Дело № 2-2010/2023 Председательствующий Шеди А.В.
Апелляционное определение № 33-811/2024
18 июня 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А.,
судей Оздоева А.И. и Плиевой И.М.
при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Килоева Исы Сеитовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – ОСФР по Республике Ингушетия) о признании незаконным решения и возложении обязанности по возобновлению пенсии, по апелляционной жалобе ОСФР по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 2 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Килоев И.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого ссылается на то, что решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия ему назначена страховая пенсия по старости, которую он получал в размере 33674 руб. 69 коп. до 1 декабря 2022 г. С 1 декабря 2022 г. размер пенсии пересчитан в сторону уменьшения и на 1 апреля 2023 г. составляет 22559 руб. 37 коп. Письмом ОСФР по Республике Ингушетия от 14 апреля 2023 г. он уведомлен о том, что размер страховой пенсии уменьшен и пересчитан без учета заработной платы за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. до выяснения обстоятельств. Ссылаясь на незаконность указанных действий ответчика, просит признать незаконным решение ОСФР по Республике Ингушетия, обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии, исходя из прежнего размера со дня ее снижения, и возобновить выплату страховой пенсии в прежнем размере с момента перерасчета.
Определением суда от 28 апреля 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.
Решением Магасского районного суда от 2 августа 2023 г. исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что размер заработной платы истца в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в ПМК № 7 значительно выше среднемесячной заработной платы по стране в указанный период.
Истец Килоев И.С., представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителей ОСФР по Республике Ингушетия Оздоевой М.М. и Мигуновой Е.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.
Судом первой инстанции установлено, что Килоев И.С. является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». До 1 декабря 2022 г. размер его пенсии составлял 33673 руб. 69 коп. Начиная с 1 декабря 2022 г. размер страховой пенсии снизили и на 1 апреля 2023 г. составил 22559 руб. 37 коп.
Согласно уведомлению ОСФР по Республике Ингушетия от 4 апреля 2023 г. в ходе проведенной проверки в декабре 2022 г. размер страховой пенсии пересчитан в сторону уменьшения, без учета заработной платы за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 8, 14, 15, 28, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.п. 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях от 26 февраля 2018 г. № 10-П, от 14 января 2016 г. № 1-П, от 29 января 2004 г. № 2-П, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 15 постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из того, что полномочия по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по Волгоградской области, установив, что истец Килоев И.С. являлся получателем страховой пенсии, при установлении которой в подтверждение факта осуществления трудовой деятельности им предоставлены все необходимые документы, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований и возложил обязанность восстановить истцу выплату пенсии в прежнем размере со дня ее снижения на ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области, мотивировав свое решение тем, что ответчиками не представлено доказательств, обосновывающих решение о снижении пенсии истца. При этом суд указал, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии, не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
Данные выводы суда соответствуют нормам права. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемого решения, судом не допущено.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создаётся материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В п. 5 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчёта и корректировки её размера, перевода с одного вида пенсии на другой.
Статьёй 6 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в соответствии с этим федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведённой в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчёте размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (ч. 4 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем, чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим, при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчиком не оспаривается, что при подаче истцом заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении страховой пенсии по старости им представлены необходимые документы, при приеме которых ответчик в силу возложенных на него обязанностей проверял правильность оформления заявления, приложенных к нему документов и соответствие изложенных в них сведений.
При установлении пенсии в подтверждение факта осуществления трудовой деятельности истцом представлена трудовая книжка, согласно которой Килоев И.С. с 17 августа 1970 г. зачислен строительным мастером, с 6 октября 1983 г. назначен прорабом, с 2 декабря 1983 г. начальником ПТО в ПМК-7 «Чеченингушводстрой» и уволен 3 декабря 1984 г. С 3 декабря 1984 г. по 24 марта 1986 г. назначен в порядке перевода начальником МСО в Малгобекское «Чеченингушагропромстрой», с 25 марта 1986 г. по 27 мая 1991 г. принят в порядке перевода на должность начальника ПТО, с 27 мая 1991 г. по 15 октября 1991 г. являлся исполняющим обязанности начальника и начальником ПМК-7 «ЧМВС», с 15 сентября 1995 г. по 26 апреля 2011 г. являлся генеральным директором АООТ ПМК-7 (реорганизовано в ООО ПМК-7), с 26 апреля 2011 г. по 15 июня 2015 г. главным инженером ООО ПМК-7 и уволен по собственному желанию 15 июля 2015 г., а также истцом представлена справка о заработной плате, в том числе за период с 2001 года по 2002 год.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вышеприведенные сведения являются недостоверными, поскольку размер заработной платы истца за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. значительно выше среднемесячной заработной платы по стране за аналогичный период, являются несостоятельными, поскольку носят предположительный характер и соответствующими доказательствами не подтверждены.
При этом судебная коллегия отмечает, что добросовестность действий истца и работодателей, заполнивших трудовую книжку, справки о заработной плате, презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что истец предоставил недостоверные сведения при назначении пенсии, между тем в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие факт предоставления Килоевым И.С. недостоверных документов.
Согласно п. 8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем из материалов дела усматривается и ответчиками обратное не доказано, что соответствующие запросы должностными лицами территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации при уменьшении истцу страховой пенсии по старости в соответствующие органы не направлялись, новые обстоятельства, влекущие снижение размера пенсии не установлены.
Кроме того, с учетом вышеприведенных требований действующего законодательства, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 15 постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции при признании незаконным решения ответчика о снижении размера пенсии истца обоснованно учел его возраст, длительность получения им пенсии в прежнем размере, срок (более 10 лет), прошедший с момента назначения ему пенсии до даты одностороннего изменения ответчиком размера его страховой пенсии по старости в сторону уменьшения, повлиявшего на его материальное положение и существенно нарушившего его право на пенсионное обеспечение, которое должно было быть реализовано в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что со стороны истца Килоева И.С. отсутствовали какие-либо виновные действия, приведшие к неправомерному назначению пенсии в размере 33674 руб. 69 коп., при этом доказательств обратного ответчиком не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца является законным и обоснованным. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 2 августа 2023 г. по гражданскому делу по иску Килоева Исы Сеитовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконным решения и возложении обязанности по возобновлению пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 25 июня 2024 г.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Плиева И.М.