Дело № 2-1092/2024
50RS0040-01-2024-001167-49
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2024 года г. Реутов
Реутовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Никифоровой Е.И., при секретаре Ри К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столяровой Виктории Викторовны к Администрации городского округа Реутов Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Столярова В.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа Реутов Московской области о признании незаконным решения Администрации городского округа Реутов от 31.05.2023 года № 144ТГ-982 об отказе в признании Столяровой В.В. малоимущей, об обязании Администрации городского округа Реутов Московской области признать Столярову В.В. малоимущей и принятии Столяровой В.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о дне и месте слушания дела надлежащим образом, доверила представление своих интересов представителю по доверенности Ильчакову Д.А., который в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о дне и месте слушания дела надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции.
На основании ст. 233 ГПК РФ, с учетом согласия представителя истца, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, и оценив с учётом статьи 67 ГПК РФ представленные суду доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или в муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч.ч 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что <данные изъяты> года истец Столярова В.В. обратилась в Администрацию городского округа Реутов с заявлением о признании истца малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемой Администрацией г.о. Реутов по договорам социального найма как малоимущим гражданам.
<данные изъяты> Администрация г.о. Реутов вынесла решение об отказе в признании истца Столяровой В.В. малоимущей в связи с непредставлением документов со ссылкой на ст. 5 Закона Московской области от 22 декабря 2017 года № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
<данные изъяты> истец повторно обратилась в Администрацию г.о Реутов с заявлением о признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
<данные изъяты> года Администрация г.о. повторно отказала истцу, указав, что не представлены документы, указанные в пунктах 4, 8, 9, 10, 12, 13 ст. 5 Закона Московской области от 22 декабря 2017 года № 231/2017-ОЗ за расчетный период.
Не согласившись с указанным отказом, истец обратилась с иском в суд.
Закон Московской области № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» устанавливает порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 5 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ гражданин представляет следующие документы (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия):
1) документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи – свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;
2) документы, подтверждающие семейные отношения гражданина и членов его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании членом семьи);
3) документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, – выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания;
4) согласие на обработку персональных данных гражданина, членов его семьи;
5) документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени, отчества (в случае, если гражданин, члены его семьи изменили фамилию, имя, отчество);
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина и членов его семьи;
7) выписку из домовой книги, содержащую сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членов его семьи;
8) копию финансового лицевого счета;
9) документы, содержащие сведения о расходах гражданина, членов его семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде;
10) документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи;
11) документы, подтверждающие наличие зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств, за исключением автомототранспортных средств и прицепов к ним;
12) справку об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в котором проживал гражданин и члены семьи гражданина до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
13) сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы о размере оплаченных налогов и сборов в расчетном периоде.
Таким образом, п. 4 ст. 5 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ содержит необходимость получения от заявителя согласия на обработку персональных данных гражданина
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей; не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (часть 2); обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки (часть 4); содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (часть 5).
Однако, отсутствие согласия истца не является запретом истца и не препятствовало ответчику на обработку его персональных данных. Более того, сам факт обращения истца с заявлением в Администрацию о признании его малоимущим, подразумевает обработку и проверку предоставленных заявителем сведений в рамках запрошенной им государственной услуги и исключает в действиях государственного органа намерения причинить вред (п.п. 1 и 3 ст. 10 ГК РФ), поскольку осуществляется именно проверка, а не санкционированный сбор информации.
Пункт 8 ст. 5 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ содержит необходимость заявителя предоставить копию финансового лицевого счета, который у истца отсутствует, поскольку истец проживает не в собственной квартире и является гражданкой без постоянного места жительства. Отсутствие у заявителя сведений о месте жительства следует из паспорта РФ, который был сдан истцом вместе с заявлением. Вместе с тем, факт проживания в г. Реутов был установлен в судебном порядке и истцом к заявлению было приложено вступившее в законную силу решение суда.
Ввиду изложенных обстоятельств, истец также была лишена возможности предоставить документы, изложенные в п. 9 ст. 5 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ.
Пункт 10 статьи 5 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ содержит необходимость заявителя предоставить документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи.
Из материалов гражданского дела следует, что истцом были представлены документы из Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области № 7 в виде справки о получении пенсии и выплат с 01.01.2022 по 30.11.2022, свидетельство о смерти мужа Столярова Г.Н. от 10 марта 2005 года.
Пункт 12 статьи 5 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ содержит требование по предоставлению справки об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта РФ.
При этом истцом были представлены выписки из ЕГРН об отсутствии недвижимости в субъекте и на территории РФ.
Пункт 13 статьи 5 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ содержит указание на предоставление заявителем сведений об уплате налогов.
Вопреки указанию ответчиком на отсутствие при подаче заявления с приложениями на 22 (двадцати двух) листах, сведений по уплаченным налогам, истцом была представлена справка из налогового органа, что истец не осуществляет предпринимательскую деятельность, не работает, и согласно справке ГУ-ПФР № 7 по г. Москве и Московской области от 29.11.2022 № 100-22-004-0330-4372 является получателем пенсии в размере 13 446, 26 руб., а всего за период: с 01.01.2022 по 31.01.2022 сумму в размере 141 796 руб. 01 коп., что исключает уплату налогов от доходов и не является препятствием для определения размера дохода.
Кроме того, суд соглашается с доводами истца о том, что в силу ст. 6 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ ответчик имел возможность получить дополнительные сведения в рамках имеющихся у него полномочий, в том числе, запросить недостающие сведения, разъяснения у самого заявителя.
По смыслу положений ст.ст. 3, 4 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ и ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены либо оспорены.
Согласно ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. С учетом положений этой нормы под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных прав.
Согласно положениям ст.ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах исковые требования Столяровой В.В. подлежат удовлетворению, а вынесенное в отношении истца решение Администрации городского округа Реутов от 31.05.2023 года № 144ТГ-982 об отказе в признании Столяровой В.В. малоимущей - признанию незаконным.
В силу п. 1 ст. 9 Закона Московской области № 231/2017-ОЗ решение о признании гражданина малоимущим или об отказе в признании гражданина малоимущим принимается органом местного самоуправления на основании заявления и документов, указанных в статьях 5, 6 настоящего Закона. Решение о признании гражданина малоимущим или отказе в признании гражданина малоимущим должно быть принято не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня регистрации заявления.
С учетом вышеизложенных норм закона суд считает, что обязанность по признанию Столяровой В.В. малоимущей и принятию истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Администрации городского округа Реутов Московской области с даты принятия оспариваемого решения № 144ТГ-982, то есть с 31.05.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Столяровой Виктории Викторовны к Администрации городского округа Реутов Московской области о признании незаконным решения - удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Реутов от 31.05.2023 года № 144ТГ-982 об отказе в признании Столяровой В.В. малоимущей.
Обязать Администрацию городского округа Реутов Московской области признать Столярову Викторию Викторовну малоимущей и принять Столярову Викторию Викторовну на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с <данные изъяты>
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме решение принято 23 июля 2024 года.
Судья Е.И. Никифорова