УИД 11RS0002-01-2021-003729-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
21 декабря 2021 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Воробух Н.Е.,
с участием административного истца Хомы А.П.,
представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН по Республике Коми Ушал Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хомы Александра Павловича к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Хома А.П. обратился в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в сумме 212019 руб.
В обоснование административного иска истец указал, что содержался в камерах №№ 404, 302, 402, 303, 316 ФКУ СИЗО-3, с 24.05.2019 по 31.11.2019. В камерах отсутствовала приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, а также горячая вода.
В отзыве на административное исковое заявление ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в требованиях истцу просит отказать. Указывает, что Хома А.П. содержался в СИЗО-3 в период с 23.05.2019 по 30.11.2019 (с указанием периодов прибытия-убытия). В период с 23.05.2019 по 26.11.2019 Хома А.П. содержался в СИЗО-3 в статусе подозреваемого (обвиняемого), в условиях, предусмотренных Законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 и Правилами, утвержденными приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189. Хома А.П. содержался в камерах №№ 404, 302, 402, 303, 316. Законом № 103-ФЗ предусмотрено оборудование камер вентиляционным оборудованием по возможности. В здании СИЗО предусмотрена и оборудована механическая приточно-вытяжная система, утвержден график включения вентиляции. Указанными Правилами предусмотрена выдача горячей воды для стирки и гигиенических целей, кипяченой воды для питья с учетом потребностей при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды. Для санитарно-гигиенических нужд холодную воду в камерах подогревают кипятильниками, которые подозреваемым (обвиняемым) разрешено хранить при себе. Отсутствие горячего водоснабжения действующему законодательству не противоречит. Следственный изолятор статус исправительного учреждения не носит, исполняет функции исправительного учреждения только в отношении осужденных, перечисленных в ст.74 УИК РФ.
В судебном заседании Хома А.П. исковые требования поддержал, пояснил, что в камерах было душно, он не слышал работающей вентиляции, поэтому полагает, что ее не было. Горячая вода отсутствовала полностью, посещение бани предусмотрено 1 раз в неделю.
Представитель СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФИН России по Республике Коми по доверенности Ушал Е.А. с требованиями административного истца не согласилась по доводам отзыва.
Суд, выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В пунктах 14 и 17 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Кроме того, в силу ст.74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое. Хома А.П. находился в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми
- в камере 404 с 24.05.2019 по 15.06.2019 и с 24.06.2019 по 27.06.2019,
- в камере 302 с 08.07.2019 по 15.07.2019 и с 22.07.2019 по 17.08.2019,
- в камере 402 с 02.09.2019 по 11.09.2019 и с 18.09.2019 по 11.10.2019,
- в камере 303 с 11.10.2019 по 26.11.2019,
- в камере 316 с 26.11.2019 по 30.11.2019.
Согласно ст.16 Закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений утверждаются в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона. Согласно статье 24 этого закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (далее - Конвенция) запрещает пытки и гласит, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Из представленных суду планов объектов ФКУ СИЗО-3 УФСИН России следует, что учреждение оборудовано вентиляционными установками, расположенными в «световых карманах», имеются воздуховоды и воздухораспределители. Вентиляция, как приточная, так и вытяжная, включается ежедневно по графику. В связи с чем доводы Хомы А.П. об отсутствии вентиляции не нашли подтверждения. Вентиляционное оборудование непосредственно в камере оборудуется при наличии возможности, которая в данном случае планами не предусмотрена.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31.01.1957 года и 13 мая 1977 года, предусматривают, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья ( п.15).
Согласно п.20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (п.20.5 Инструкции).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» от 10.06.2010 (действовали до 28.02.2021), предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Отсутствие горячей воды в помещениях (камерах) СИЗО ответчики не отрицали.
Доступ к надлежащим образом оборудованной и гигиеничной сантехнике обладает первостепенным значением в поддержании чувства собственного достоинства заключенных. Гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважения лиц к своему телу и к соседям, с которыми они находятся в одном помещении в течение долгого срока, но также являются необходимым условием сохранения здоровья. По-настоящему гуманная среда невозможна без доступа к санитарному оборудованию или возможности сохранения тела в чистоте (п.93 постановления ЕСПЧ от 06.03.2014 года по делу Горбуля против Российской Федерации).
Отсутствие централизованного горячего водоснабжения, альтернативного способа обеспечения свободного доступа к горячей воде для санитарно-гигиенических нужд, не может быть компенсировано наличием кипятильников.
Таким образом, условия содержания Хомы А.П. в СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми не в полной мере соответствовали международным и внутригосударственным требованиям.
Как указано в п.14,17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Определяя размер компенсации, суд учитывает характер нарушений, продолжительность и периодичность нахождения Хомы А.П. в Учреждении, принцип разумности и справедливости, и приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в денежной форме за данное нарушение в сумме 2000,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
Исковые требования Хомы Александра Петровича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Хомы Александра Павловича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000,00 (две тысячи) рублей.
Денежные средства перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: Хома Александр Павлович, <дата> г.р.
УФК по Республике Коми (ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми)
ИНН 1117003630
КПП 111701001
БИК 018702501
Сч. ...
Сч. ЕКС ...
л/с 05071167250
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 27 декабря 2021 года.
Судья Е.Ю.Солодилова
...
...
...
...
... |
... |
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...