Мотивированное решение составлено 20 декабря 2023 года
Дело № 2-8900/23
50RS0035-01-2023-010460-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года г.о. Подольск
Подольский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Гулуа А.Л.,
При секретаре судебного заседания Абрамовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО1 об освобождении лесного участка от незаконно возведенных строений, об обязании демонтировать и убрать с лесного участка металлические строения,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ФИО1 и, уточнив требования просит об освобождении лесного участка от незаконно возведенных строений, об обязании демонтировать и убрать с лесного участка металлические строения. В обоснование заявленных требований указал, что в результате патрулирования по маршруту № был произведен осмотр участков лесного фонда Подольского участкового лесничества Подольского лесничества расположенных по адресу: <адрес> установлено, что в квартале 12 выделе 10 Подольского участкового лесничества на лесном участке по адресу: <адрес>» ФИО1 допущено самовольное использование лесного участка площадью 0,0044 га, а именно ФИО1 использует часть земельного участка с кадастровым номером № примыкающего к земельному участку с кадастровым номером № (участок № в СНТ «Березка») для размещения двух металлических строений и навеса на металлических столбах. При таких обстоятельствах истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец - представитель Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик - ФИО1 в судебное заседание явился, возражал по заявленным исковым требованиям.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.
Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
На территории Московской области указанные полномочия осуществляет Комитет лесного хозяйства Московской области, действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области, от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области».
Согласно п. 1,2 Положения Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области, актами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, международными договорами Российской Федерации и соглашениями Московской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, настоящим Положением, а также иными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что в результате патрулирования по маршруту № был произведен осмотр участков лесного фонда Подольского участкового лесничества Подольского лесничества расположенных по адресу: <адрес> и установлено, что в квартале 12 выделе 10 Подольского участкового лесничества на лесном участке по адресу: <адрес> ФИО1 допущено самовольное использование лесного участка площадью 0,0044 га, а именно ФИО1 использует часть земельного участка с кадастровым номером №, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером № (участок № в СНТ «Березка») для размещения двух металлических строений и навеса на металлических столбах.
Правоустанавливающих документов на использование лесного участка Подольского участкового лесничества Подольского лесничества, у ответчика не имеется.
Договор аренды на использование участков лесного фонда не заключался, проект освоения лесов не разработан, лесная декларация об использовании лесов в установленном порядке не подавалась.
Наличие самовольного занятия лесного участка подтверждается Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами к нему, чертежами-схемами места нарушения и другими документами, представленными в представленной копии дела об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика составлен Протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика составлен Протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.31 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика составлен Протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.32 КоАП РФ.
В адрес ФИО1 направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения в виде освобождения самовольно используемого лесного участка площадью 0,0044 га Подольского участкового лесничества квартале 12 выделе 10, в том числе демонтировать и убрать с лесного участка металлические строения в количестве 2-х штук.
Постановлением Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, выразившимся в самовольном использовании лесного участка, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Постановлением Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.31 КоАП РФ, выразившимся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Постановлением Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ, выразившимся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Указанные Постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в отношении ФИО1 не обжаловались, вступили в законную силу.
До настоящего времени ответчиком освобождение участка лесного фонда в квартале 12 выделе 10 Подольского участкового лесничества не произведено.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно ст. 67 Лесного Кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда. А также иных землях в соответствии с Правилами проведения лесоустройства устанавливаемыми лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - лесоустроительная инструкция).
Статьями 68-70.1 Лесного кодекса РФ, пунктами 3, 4 Лесоустроительной инструкции установлено, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков. Закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Участки лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах.
Вся информация о границах лесничеств и лесопарков также содержится в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).
Схема наложения проводится по координатам (в системе координат МСК-50), посредством сопряженного пространственного анализа данных спорного земельного участка с границами земельного лесного фонда при помощи Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).
ВИС ГУАГ МО предназначена для исполнения функций и полномочий <адрес> в градостроительной сфере, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов <адрес>, а также обеспечивает участие ЦИОГВ МО, ОМСУ МО, ФОИВ и подведомственных учреждений в процессах подготовки, согласования и утверждения документации, необходимой для осуществления градостроительной деятельности на территории <адрес>.
ВИС ГУАГ МО позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложения, которые невозможно установить визуально и исключает возможность субъективных ошибок. ВИС ГУАГ МО является государственной информационной системой.
Положение о ВИС ГУАГ МО утверждено на основании Распоряжения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности <адрес>».
Пунктом 2.10 указанного Положения установлено, что сведения, содержащиеся в ВИС ГУАГ МО включают в себя сведения об объектах лесного фонда.
В соответствии с п. 4.1.3 Положения, участники технологических процессов ВИС ГУАГ МО - центральные исполнительные органы государственной власти Московской области обеспечивают участие в процессах предоставления информации, подготовки, согласования и утверждения документации в ВИС ГУАГ МО, обеспечивают достоверность и актуальность информации, предоставляемой в ВИС ГУАГ МО, а также имеют право на получение сведений из ВИС ГУАГ МО.
В соответствии с п. 3 Перечня участников технологических процессов Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> (приложение № к вышеуказанному Положению), Комитет лесного хозяйства Московской области входит в данный перечень уполномоченных организаций.
В силу п. 9 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной, и государственные органы, определённые в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства информация, полученная при использовании ВИС ГУАГ МО, является официальной и достоверной информацией о границах участка лесного фонда и допустимым доказательством по делу.
В материалах дела имеется выкопировка из ВИС ГУАГ МО с координатами точек наложения земельного участка принадлежащего ответчику на земли лесного фонда Подольского участкового лесничества Подольского лесничества, в квартале 12, выделе 10.
При сопоставлении всех точек координат четко усматривается, что местом совершения административного правонарушения являются земли лесного фонда Подольского участкового лесничества Подольского лесничества, в квартале 12, выделе 10.
В силу ч. 2,4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ вступили в законную силу.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации "от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ (ч.2 ст.9) предусмотрено, что на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 1,2 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: из состава земель лесного фонда;
В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 99 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 23.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24-8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 1 ст. 8.28 (в пределах полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29-8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ст.96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На территории Московской области указанные полномочия осуществляет Комитет лесного хозяйства МО (далее Комитет), действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области, от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» (далее - Положение).
Согласно п.1 Положения Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Комитет вправе в установленных пределах осуществлять управление и распоряжение земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет свои полномочия в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области (п. 12.1 Положения). Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Из объяснений представителя истца следует, что в настоящее время металлические строения в количестве двух штук, не демонтированы. Установленные по делу обстоятельства не оспариваются ответчиком.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Поскольку в судебном заседании установлен факт самовольного занятия ответчиком участка земель лесного фонда, и доказательств обратного ответчиком в суд не представлено, в связи, с чем суд удовлетворяет заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО1 об освобождении лесного участка от незаконно возведенных строений, об обязании демонтировать и убрать с лесного участка металлические строения - удовлетворить.
Обязать ФИО1 за свой счет в течение 30 (тридцати) календарных дней, с даты вступления решения суда в законную силу, освободить лесной участок в квартале № выдел № Подольского участкового лесничества общей площадью 0,0044 га, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером №, вблизи д. <адрес>, демонтировать и убрать с лесного участка металлические строения в количестве 2-х штук в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Взыскать с ФИО7 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.
Председательствующий судья Гулуа А.Л.