Дело № 2-444/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Чернушка 8 июня 2018 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Мень О.А.,
при секретаре Желудковой С.А.,
с участием истца Субботина А.Е.,
представителя ответчика ОАО «МРСК Урала» Етоева В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении Чернушинского районного суда гражданское дело по иску Субботина Андрея Евстафьевича к Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» об обязании заключить договор, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ОАО «МРСК Урала» об обязании заключить договор, компенсации морального вреда. Иск мотивировал тем, что истцом была оформлена заявка <№> от 20.12.2017 на технологическое присоединение электропринимающих устройств ВРУ дачного дома по адресу: <адрес>, кадастровый <№>. 03.01.2018 истцом были получены проект договора <№> об осуществлении технологического присоединения, проект технических условий к нему <№> и счет <№> за услуги по технологическому присоединению. Проекты договора и ТУ истцом были рассмотрены и 18.01.2018 был выслан мотивированный отказ от подписания проекта договора с перечнем условий договора, требующих внесения изменений. 25.01.2018 истцом был повторно получен незначительно измененный проект договора и технических условий к нему. 08.02.2018 истцом вновь был выслан мотивированный отказ от подписания проекта договора с перечнем условий договора, требующих внесения изменений. 15.02.2018 истец получил неизмененный проект договора и технических условий к нему с разъяснениями этого решения. Истец полагает, что условия договора ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Моральный вред истец мотивирует навязыванием ответчиком своих условий по месту установки прибора учета. Истцу были причинены нравственные страдания от острого чувства беспомощности и правовой незащищенности от действий организации, занимающей доминирующее положение на рынке. Кроме того, истцом потрачено много времени и нервов при осуществлении переговоров с сотрудниками ответчика. Стресс из-за данной ситуации привел к несвойственным истцу головным болям и нарушениям сна. Истец просит суд обязать ответчика заключить договор на технологическое присоединение электропринимающих устройств ВРУ дачного дома по адресу: <адрес>, кадастровый <№>, приведя существующий договор <№> и ТУ к нему <№> от 20.12.2017 в соответствии с законными требованиями, изложенными в мотивированном отказе от 08.02.2018; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 4 000 рублей.
Определением от 25.05.2018 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Истец Субботин А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Урала» Етоев В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление о том, что в соответствии с определениями, содержащимися в статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-Ф3 от 26.03.2003 г. потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. В соответствии со ст. 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. В соответствии с пунктом 16.1. Правил технологического присоединения, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, по границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261- ФЗ, если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861. Порядок обеспечения доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг установлен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными этим же постановлением. Как следует из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок. Разделом X Основных положений возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка. Как следует из пункта 148 Основных положений, сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях: отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации; несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации. При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства). Из писем от 25.01.2018 и 13.02.2018 направленных ответчиком видно, что истцу был разъяснен порядок установки прибора учета, указано, по какой причине прибор истца не может быть установлен в указываемом им месте (в техническом помещении его дома), в Общих требованиях (п. 11.1 Технических условий) имеется указание на метрологические характеристики устанавливаемого прибора. Следовательно, действия Сетевой организации соответствуют требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилам технологического присоединения. Ответчик считает, что прибор учета должен быть установлен на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ответчику и электрических сетей (энергопринимающего устройства) истца. Доводы заявителя о том, что установка прибора учета на границе участка создаст препятствие для организации выезда из сооружаемого на его территории гаража и возможного местоположения газопровода несостоятельны, так как к настоящему времени, указанные объекты фактически отсутствуют, а их сооружение только предполагается. Ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в суд представлено пояснение на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно положениям п. 1 ст. 26 закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий. В соответствии с письмом ФСТ России от 05.06.2013 № ЕП-5446/12 сетевые организации осуществляют два вида регулируемой деятельности: оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям.
Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила технологического присоединения), которые определяют: порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Согласно абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Из материалов дела следует, что 20.12.2017 истцом оформлена заявка <№> на технологическое присоединение электропринимающих устройств ВРУ дачного дома по адресу: <адрес>, кадастровый <№>.
Истец является собственником дома и земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый <№>.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, в соответствии со ст. 61 ГПК РФ, суд считает их установленными.
03.01.2018 истцом были получены проект договора <№> об осуществлении технологического происоединения к электрическим сетям, проект технических условий к нему <№> и счет <№> за услуги по технологическому присоединению (л.д.6-8).
18.01.2018 истец отказался заключить договор в предложенной редакции. В адрес ОАО «МРСК Урала» был направлен мотивированный отказ от подписания проекта договора <№> об осуществлении технологического происоединения к электрическим сетям и проекта технических условий к нему <№> от 20.12.2017, являющихся приложением к указанному проекту договора и неотъемлемой его частью, согласно которого предлагает п. 10.1 исключить, п. 11.12.4 изложить в редакции: «Установку шкафа учета произвести в техническом помещении дома в соответствии с п. 1.5.27 ПУЭ при условии организации Заявителем беспрепятственного доступа для персонала Сетевой организации к нему»
25.01.2018 ОАО «МРСК Урала» в адрес истца направило проект договора <№> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия на технологическое присоединение в измененной редакции (л.д. 12-13).
В соответствии с техническими условиями, являющимися приложением к договору, предусмотрено обязательство ОАО «МРСК Урала» по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя объекта - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>. Максимальная мощность присоединяемых устройств 15 кВт, категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ. Пунктом 10.1 Технических Условий предусмотрено по осуществлению строительства ВЛ 0,4 кВ длинной 4 м в трехфазном исполнении от опоры <№> до опоры 19А ВЛ 0,4 кВ <№> от КТП <№>, с установкой 1 опоры на границе участка заявителя и применения провода марки СИП. Монтаж и производство эклектических испытаний сопротивления изоляции проводов, заземляющих устройств ВЛ 0,4 кВ. Согласно п. 11.2 счетчик необходимо разместить в шкафу, на опоре <№>А ВЛ 0,4 кВ, на высоте более 1,7м.
08.02.2018 истцом в адрес ОАО «МРСК Урала» был направлен мотивированный отказ от подписания проекта договора <№> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и проекта технических условий к нему <№> от 20.12.2017.
13.02.2018 ОАО «МРСК Урала» в адрес истца направило проект договора <№> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия на технологическое присоединение в измененной редакции.
Истец отказался от подписания договора в предложенной редакции, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно заключению Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 06.06.2018 следует, что требования технических условий <№> от 20.12.2017 ОАО «МРСК Урала» являются правомерными, не нарушают прав и законных интересов заявителя и соответствуют действующим правовым нормам в сфере законодательства об электроэнергетике. С другой стороны, понуждение Субботиным А.Е. ОАО «МРСК Урала» к осуществлению мероприятий по технологическому присоединению внутри земельного участка неизбежно повлечет нарушение прав уже самой сетевой организации, что недопустимо. Заявителем при определении места установки прибора учета электрической энергии допускается подмена категорий «в пределах земельного участка» (по смыслу - на минимальном расстоянии от границ участка внутрь участка) и «в техническом помещении дома» (по смыслу - внутри не только участка, но и внутри присоединяемого энергопринимающего устройства). Установка приборов учета не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (в том числе в жилом доме) не допускается. В соответствии с техническими условиями к проекту договора сооружение опоры на границе земельного участка заявителя на самого заявителя не возлагается (выполнение этого предусмотрено силами сетевой организации). Доводы об обязательности соблюдений требований «Правил устройства электроустановок» (далее - ПУЭ), в отношении энергопринимающих устройств Субботина А.Е., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый <№>, являются несостоятельными, поскольку требования ПУЭ-7 не распространяются на физических лиц, использующих электроэнергию для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольный орган находит верным порядок действий ОАО «МРСК Урала» при снятии показаний потребленной электрической энергии, поскольку в соответствии с данным порядком исключается несанкционированное проникновение третьих лиц на земельный участок, являющийся собственностью заявителя, с целью контроля показаний приборов учета электрической энергии.
В соответствии с п. 16.1 Правил технологического присоединения, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Нормы, изложенные в указанных правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. Нарушением данного порядка, установленного действующим законодательством в сфере электроэнергетики, будет являться принуждение собственника энергопринимающего устройства со стороны сетевой организации к выполнению работ по установке приборов учета электрической энергии за пределами границы земельного участка заявителя.
На основании абз. 1 п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. Следовательно, установка приборов учета не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (в том числе в жилом доме) не допускается.
Пунктом 25.1 Правил технологического присоединения определено следующее: точка присоединения должна располагаться на расстоянии не более 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагается энергопринимающее устройство заявителя. С учетом положений п. 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях должна быть указана точка присоединения, находящаяся на расстоянии не более 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагается энергопринимающее устройство, при этом объект электросетевого хозяйства, который будет определен как точка присоединения, должен принадлежать сетевой организации.
Доказательства, отсутствия технической возможности определения точки подключения, на границе земельного участка, принадлежащего истцу, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, согласно имеющимся материалам дела, истцом не представлено.
Доводы истца о невозможности установления столба (№ 19А) на границе принадлежащего ему земельного участка (длинной около 26 метров), являются необоснованными, поскольку на момент рассмотрения спора, какие–либо строения, в том числе забор на границе участка принадлежащего истцу, со стороны улицы, отсутствует, что подтверждается фотографиями. (л.д.93-96)
Доводы истца о невозможности длительного функционирования оборудования на улице, в связи с погодными явлениями, и в связи с возможными действиями третьих лиц по нарушению работы оборудования или его кражи, суд так же признает необоснованными, на основании ст. 56 ГПК РФ.
Ссылка истца на положения Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 (ред. от 20.12.2017) является необоснованной, поскольку данные правила обязательны только для организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Истец не является индивидуальным предпринимателем, дом и земельный участок, согласно пояснений истца, используются для личных целей гражданина, следовательно электроэнергия необходима для бытовых нужд.
На основании установленных по делу обстоятельств, с учетом заключения Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 06.06.2018, суд считает установленным, что спорные условия договора, в редакции истца, противоречат действующему законодательству, принимая также во внимание, что иных проектов технологического присоединения объекта стороной истца не представлено, оснований для удовлетворения требований истца, об обязании заключить договор в редакции, предложенной истцом, судом не установлено.
Судом не установлено нарушение ответчиком прав истца, как потребителя предоставляемых услуг, основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Субботина Андрея Евстафьевича к Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» об обязании заключить договор, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения 13 июня 2018 года.
Судья подпись О.А. Мень