Судья Минзарипов Р.Р. УИД 16RS0051-01-2022-015092-25
№ 33-12046/2023
учёт № 143г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Хасаншина Р.Р.,
судей Бикмухаметовой З.Ш., Камалова Р.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мифтахутдиновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бикмухаметовой З.Ш. апелляционную жалобу представителя Ермаковой С.Г. – Вильдановой В.В. на решение Советского районного суда города Казани от 20 февраля 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ермаковой С.Г. к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на гараж.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Ермаковой С.Г. – Вильдановой В.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ермакова С.Г. обратилась к гаражно-строительному кооперативу «Нур-2» с иском о признании права собственности на гараж.
В обоснование заявленного требования истец указала, что с 1999 года она является членом гаражно-строительного кооператива «Нур-2», расположенного по адресу: <адрес>, владеет гаражом .... с площадью застройки 18,6 кв.м, 1995 года постройки. Паевой взнос за гараж ею выплачен полностью. Указанный гараж построен на предоставленном для его возведения земельном участке.
С целью регистрации прав на гараж истец обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан, однако осуществление действий по кадастровому учёту и государственной регистрации прав приостановлено.
Между тем истцом представлены все необходимые для регистрации права собственности документы, предусмотренные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила признать за ней право собственности на гараж площадью 18,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В процессе рассмотрения дела произведена замена гаражно-строительного кооператива «Нур-2» на исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации /л.д. 41/.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Ермаковой С.Г. – Вильданова В.В. заявленное требование поддержала.
Представитель государственного казённого учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Чикинев П.Ю. и представитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани Нигматуллина А.А. иск не признали.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель Ермаковой С.Г. – Вильданова В.В. просит решение суда отменить. Заявитель в жалобе указывает, что суд первой инстанции при принятии решения необоснованно руководствовался положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, неправомерно не применив положения Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Считает, что суд первой инстанции необоснованно произвёл замену гаражно-строительного кооператива «Нур-2» на исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которому земельный участок был предоставлен для строительства гаражей. Данный кооператив является действующим, гаражи возведены еще в 1995 году, истец пользуется и владеет гаражом 71 с 1999 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Ермаковой С.Г. – Вильданова В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
По данному делу установлено, что 18 мая 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о гаражно-строительном кооперативе «Нур-2».
Ермакова С.Г. является членом указанного гаражно-строительного кооператива «Нур-2», ей принадлежит гараж .... площадью 19 кв.м, паевой взнос за гараж внесён полностью в 2021 году, что подтверждается справкой № 6 от 29 сентября 2021 года.
Согласно техническому плану, составленному по состоянию 8 ноября 2021 года, гараж .... расположен по адресу: <адрес> имеет площадь 18,6 кв.м.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании права собственности на гараж, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих предоставление земельного участка с кадастровым номером ...., на котором расположен спорный гараж, гаражно-строительному кооперативу «Нур-2» на каком-либо праве для строительства гаражных боксов, а также того, что целевое назначение земельного участка под гаражом не допускает размещения на нём такого рода строений.
Суд первой инстанции также указал, что в данном случае выплата в полном объёме паевого взноса за гараж, расположенный на земельном участке, изъятом из оборота, фактическое владение и пользование гаражом не могут являться основаниями для признания за истцом права собственности на этот гараж.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не усматривает.
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация является полноценным участником гражданско-правовых отношений со всеми вытекающими правовыми последствиями.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Статьёй 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2).
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами) подпункт 2 пункта 4)).
На основании пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением главы администрации города Казани от 21 июля 1994 года № 897 Квартирно-эксплуатационной части Казанского района разрешено строительство боксовых гаражей для размещения автомобилей на земельном участке площадью 0,76 га на свободной от застройки территории склада Квартирно-эксплуатационной части Казанского района и принято решение о создании гаражно-строительного кооператива. На указанном земельном участке возведён гараж № 71.
Из технического плана следует, что спорный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером .... /л.д. 24-28/.
Указанный земельный участок площадью 36205 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешённого использования: топливно-энергетические склады, находится в собственности Российской Федерации, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казённому учреждению «Приволжско-Уральское территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный земельный участок в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является изъятым из оборота, поскольку в границах земельного участка расположен военный городок со зданиями и сооружениями, являющимися собственностью Российской Федерации, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации.
Опровергающих данные обстоятельства доказательств суду не представлено.
В пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что гараж .... расположен на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, целевое назначение которого нахождение на нём такого рода сооружений не предусматривает.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что земельный участок, на котором расположен гараж, предоставлен гаражно-строительному кооперативу «Нур-2» на каком-либо праве для строительства в границах застройки.
При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих предоставление земельного участка для строительства спорного гаража, а также то, что целевое назначение земельного участка под гаражным боксом не допускает размещение на нём такого рода сооружений, судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допустил.
Ссылка подателя жалобы на неправомерное неприменение положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», основанием для отмены решения суда не является.
Статьёй 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, и который предоставлен в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданину в собственность бесплатно, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, которые осуществляются по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, государственного кадастрового учета гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрации права собственности гражданина на гараж обязан передать собственнику указанных объектов выданные в соответствии с частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона выписки из Единого государственного реестра недвижимости об указанных объектах недвижимости (часть 23).
В целях реализации положений части 23 настоящей статьи межевой план земельного участка и технический план гаража могут быть подготовлены на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае, если земельный участок, указанный в части 25 настоящей статьи, является образованным, для подготовки технического плана расположенного на нем гаража предоставление правоустанавливающих или иных документов на данные земельный участок и (или) гараж не требуется (часть 26).
Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьёй 3.7, согласно пункту 2 которой до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих предоставление Ермаковой С.Г. или гаражно-строительному кооперативу «Нур-2» земельного участка для строительства спорного гаража, по данному делу суду не представлено.
Более того, земельный участок, на котором расположен спорный гараж, является изъятым из оборота.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности замены гаражно-строительного кооператива «Нур-2» на исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу части 1 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
С учётом характера спорных правоотношений в судебном заседании от 6 декабря 2022 года разрешён вопрос о замене ненадлежащего ответчика на надлежащих ответчиков, против чего представитель Ермаковой С.Г. – Вильданова В.В. не возражала.
В силу вышеизложенных обстоятельств не влияют на правильность принятого по делу решения также и аргументы подателя жалобы о том, что гаражно-строительный кооператив «Нур-2» является действующим, гаражи возведены ещё в 1995 году, истец пользуется и владеет гаражом 71 с 1999 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и считает, что судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены они полно и объективно, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда города Казани от 20 февраля 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ермаковой С.Г. – Вильдановой В.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2023 года.
Председательствующий Р.Р. Хасаншин
Судьи З.Ш. Бикмухаметова
Р.И. Камалов