Дело № 2-159/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2015 г. г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
В составе председательствующего судьи Лисовской О.Б.
При секретаре Калугиной С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной И.В. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по Медвежьегорскому району Республики Карелия о включении периода работы в льготный стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Сорокина И.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ответчик отказал ей в назначении досрочной льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью, не включив в стаж её работы период таковой в качестве воспитателя в детском саду со ДД.ММ.ГГГГ года из-за неправильного наименования Учреждения, в котором она в указанный период работала, а также периода обучения в Петрозаводском педагогическом училище № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с отказом в назначении пенсии не согласна, просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным обязать ответчика включить указанные в иске период в педагогический стаж и назначить ей пенсию на льготных основаниях с ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании истица поддержала заявленные ею требования по указанным в иске основаниям и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Синодалова И.А. исковые требования истицы не признала по основаниям и доводам, указанным в письменном отзыве на иск, просила в их удовлетворении отказать.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 27 п. 1 п/п 19 ФЗ –173 « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам не зависимо от их возраста, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, при этом необходимо учитывать, чтобы льготная работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и в указанных в этом Списке должностях.
Согласно трудовой книжке Сорокиной И.В. со ДД.ММ.ГГГГ г. работала в должности <данные изъяты>.
Согласно протокола и решения от ДД.ММ.ГГГГ г. комиссией Управления ПФ РФ в Медвежьегорском районе РК отказано Сорокиной И.В., обратившейся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ г., в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 –ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого требуемого стажа педагогической деятельности у Сорокиной И.В.
Свидетели К., Ч. пояснили в суде, что работали в указанный истицей период вместе с ней в <данные изъяты>, который впоследствии был переименован в детском объединении, истица весь этот период работала воспитателем, её работа была, именно, с детьми, фактически воспитатели объединения выполняли те же функциональные обязанности, что и воспитатели обычных детских садов, никаких различий не было.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, такие сведения могут быть получены, в частности, из письменных документов.
Судом установлено, что в период со ДД.ММ.ГГГГ г. Ч. работала в должности <данные изъяты>, которое впоследствии было переименовано в детский сад <адрес>, ею полностью отработан данный период и за него начислена заработная плата, что подтверждается соответствующими документами.
Действительно, в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., работа в таких учреждениях, как Детские объединения и детские сады предприятий различных форм собственности, отсутствуют.
Вместе с тем, Закон РФ « Об образовании» предусматривает, что в РФ могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения : государственные, муниципальные и негосударственные – частные, учреждения общественных организаций и др. ( ст. 11.1 Закона). Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, при этом закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет. Поскольку пенсии за выслугу лет предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования, при этом как ранее действующее законодательство, так и действующее сейчас, не делают изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении негосударственных организаций, то таким образом, работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений., так как согласно ст. 19 Конституции РФ провозглашается принцип равенства прав и свобод без какой-либо дискриминации независимо от рода деятельности и места деятельности.
Проанализировав пояснения сторон, материалы дела, выслушав свидетелей, суд приходит к выводу, что в период со 02. 01. 1993 г. по 02.03. 1997 г. основной деятельностью истицы была работа, именно, связанная с педагогической деятельностью, что подтверждается документально. При этом суд учитывает, что на осуществление истцом этой педагогическая деятельности не повлияло то, что она работала не в государственном или муниципальном учреждении для детей, что подтверждается пояснениями самой истицы, свидетелей, материалами дела, поэтому суд находит заявленные истцом требования о включении данного периода в педагогический стаж обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В период учебы истца в Петрозаводском педагогическом училище с 1 сентября 1988 г. по 28 июня 1990 г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2, 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Далее нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой ч. 2 ст.6, ч. 4 ст.15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В спорный период учебы истца в Петрозаводском педагогическом училище № 2 действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», в силу ст. 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из материалов дела следует, что периоду обучения истца в педагогическом училище непосредственно предшествовала работа в должности воспитателя в детском саду-яслях, которая в соответствии Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» подлежала включению в стаж работы по специальности. Непосредственно после обучения истец также осуществляла педагогическую деятельность, что подтверждается документально, и доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Из решения и протокола заседания Комиссии Управления ПФ РФ в Медвежьегорском районе Республики Карелия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что на время обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж работы истца, дающей право на назначение указанной пенсии, составил 20 лет 04 месяца 03 дня.
Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (20 лет 04 месяца 03 дня), и при этом периоду обучения Сорокиной И.В. в Петрозаводском педагогическом училище № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность, суд считает, что независимо от того, выработала ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж вышеуказанного периода.
Поскольку право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ ( ст. 39 ч. 1 ) и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию, то отказ в назначении пенсии истцу, с учетом вышеизложенного, является ущемлением его конституционных прав.
Судом установлено, что на момент обращения истца ДД.ММ.ГГГГ г. к ответчику по поводу назначения трудовой пенсии досрочно по возрасту в связи с педагогической деятельностью, с учетом льготных периодов, установленных судом, педагогический стаж составил у неё более 25 лет при требуемых 25 годах, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у истца имеется право на назначение трудовой пенсии по возрасту в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» с момента её обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии ч. 3 ст. 196 ГПК РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12. 2003 г. № 23 « О судебном решении» дело рассмотрено в пределах требований и оснований, указанных стороной.
В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст.12, 56, 98, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сорокиной И.В. удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Медвежьегорском районе Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Сорокиной И.В. пенсии, незаконным.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Медвежьегорском районе Республики Карелия включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» период обучения Сорокиной И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период трудовой деятельности со ДД.ММ.ГГГГ и назначить Сорокиной И.В. трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ г.
Взыскать с ГУ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия в пользу Сорокиной И.В. расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Лисовская О.Б.
Полный текст решения 11 марта 2015.