УИД 05RS0031-01-2021-003624-52
Судья Онжолов М.Б.
Дело № 33-4661-21 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 06 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Загирова Н.В.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 10 марта 2021 года, которым постановлено:
«Исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкала Караханова Н.М. к Администрации г.Махачкала и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №21» об устранении нарушений противопожарной безопасности, удовлетворить частично.
Признать бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» незаконными.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в срок 60 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, изложенные в информации № 4-5-51/1371 от 28.12.2020, а именно:
- автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. (Правила противопожарного режима в РФ п. 61);
- дымовые пожарные извещатели установлены на расстоянии менее 50 см. от электропроводки (Правил противопожарного режима в РФ: п. 61, СП 5 13130.2009:п. 13.3.6);
- на имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию не предоставлен договор на обслуживание. Не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. (Правила противопожарного режима в РФ п.61);
- наружные пожарные лестницы (лестница 3-го типа) расположены на расстоянии менее 1 м от оконных проемов. ( ФЗ №123:п.3 ст.4;. СП 1.13130.2009: п.4.4.2);
- в ограждении наружных лестниц вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м. (ФЗ № 123:п.3 ст.4; СП 1.13130.2009: п.5.2.15).
В удовлетворении иска в части признания бездействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №21» незаконными, отказать»
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., объяснения руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №21» Кайтуевой Н.А., просившей решение суда оставить без изменения, мнение прокурора прокуратуры РД Биакаева М.К., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском к Администрации г.Махачкала и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №21» об устранении нарушений противопожарной безопасности.
В обоснование иска указал, на то, что в связи с поступившей информацией из отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 2 по Ленинскому району г. Махачкала УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Дагестан (далее - ОНД и ПР № 2) за № 4-5-51/1371 от 28.12.2020, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 21» (далее - Детский сад № 21»), расположенном по ул. Гагарина, д. 43, с. Н.Хушет, г.Махачкалы, где выявлен целый ряд нарушений. Указанные нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников Детского сада № 21.
В связи, с чем просил признать бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» незаконными.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в срок 60 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, изложенные в информации № 4-5-51/1371 от 28.12.2020, а именно:
- автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. (Правила противопожарного режима в РФ п. 61);
- дымовые пожарные извещатели установлены на расстоянии менее 50 см. от электропроводки (Правил противопожарного режима в РФ: п. 61, СП 5 13130.2009:п. 13.3.6);
- на имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию не предоставлен договор на обслуживание. Не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. (Правила противопожарного режима в РФ п.61);
- наружные пожарные лестницы (лестница 3-го типа) расположены на расстоянии менее 1 м от оконных проемов. ( ФЗ №123:п.3 ст.4; СП 1.13130.2009: п.4.4.2);
- в ограждении наружных лестниц вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м. (ФЗ № 123:п.3 ст.4; СП 1.13130.2009: п.5.2.15).
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации г. Махачкалы ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то обстоятельство, что не являются надлежащим ответчиком по делу.
Извещенные надлежаще, представители Администрации г. Махачкалы, отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 2 по Ленинскому району г. Махачкалы УНД ПР ГУ МЧС России по РД, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 11 ГК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Одним из способов защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившей информацией из отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 2 по Ленинскому району г. Махачкала УНД ПР ГУ МЧС России по Республике Дагестан за № 4-5-51/1371 от 28.12.2020, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 21» (далее - Детский сад № 21») расположенном в с. Н.Хушет, г. Махачкалы по ул. Гагарина, д. 43.
В ходе вышеуказанной проверки выявлены нарушения противопожарной безопасности, изложенные в информации № 4-5-51/1371 от 28.12.2020, а именно: автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. (Правила противопожарного режима в РФ п. 61);
- дымовые пожарные извещатели установлены на расстоянии менее 50 см. от электропроводки (Правил противопожарного режима в РФ: п. 61, СП 5 13130.2009:п. 13.3.6);
- на имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию не предоставлен договор на обслуживание. Не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. (Правила противопожарного режима в РФ п.61);
- наружные пожарные лестницы (лестница 3-го типа) расположены на расстоянии менее 1 м от оконных проемов. ( ФЗ №123:п.3 ст.4; СП 1.13130.2009: п.4.4.2);
- в ограждении наружных лестниц вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м. (ФЗ № 123:п.3 ст.4 ; СП 1.13130.2009: п.5.2.15).
Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Судом также установлено, что в соответствии с п. 1.6 Устава Детского сада № 21 учредителем и собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским делением «город Махачкала».
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ, является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
В силу ст.37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Суд, установив, что вышеуказанные нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников Детского сада № 21, пришел к правильному выводу об обоснованности иска прокурора.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с Законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими доказательствами.
Так, противопожарная безопасность является одним из видов общей безопасности, которая является предметом регулирования Федерального закона № 390-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О безопасности».
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств (п.п. 4 и 9 ст.3 №390-Ф3).
Исходя из изложенного, суд признал, что обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.
В статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35 «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности, как верно отмечено в решении суда, свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Таким образом, принимая во внимание, что состав воспитанников Детского сада № 21 непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ подать иск в интересах неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что доводы истца, отраженные в иске нашли в части свое подтверждение, а именно о признании бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» незаконным и обязании Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в срок 60 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, изложенные в информации № 4-5-51/1371 от 28.12.2020.
В части требований о признании бездействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» незаконными, суд правомерно отказал, поскольку устранение вышеуказанных нарушений, требует значительных затрат финансовых средств, которыми, как установлено материалами дела, МБДОУ не располагает. Учредителем и собственником имущества МБДОУ является Администрация ГО с ВД «город Махачкала».
Кроме того, судом установлено, что МБДОУ обращалось в Управление образования г. Махачкалы и Администрацию г. Махачкалы о необходимости финансирования расходов по устранению названных выше нарушений, однако денежные средства не выделены Администрацией г. Махачкалы на устранение данных нарушений.
В соответствии с п.1 ст. 10 ГПК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Оценив полученные доказательства, суд признал, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: