Решение по делу № 2а-80/2022 (2а-5085/2021;) от 11.05.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-007617-86 Дело № 2а-80/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Ванеевой Н.Н.,

с участием представителя административных ответчиков и заинтересованного лица Морозовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

13 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Исмаилова Омара Газимагомедовича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи,

установил:

Исамаилов О.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что в период отбывания наказания у истца было обнаружено заболевание «Хронический ...». При этом, сотрудники ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не оказывают истцу надлежащей медицинской помощи по имеющемуся заболеванию, за весь период содержания надлежащее обследование истцу не проводится, состояние здоровья и течение заболевания не контролируется. Указывает, что действиями (бездействием) медицинского персонала ему причиняются физические и нравственные страдания, состояние здоровья ухудшается.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьего лица - УФСИН России по Республике Коми.

Определением суда от 12.01.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми возражал против удовлетворения иска.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя, изучив материалы административного дела и оценив их в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 27.01.2020 введена в действие ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Статьей 5 Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Таким образом, учитывая, что сведений об обращении Исмаилова О.Г. с жалобой в ЕСПЧ не имеется, данное административное исковое заявление направлено в суд 06.05.2021, и нарушения в отношении заявителя носят длящийся характер, установленный законом срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

Установлено, что Исмаилов О.Г. отбывал наказание в местах лишения свободы, с ** ** ** по ** ** ** содержался в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и ст.12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно положениям п.п.3, 7, 8 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.

Одним из видов оказания застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч.1, 3, 7 ст.26) предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции от 28.12.2017 №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п.31 Порядка).

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п.32 Порядка).

В соответствии с п.9 ч.5 ст.19 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

В силу ст.98 указанного Закона, медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В этой связи, судом по делу назначалась судебно-медицинская экспертиза с привлечением врача-....

Из заключения комиссионной экспертизы №... (п) следует, что в представленной медицинской документации имеется однократная запись ... от ** ** ** из которой следует, что Исмаилов О.Г. впервые осмотрен с жалобами ... Впервые, обосновано установлен диагноз «...».

По данным представленной медицинской документации сведений о наличии заболевания «...» у Исмаилова О.Г. до его водворения в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК не установлено. При осмотре ** ** ** имеется отметка врача ... о том, что пациент нуждается в ... ... статус не описан, диагноз не установлен, в связи с чем оценить обоснованность этой записи и наличие или отсутствие каких-либо ... заболеваний не представляется возможным. В дальнейшем осмотрен ... ** ** **, другие обращения за ... помощью в представленных медицинских документах не зафиксированы.

После поступлении Исмаилова О.Г. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, впервые, обосновано установлен диагноз «...» ** ** **. Объективное обследование проведено не в полном объеме: не выполнен внешний осмотр ...

При установлении диагноза «...», в соответствии с «клиническими рекомендациями» (протоколами лечения) и общепринятыми подходами к диагностике и лечению ... заболеваний необходимо проведение следующих диагностических мероприятий: ...

Данные исследования включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (оказываются в рамках программы обязательного медицинского страхования, при оказании медицинской помощи на территории РФ, в т.ч. в отношении лиц, содержащихся под стражей). Оказание помощи больным с ... осуществляют врачи-... общей практики, врачи-..., врачи-..., врачи-..., врачи ....

Не полное диагностическое обследование истца не оказало влияния на полноту выполнения лечебных мероприятий от ** ** **, ... по медицинским показаниям, что не повлияло на состояние здоровья Исмаилова О.Г. Объективных признаков ухудшения состояния здоровья Исмаилова О.Г., которое могло бы быть связано с какими-либо дефектами оказания медицинской помощи, по данным представленной медицинской документации не выявлено.

Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) медицинских работников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и каким-либо ухудшением состояния здоровья Исмаилова О.Г. отсутствует. Степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит в связи с отсутствием сущности вреда.

В соответствии со ст.82 КАС РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы, суд приходит к выводу о том, что данное заключение является допустимым доказательством, так как оно выполнено специалистами, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов подробно мотивированы, содержат ссылки на используемую литературу и выписки из медицинской документации. Ответы на поставленные перед экспертами вопросы изложены ясно, понятно, не содержат неоднозначных формулировок, подтверждаются выдержками из медицинской документации Исмаилова О.Г.

В этой связи, рассматривая заявленные истцом требования в части взыскания в его пользу компенсации в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, суд руководствуется следующим.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.17 постановления Пленума от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (ст.41 Конституции РФ, ст.4, ч.2, 4 и 7 ст.26, ч.1 ст.37, ч.1 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч.7 ст.101 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Учитывая изложенное, исходя из конкретных обстоятельств дела, приводимых административным истцом доводов, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт оказания Исмаилову О.Г. медицинской помощи ненадлежащего качества.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что со стороны ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России имело место бездействие, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Исмаилова О.Г., установленных законодательством Российской Федерации, в части ненадлежащего оказания лишенному свободы лицу медицинской помощи.

Между тем, в соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч.2).

В этой связи, учитывая отсутствие у Исмаилова О.Г. в период отбывания наказания объективной возможности пройти необходимое обследование, минуя ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России; принимая во внимание характер и степень нарушения ответчиком требований санитарных правил и Стандарта…; продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него; суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении равным 15000 рублей. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.

При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В силу положений ст.1071, п.3 ст.125 Гражданского кодекса РФ, пп.1 п.3 ст.58 Бюджетного кодекса РФ, пп.6 п.7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

Соответственно в удовлетворении исковых требований Исмаилова О.Г. о взыскании компенсации, предъявленных к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России следует отказать.

С учетом изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Исмаилова Омара Газимагомедовича компенсацию за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Денежные средства перечислить по следующим реквизитам:

Получатель: Исмаилов Омар Газимагомедович

Счет получателя: ...

...

...

...

...

...

...

Отказать Исмаилову Омару Газимагомедовичу в удовлетворении исковых требований к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за ненадлежащее оказание лишенному свободы лицу медицинской помощи подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Мотивированное решение составлено 25.02.2022.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                             И.И.Олейник

2а-80/2022 (2а-5085/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Сыктывкара
Исмаилов Омар Газимагомедович
Ответчики
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Другие
УФСИН России по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Олейник Иван Иванович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2021Передача материалов судье
18.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2021Предварительное судебное заседание
01.12.2021Производство по делу возобновлено
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2021Судебное заседание
12.01.2022[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее