РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года г. Азов
Азовский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Нижникова В.В., при секретаре Бондаренко Я.В., с участием представителя истца Славянова А.Ю., представителя ответчика ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ростовской области Губаревой А.Е., представителя ответчика ГУФСИН России по Ростовской области Топорова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-183/2019 по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в интересах неопределенного круга лица к ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ростовской области и ГУФСИН России по Ростовской области об обязать ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ростовской области в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, создании надлежащих условий труда и отдыха, укомплектованности коммунально-бытовых объектов предметами мебели и инвентаря в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ростовской области (далее - ИК-18).
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 99, ч. 4 ст. 104 УИК РФ, п. 11 таблицы № 7 Инструкции по проектированию и главой 13 приложения № 2 к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № учреждением не оборудовано общежитие для проведения осужденными отпусков, включающее прихожую, жилые комнаты, кухню, душевую, совмещенную с санузлом, помещение для младшего инспектора, комнату отдыха и комнату для занятий физкультурой, оборудованные, мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода.
Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 96 УИК РФ осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя, не обеспечены отдельным от других осужденных жилым помещением.
Таким образом, администрацией ИК-18 не обеспечены в полном объеме права осужденных к лишению свободы на надлежащее материально-бытовое обеспечение и надлежащие условия труда и отдыха.
Несмотря на принимаемые прокуратурой меры прокурорского реагирования, выявленные в деятельности администрации ИК-18 нарушения требований федерального законодательства, учреждением не устранены.
Статья 45 ГПК РФ закрепляет за прокурором право обращаться в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, прокурор просит суд обязать ИК-18 в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия: оборудовать общежитие для проведения осужденными отпусков, включающее прихожую, жилые комнаты, кухню, душевую, совмещенную с санузлом, помещение для младшего инспектора, комнату отдыха; обеспечить осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, отдельным от других осужденных жилым помещением.
В судебное заседание представитель истца Славянов А.Ю. явился, исковые требования поддержал. Пояснила, что ИК-18 обеспечило осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, отдельным от других осужденных жилым помещением, но не отдельно стоящим зданием.
Представитель ответчика ИК-18 Губарева А.Е. в судебное заседание явилась, в иске просила отказать. Пояснила, что ИК-18 обеспечило осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, отдельным от других осужденных жилым помещением после подачи иска в суд.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Ростовской области Топоров А.В. в судебное заседание явился, в иске просил отказать.
Представитель третьего лица ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен о времени и мест судебного заседания. Судебное заседание проведено в порядке ст.167 ГПК РФ в его отсутствие.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
ИК-18 зарегистрировано и состоит на налоговом учете в МИФНС России № 18 по Ростовской области, <данные изъяты>.
ИК-18 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 2.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2011 № 59 (далее - Устав), предметом и целями деятельности учреждения является, в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу подпунктов 2.5.1, 2.5.2 Устава для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных, их материально-бытовое обеспечение.
Условия содержания в Российской Федерации в местах лишения свободы неоднократно становились предметом рассмотрения в Европейском Суде по Правам Человека, который в своих постановлениях указывает, что причины нарушения прав, лиц лишенных свободы, на достойные условия содержания, не имеют существенного значения для Европейского Суда, так как на государстве- ответчике лежит обязанность организовывать свою пенитенциарную систему таким образом, чтобы обеспечивать уважение достоинства заключенных, независимо от финансовых и материально-технических трудностей.
Проверкой установлено, что ИК-18, осуществляя исполнение наказания, не соблюдает требования уголовно-исполнительного законодательства, в части обеспечения прав осужденных на материально-бытовое обеспечение и надлежащие условия труда и отдыха.
Статья 99 УИК РФ регламентирует право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания.
Частью 4 ст. 104 УИК РФ закреплено право работающих осужденных на ежегодный отпуск.
В ст. 4 УИК РФ законодатель установил право федеральных органов исполнительной власти принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, является ФСИН России.
В соответствии с п. № таблицы № Инструкции по проектированию исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее — Инструкция по проектированию) и главой 13 приложения № к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее - приказ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №), учреждения исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы обеспечиваются общежитиями для находящихся в отпуске осужденных, оборудованными помещениями, мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с установленными нормами.
Согласно приложению № к Правилам внутреннего распорядка, утвержденным приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, распорядок дня осужденных, находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске устанавливается отдельно.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 УИК РФ осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя или сопровождения, должны размещаться в отдельных жилых помещениях. Им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.
В определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- № указано, что на основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон) учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять Деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 99, ч. 4 ст. 104 УИК РФ, № № Инструкции по проектированию и главой 13 приложения № к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № учреждением не оборудовано общежитие для проведения осужденными отпусков, включающее прихожую, жилые комнаты, кухню, душевую, совмещенную с санузлом, помещение для младшего инспектора, комнату отдыха и комнату для занятий физкультурой, оборудованные, мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода.
Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 96 УИК РФ осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя, не обеспечены отдельным от других осужденных жилым помещением.
Таким образом, администрацией ИК-18 не обеспечены в полном объеме права осужденных к лишению свободы на надлежащее материально-бытовое обеспечение и надлежащие условия труда и отдыха.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно ст. 18, 46.Конституции РФ права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявляется исковое заявление о возложении на учреждение обязанности устранить нарушения федерального законодательства.
Согласно Уставу ИК-18 является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация.
В соответствии со ст. 123.21, 123.22 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, обеспечение соблюдения требований законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, требующих финансовых затрат, должно быть произведено за счет средств ИК-18, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представленной на территории области Главным управлением ФСИН России по Ростовской области.
Довод ИК-18, согласно которому для исполнения решения суда требуется значительные денежные средства, не состоятелен и противоречит перечисленным выше нормам права.
Однако ИК-18 представлены доказательства того, что осужденные, пользующихся правом передвижения без конвоя, обеспечены отдельным от других осужденных жилым помещением №.
В силу ч.4 ст.1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 постановления от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика. При этом следует иметь в виду, что отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска. Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению, однако в связи с тем, что исковые требования частично были исполнены ответчиком добровольно после подачи иска в суд, суд считает возможным указать, что решение суда в части обеспечения осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, отдельным от других осужденных жилым помещением надлежит считать исполненным.
Довод истца о том, что требование прокурора будет считаться исполненным после постройки отдельного здания для осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, отдельным от других осужденных жилым помещением суд считает несостоятельным и противоречащим ч.4 ст.96 УИК РФ, где прямо указано жилое помещение, а не здание.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░-18 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.99, ░.4 ░░.104 ░░░ ░░, ░.№ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.4 ░░.96 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.4 ░░.96 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.03.2019 ░░░░.