Дело № 2-207/2021
44RS0001-01-2020-004871-14
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2021 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием прокурора Михина А.А., представителя третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Мишиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Айрапетяну Е.А. и Алиеву Р.Н. о прекращении эксплуатации пиролизной установки, освобождении земельного участка от пиролизной установки и отходов,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с участившимися обращениями жителей г. Костромы на ухудшение качества атмосферного воздуха и наличия запахов химических веществ на улицах города Костромы проведена проверка, в ходе которой в деятельности Айрапетяна Е.А. выявлены грубые нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Основным видом деятельности ответчика является производство древесного угля на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. На территории производственной площадки расположены стационарная пиролизная печь на 12 реторт (одна дымовая труба), кран-балка для извлечения и установки в печь реторт; участок фасовки древесного угля в бумажные мешки 3 кг и 10 кг (транспортер, электронные весы, устройство для прошивки мешков), склад для складирования готовой продукции; бытовые и хозяйственные сооружения. Процесс изготовления древесного угля в пиролизных установках заключается в термическом воздействии высоких температур на отходы древесины до состояния угля. Высокие температуры в печах вырабатываются при сжигании древесных отходов (горбыля). Изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух. Готовая продукция (древесный уголь) фасуется в бумажные мешки различного объема, которые хранятся в расположенном вблизи комплекса помещении склада. На момент обследования происходил пиролиз древесины. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» вышеуказанные вещества являются загрязняющими. Таким образом, деятельность ответчика сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. Требования законодательства ответчиком не соблюдаются. Углетомильные печи, эксплуатируемые Айрапетяном Е.А., не оборудованы установками очистки газов (отсутствует пылегазоочистное оборудование), что влечет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без обезвреживания. Ответчиком осуществляется предпринимательская деятельность по производству и реализации древесного угля в отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, сведений о нахождении его в должности руководителя коммерческой организации также не имеется. Действия Айрапетяна Е.А., выразившиеся в эксплуатации углетомильных печей в отсутствие пылегозоочистного оборудования, свидетельствуют о нарушении требований закона. Ответчиком при осуществлении хозяйственной деятельности допущены нарушения законодательства об отходах производства и потребления. Прокуратурой в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> установлено повсеместное размещение отходов производства и потребления на почву (жидкие отходы пиролиза древесины, промышленные отходы: зола, древесные отходы, бытовой и строительный мусор). Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В связи с закрепленной в законодательстве об охране окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды») презумпцией экологической опасности осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, обязанность доказывания ее безопасности лежит на ответчике. Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантировано право на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного прокурор просил возложить на Айрапетяна Е.А. обязанность прекратить эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - пиролизных установок по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № в отсутствие пылегазоочистного оборудования, обеспечивающего очистку выбросов, обязать Айрапетяна Е.А. очистить земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, Алиев Р.Н.
Межрайонным природоохранным прокурором в ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно уточнились, <дата> заявлены требования к ответчикам Айрапетяну Е.А., Алиеву Р.Н., Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о возложении на Айрапетяна Е.А. обязанности прекратить эксплуатацию источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - пиролизной установки, включающей 12 реторт для производства древесного угля, расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, возложении на Айрапетяна Е.А., Алиева Р.Н., Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы обязанности очистить от отходов земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> от отходов.
В окончательной редакции прокурор заявил требования к ответчикам Айрапетяну Е.А. и Алиеву Р.Н., просил возложить на Айрапетяна Е.А. обязанность прекратить эксплуатацию источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - пиролизной установки, включающей 12 реторт для производства древесного угля, расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; возложить на Айрапетяна Е.А. и Алиева Р.Н. обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером № от пиролизной установки, включающей 12 реторт для производства древесного угля; возложить на Алиева Р.Н. обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером № от иных объектов, расположенных на данном земельном участке; возложить на Айрапетяна Е.А., Алиева Р.Н. обязанность очистить от отходов земельный участок с кадастровым номером №
В судебном заседании прокурор Михин А.А. исковые требования поддержал в уточненном виде по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что проверка проведена в связи с непосредственным выявлением факта эксплуатации источника вредных выбросов с нарушением законодательства и обращением гражданина, с привлечением специалистов контролирующих органов и ЦЛАТИ. Поскольку проверкой установлено, что деятельность по эксплуатации самой крупной печи на участке осуществляет Айрапетян Е.А., что следовало в том числе из его собственных объяснений, к нему предъявлен иск в порядке ст. 45 ГПК РФ. При даче объяснений Айрапетян А.Е. не заявлял о необходимости участия переводчика, является длительное время гражданином РФ. Из общения с ним в ходе проверки и рассмотрения дела, учитывая оформление им доверенности и процессуальных документов на русском языке без участия переводчика, свободное владение русским языком со стороны Арапетяна А.Е. не вызывает сомнений. Лица, эксплуатирующие иные печи на участке, на момент подачи иска не установлены. В настоящее время договор аренды земельного участка между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы и Алиевым Р.Н. прекращен, в связи с чем земельный участок подлежит освобождению от отходов и оборудования, что соответствует целям устранения нарушений природоохранного законодательства.
Ответчик Айрапетян Е.А., его представитель Геворкян А.М. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ходатайство представителя ответчика об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения. Причины неявки ответчика неизвестны. Ответчик в ходе рассмотрения дела требования не признал. В возражениях на иск указал, что является правообладателем одной пиролизной установки. Прокурором не указано, какая именно из пиролизных печей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежит ответчику и является источником выбросов. Ответчик не является объектом федерального государственного экологического надзора, не имеет статуса индивидуального предпринимателя, не ведет производственную деятельность. На установке производились исключительно пуско-наладочные работы. Прокурор не имеет полномочий по проведению проверки в отношении физического лица, незаконно находился на территории земельного участка, на котором установлено оборудование, принадлежащее ответчику - физическому лицу. О дате и времени проведения прокурорской проверки ответчик не был уведомлен. Прокурором не представлено доказательств отсутствия фильтрационного оборудования и необходимости его установки. Правообладателем земельного участка не заявляются требования и претензии относительно самовольного занятия данного земельного участка. Договором аренды не запрещено временное нахождение объекта некапитального строительства по производству угля на земельном участке. При проведении прокурорской проверки ответчик был лишен права на получение квалифицированной юридической помощи и услуг переводчика. Гражданином РФ он является с 2011 года, ранее проживал и обучался на территории Армении, родным для него является армянский язык, гражданство РФ принимал в упрощенном порядке без сдачи экзамена по русскому языку. Прокурором не доказан факт размещения на земельном участке отходов производства, бытового и строительного мусора. Указанные прокурором отходы являются сырьем, которое используется для производства угля. В Димитровском районном суде г. Костроме рассматривается административное дело по иску Айрапетяна А.Е. об оспаривании действий прокурора по проведению проверки.
Ответчик Алиев Р.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Мишина О.А. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Пояснила, что договор аренды, заключенный между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы и Алиевым Р.Н., прекращен по истечении месячного срока с момента получения ответчиком уведомления арендодателя в соответствии с условиями договора и требованиями гражданского законодательства. Сведений об освобождении арендатором земельного участка на момент рассмотрения дела не имеется.
Третье лицо Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В отзыве на иск представитель Сергеева Л.С. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Третьи лица Управление Роспотребнадзора по Костромской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 4 указанного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с положениями ст. 34 указанного Закона проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и производству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1).
Согласно ст. 55 данного Федерального закона, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ст. 56 указанного Закона, при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 69.2 данного Закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также установлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ст. 1 указанного Закона, атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (п. 1).
Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ, в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 1). Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 8).
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти (п. 4). Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 7).
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Согласно ст. 25 данного Закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии с п. 1 ст. 30 данного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
В Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.05.2019 N 914-р, включены азота диоксид, азота оксид, взвешенные частицы, углерода оксид, формальдегид, фенол, углеводород.
В соответствии с СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 №14, основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания (п. 2.1).
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов (п. 3.1.1).
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта (п. 4.1.1).
Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению (п. 4.2.1).
При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта (п. 4.2.2).
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта (п. 5.1).
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (ч. 1).
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (ч.ч. 1, 2).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому к отходам потребления и производства относятся отходы обработки древесины и производства изделий из дерева, в том числе горбыль из натуральной чистой древесины, рейка из натуральной чистой древесины, щепа натуральной чистой древесины, обрезь натуральной чистой древесины, прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины, которые отнесены к 5 классу опасности.
Согласно положениям ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п. 2).
В соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №80, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание (п. 2.2).
Временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках (п. 3.2).
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.7).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (п. 1 ст. 10).
Согласно ст. 21 указанного Закона, предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (п. 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2). Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия. Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации (п. 3). Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (п. 4). К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (п. 13). Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) (п. 14). Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (п. 15).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст. 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1). Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона (п. 2).
Согласно ст. 27 указанного Закона, при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона (п. 1). В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (п. 4).
Приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлено, что основными направлениями надзорной деятельности является надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений (п. 1).
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите (п. 6).
С учетом экологической обстановки в каждом регионе следует наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов. По каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба (п. 9).
Согласно ст. 33 Конституции РФ, статье 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Частью 1 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ государственный орган или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливающая единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации.
Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур (пункт 4.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации).
Пункт 4.3 Инструкции регламентирует, что обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль.
Согласно пункту 4.4 Инструкции, для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2).
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом (п. 3).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5).
Согласно ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1).
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3).
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4).
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п.п. 1, 3, 4).
Согласно ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (п. 1).
Согласно ст. 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1).
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (п.п. 2, 4).
Согласно п. 2 ст. 453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1).
Согласно ст. 610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (п.п. 1, 2).
Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, по адресу: <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2257,85 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для организации и эксплуатации площадки для производства древесного угля, для размещения промышленных объектов. Сведения о правообладателе земельного участка отсутствуют.
Между Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (арендодатель) и Алиевым Р.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №№ от <дата>, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 2257,85 кв.м. из земель «земли населенных пунктов», кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях организации и эксплуатации площадки для производства древесного угля, без права возведения объектов недвижимости (п. 1.1).
Срок аренды земельного участка устанавливается с <дата> по <дата>. Договор, заключенный на один год и более вступает в силу с даты его государственной регистрации (п.п. 2.1, 2.2).
Арендодатель имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого участка в целью его осмотра на предмет соблюдения условий договора (п. 4.1.2).
Арендодатель имеет право на односторонний отказ от исполнения договора в любое время в случае возобновления действия договора на тех же условиях на неопределенный срок и в иных случаях, установленных законом или договором (п. 4.1.4).
Арендодатель обязан письменно уведомить арендатора не позднее чем за 1 месяц о необходимости освобождения земельного участка в связи с окончанием срока действия договора при досрочном расторжении договора или одностороннем отказе от исполнения договора (п. 4.2.5).
Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; освободить и возвратить арендодателю участок в надлежащем состоянии в день, следующий за днем окончания срока, указанного в п. п. 4.2.5, 4.4.6 договора при истечении срока действия договора, досрочном прекращении договора или одностороннем отказе от исполнения договора; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающим к нему территориях; соблюдать санитарные, противопожарные нормы и требования, а также действующие правила благоустройства и санитарного содержания, установленные действующим законодательством (п.п. 4.4.2, 4.4.7, 4.4.8, 4.4.11).
В случае одностороннего отказа от исполнения договора в порядке, установленном п.п. 4.1.4, 4.3.5, договор считается расторгнутым по истечении срока, указанного в п.п. 4.2.5, 4.4.6 договора, со дня получения уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора (п. 6.3).
Договор считается прекращенным по истечении срока, на который он заключен, если арендатор не заявил о намерении возобновить договор на тех же условиях на неопределенный срок (п. 6.6).
Между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы и Алиевым Р.Н. заключено дополнительное соглашение от <дата> к договору аренды земельного участка от <дата> №№ условия которого применяются к отношениям сторон, возникшим с <дата>. В редакции дополнительного соглашения арендодателем по договору выступает Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Костромской области <дата> поступило обращение С. о проведении проверки по факту ежедневного сжигания твердых промышленных отходов по адресу: <адрес> и ежедневных выбросов в воздух густого едкого дыма.
Указанное обращение старшим помощником прокурора <дата> направлено для рассмотрения по подведомственности Костромскому межрайонному природоохранному прокурору.
В связи с поступившим обращением Костромским межрайонным природоохранным прокурором направлены запросы в Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Филиал ЦЛАТИ по Костромской области о выделении специалистов для участия в проводимой прокуратурой проверке, производстве отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов от источников выбросов предприятия.
Помощником Костромского природоохранного прокурора <дата> отобрано объяснение у Айрапетяна Е.А., который пояснил, что с мая <дата> года со своим дядей А. организовал производство древесного угля в <адрес>. Производство угля осуществляется в одной ретортной печи, которая работает нерегулярно. На производстве работает один человек неофициально. Сырьем для производства угля являются отходы березы (карандаш), которые он приобретает у разных поставщиков. В месяц производится около 1 тонны угля. Произведенный уголь фасуют в бумажные мешки по 5 и 10 кг и развозят в свои рестораны. В качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, какой-либо разрешительной документации на производство древесного угля на данном земельном участке не имеет.
В рамках проведения прокурорской проверки специалистами филиала по Костромской области ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» произведены отборы проб промышленных выбросов, составлены акты отбора проб от <дата> №.
Согласно акту обследования от <дата>, составленному помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора, проверкой установлено, что по адресу: <адрес> расположено производство древесного угля. При проведении обследования территории выявлено, что на ней находится: пиролизная печь - работает (на момент осмотра); две углетомильные печи завязаны на одну дымовую трубу - работает одна печь (на момент осмотра); три углетомильные печи завязаны на одну дымовую трубу - работает одна печь (на момент осмотра). В ходе проведения проверки специалистами лаборатории ЦЛАТИ по Костромской области отобраны пробы источников выбросов. Для производства древесного угля используются отходы деревообработки, фильтрационное оборудование на источниках выбросов отсутствует. Органолептически (визуально) установлено наличие задымления территории предприятия едким дымом. Установлено повсеместное размещение отходов производства и потребления на почву (жидкие отходы пиролиза древесины, промышленные отходы, зола, древесные отходы, бытовой и строительный мусор).
Аналогичные сведения изложены в информации специалиста Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора по результатам участия специалиста в проверочных мероприятиях Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры <дата>.
Как следует из справки специалиста Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от <дата>, на момент проведения обследования по адресу: <адрес>, установлено, что
предприятие осуществляет производство древесного угля. Источниками выброса в атмосферу загрязняющих веществ на участке производства древесного угля являются: дымовая труба от пиролизной установки (12 реторт) для производства
древесного угля - 1 шт.; дымовая труба от пиролизных установок (2 бочки) для производства древесного угля - 1 шт.; дымовые трубы от пиролизных установок (3 бочки) для производства древесного угля - 3 шт.; дымовые трубы от пиролизных установок (3 бочки) для производства древесного угля - 3 шт. (в нерабочем состоянии); участки выгрузки и фасовки древесного угля. Основными выбросами от пиролизных установок являются: 0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид); 0304 Азот (II) оксид (Азота оксид); 0328 Углерод (Сажа); 0337 Углерод оксид; 0410 Метан; 0703 Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен); 1071 Гидрокеибензол (Фенол); 1325 Формальдегид; 1401 Пропан-2-он (Ацетон); 1555 Этановая кислота; 2902 Взвешенные вещества. На производственной площадке предприятия, расположенной фактически в охранной зоне ЛЭП, на одной линии размещены три участка по производству древесного угля: 1-й участок: стационарная пиролизная печь на 12 реторт (одна дымовая труба), кран-балка для извлечения и установки в печь реторт, участок фасовки древесного угля в бумажные мешки 3 кг и 10 кг (транспортер, электронные весы, устройство для прошивки мешков). На момент обследования происходит пиролиз древесины. 2-й участок: 2 бочки для пиролиза древесины, выведенные на одну дымовую трубу. На момент обследования в одной из бочек происходит пиролиз древесины. В связи с неполадками на установке произошло возгорание отложений в трубе, вылет горящей сажи из трубы, создающей предпосылки к возникновению пожара на территории с большим количеством древесных отходов, используемым в качестве топлива. 3-й участок: 3 бочки для пиролиза древесины каждая со своей вытяжной требой. На момент обследования в одной из бочек происходит пиролиз древесины. Сырьем для пиролизных установок являются отходы деревообработки - березовый «карандаш», березовые «кряжи». В качестве топлива используются отходы деревообработки (горбыль, рейка). Территория предприятия и прилегающие окрестности сильно задымлены в результате работы пиролизных установок и отсутствия газоочистных установок (ГОУ). Внутри склада готовой продукции находится древесный уголь в бумажных мешках в промышленных масштабах. На 4-м участке по производству древесного угля (установлено 3 бочки) после недавнего пожара производство древесного угля на момент обследования не велось. Территория предприятия и прилегающие окрестности под линией ЛЭП захламлены отходами производства и потребления. Места временного накопления отходов производства и потребления не оборудованы. Мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на окружающую среду, а также по приведению территории предприятия в соответствие с установленными экологическими и санитарно- эпидемиологическими требованиями не проводятся. Сброс отходов производства и потребления на почву (жидкие отходы пиролиза древесины, промышленные отходы (зола, древесные отходы, бытовой и строительный мусор), чем нарушены требования ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Не оборудованы места временного накопления отходов производства и потребления, чем нарушены требования ст. 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Не выполнена обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (промплощадка предприятия, расположенная по адресу: <адрес> чем нарушены требования ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 год (отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на промышленной площадке за 2019 год в срок до <дата>, в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух), в соответствии с приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха) не представлена, чем нарушены требования п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». На источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу отсутствуют установки газоочистки (ГОУ), чем нарушены требования п. 7 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Обстоятельства, изложенные в акте, информации, справке, подтверждены фототаблицами осмотра территории производственной площадки по адресу: <адрес>.
Согласно протоколам результатов анализов промышленных выбросов, заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от <дата> №, составленным специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», по результатам лабораторных исследований установлены выбросы вредных веществ от источников предприятий по адресу: <адрес>. Источники выбросов - дымовые трубы углетомильных печей. Нормативы предельно-допустимых выбросов не представлены.
Как следует из акта обследования от <дата>, составленного помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора, проведено повторное обследование территории совместно со специалистом Росприроднадзора. В момент обследования источники выбросов вредных (загрязняющих веществ) не функционировали. Проводились работы по обустройству пиролизной установки, эксплуатируемой Айрапетяном А.Е. У данной пиролизной установки на поверхности земли навалом размещены древесные отходы (обломки досок, иной строительный мусор). Вблизи иных пиролизных установок также имеются навалы строительных отходов, обломки досок, щепы, опилок и прочего мусора. Изложенные в акте обстоятельства подтверждены фотоматериалами.
Согласно справке заместителя Костромского межрайонного природоохранного прокурора, <дата> проведено повторное обследование производственной территории по адресу: <адрес> Установлено, что по указанному адресу расположено производство древесного угля. На территории производственной площадки расположена стационарная пиролизная печь на 12 реторт, кран-балка для извлечения и установки в печь реторт, участок фасовки древесного угля в бумажные мешки (транспортер, электронные весы, устройство для прошивки мешков), иные объекты. В момент обследования указанная установка функционировала. У пиролизной установки на поверхности земли навалом размещен березовый «карандаш», являющийся сырьем для производства угля, древесные отходы (обломки досок, иной строительный мусор). Вблизи пиролизных установок имеются навалы строительных отходов, обломки досок, щепы, опилок и прочего мусора. В обоснование справки представлены фотоматериалы.
Управлением имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> проведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, составлен акт осмотра от <дата>, согласно которому земельный участок не огражден, имеет свободный доступ, в восточной части земельного участка расположено сооружение из металлического каркаса с установленным на верхней его части крановым оборудованием. Внутри металлического каркаса расположена печь, возведенная из кирпичей и металла. В момент осмотра печь использовалась по назначению. Вблизи печи расположены вертикально стоящие металлические цилиндры. К сооружению из металлического каркаса с крановым оборудованием выполнена пристройка из металлического каркаса, обшитого металлическими листами земельного цвета. Вблизи печи организован склад круглых деревянных брусков. В центральной части земельного участка расположены два металлических резервуара, имеющих форму цилиндра, и металлическая труба. В западной части земельного участка расположены три металлических резервуара, имеющих форму цилиндра с трубами. В северной части земельного участка расположено металлическое сооружение, состоящее из стен, на одной из которых имеются ворота, и крыши. В южной части земельного участка находятся крупные детали и части автомобилей и специальной техники. Приведенные обстоятельства подтверждаются фототаблицей осмотра территории производственной площадки по адресу: <адрес>.
Согласно документам, представленным ответчиком Айрапетяном Е.А. в ходе рассмотрения дела, между Алиевым Р.Н. (продавец) и Айрапетяном Е.А. (покупатель) заключен договора купли-продажи оборудования от <дата>, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил на условиях настоящего договора движимое имущество - оборудование, характеристики которого обозначены в п. 1.2 договора.
Согласно п. 1.2 договора, предмет договора: оборудование по производству древесного угля в количестве 1 единица, расположенное в смонтированном виде по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №. Оборудование не расположено на фундаменте и не связано с землей, является движимым и его перемещение возможно путем демонтажа и вывоза с территории земельного участка. Оборудование находится в нерабочем состоянии и подлежит ремонту. Продавец обязуется провести ремонтные работы оборудования, устранить технические неполадки оборудования.
Цена оборудования в смонтированном виде составляет 20000 руб. В цену товара не включена стоимость услуг по демонтажу оборудования и его вывозу с территории земельного участка (п. 1.3.1). Расходы по демонтажу смонтированного оборудования и его вывозу с территории арендуемого земельного участка несет покупатель (п. 1.3.4).
Продавец обязуется провести ремонтные работы оборудования и устранить технические неполадки до его демонтажа и вывоза. В целях определения недостатков оборудования, определения его работоспособности покупатель вправе организовать и (или) проводить индивидуальные и функциональные испытания оборудования (п. 1.3.5). Покупатель обязан демонтировать и вывезти оборудование с земельного участка не позднее <дата> (п. 1.3.6).
В исполнение договора составлены расписка, акт приема-передачи оборудования от <дата>.
Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы в рамках исполнения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в адрес Алиева Р.Н. направлено уведомление от <дата> об отказе от договора аренды земельного участка от <дата> №№ в соответствии с п. 4.1.4 договора, возобновленного действием на неопределенный срок, положениями ст. ст. 610, 621 ГК РФ по истечении одного месяца с момента получения уведомления. Предложено освободить земельный участок и вернуть арендодателю в надлежащем состоянии путем подписания акта приема- передачи.
Указанное уведомление получено Алиевым Р.Н. <дата>, что подтверждается уведомлением курьерской службы о вручении.
При изложенных обстоятельствах суд находит подтвержденным факт осуществления ответчиком Айрапетяном Е.А. деятельности по производству древесного угля с применением пиролизной установки на 12 реторт, поименованной в иске, в отсутствие государственной регистрации источника выбросов, установок очистки газов и средств контроля за выбросами, программы производственного контроля, проекта ПДВ, а также складирования им древесных отходов на почву в нарушение приведенных норм природоохранного законодательства.
При этом не имеет правового значения по делу, осуществлялась ли данная деятельность ответчиком в рамках пусконаладочных работ или в промышленном масштабе, поскольку соблюдение приведенных положений природоохранного законодательства не обусловлено режимом осуществления производственной деятельности.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что факт работы пиролизной установки и размещения древесных отходов на почву в отсутствие оборудованной площадки выявлялся неоднократно в различные дни.
Из договора купли-продажи пиролизной установки и объяснения Айрапетяна Е.А. следует, что эксплуатация объекта осуществляется с мая <дата> года, т.е. более полугода к моменту рассмотрения дела.
Каких-либо мер к легализации производственной деятельности и ее приведению в соответствие с требованиями природоохранного законодательства ответчик Айрапетян Е.А. не предпринимал и, как следует из его правовой позиции в ходе рассмотрения дела, предпринимать не намерен.
К доводам ответчика о незнании русского языка и необходимости участия переводчика при даче объяснений в ходе прокурорской проверки суд относится критически, поскольку ответчик является гражданином РФ и проживает на территории РФ с <дата> года, ни в ходе прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела до последнего судебного заседания о незнании языка и необходимости участия переводчика не заявлял, представлял документы, составленные им от собственного лица на русском языке.
Доводы ответчика, что на земельному участке размещено сырье для производственной деятельности, которое не является отходами, суд не находит состоятельными, поскольку размещенные на участке «березовый карандаш», обломки досок (горбыль, рейка) являются отходами производственной деятельности по деревообработке, согласно классификатору. То обстоятельство, что они могут быть использованы и используются ответчиком в качестве сырья в другой деятельности, правового значения в данном случае не имеет, поскольку требования к хранению отходов не зависят от их дальнейшего использования.
Проведение прокурорских проверок на основании поступивших обращений граждан, в том числе с привлечением специалистов контролирующих органов, предусмотрено приведенными положениями законодательства.
То обстоятельство, что законодательно не регламентированы наименование и формы документов, в которых могут быть зафиксированы нарушения, выявленные проверкой, проведенной по обращениям с привлечением специалистов, не препятствует составлению таких документов в форме актов, справок и иных применяемых форм в документообороте и не влечет незаконность и недопустимость их использования в качестве доказательств по гражданскому делу.
Учитывая, что проверка в рассматриваемом случае проводилась по факту нарушения природоохранного законодательства на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, лица, осуществляющие деятельность, на момент поступления обращения гражданина и начала проверки не были известны, в том числе по причине непостановки объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в установленном порядке, положения Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» о порядке проведения проверок в отношении конкретных хозяйствующих субъектов в данном случае неприменимы.
Незаконное осуществление Айрапетяном Е.А. производственной деятельности в отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателю и без создания юридического лица не может выступать препятствием к пресечению такой деятельности в целях устранения нарушений природоохранного законодательства при осуществлении прокурорского надзора.
При таких обстоятельствах суд находит представленные прокурором в обоснование иска справки и акты обследований надлежащими доказательствами по делу, которые возможно положить в основу решения.
Суд учитывает, что материалами дела подтверждены факты нарушения природоохранного законодательства, аналогичные вышеизложенным, и при эксплуатации иных пиролизных установок, размещенных на земельном участке, предоставленном в аренду Алиеву Р.Н.
В соответствии со ст. ст. 610, 621 ГК РФ и условиями договора аренды земельного участка по истечении месяца с момента получения арендатором Алиевым Р.Н. уведомления Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы об отказе от договора аренды договор прекратил своей действие, в связи с чем на момент рассмотрения дела правовые основания для использования ответчиком Алиевым Р.Н. земельного участка, в том числе для размещения им и с его согласия пиролизных установок и других объектов на данном участке отсутствуют.
С учетом изложенного исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса сторон и исполнимость судебного постановления.
Суд находит разумным и справедливым, обеспечивающим возможность исполнение решения установление сроков исполнения требований об обязании ответчиков освободить земельный участок от пиролизной установки, иных объектов и отходов в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 321 ГК РФ, если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное.
Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В рассматриваемом случае обязанности, возложенные на ответчиков в отношении пиролизной установки и отходов, принадлежащих Айрапетяну А.Е., являются неделимыми, подлежат совместному исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку прокурор при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход бюджета городского округа город Кострома государственная пошлина в сумме 300 рублей в солидарном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░