, содержащихся в п.9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года.

Вывод суда первой инстанции о том, что Смагина Е.В. имеет право на включение в соответствующий список по Петрозаводскому городскому округу, является верным, соответствует имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к его отмене или изменению.

Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, требования ст.ст.59, 60, 67 ГПК РФ суд первой инстанции при разрешении дела не нарушил.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-860/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Евтушенко Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
25.02.2022Передача дела судье
25.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2022Передано в экспедицию
25.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее