Дело № 12-369/2018
РЕШЕНИЕ
09 ноября 2018 года
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Альштадт С.Н.
при секретаре Поткиной А.Н.,
с участием представителей АО «Яркоммунсервис» Луговкина А.В., Малкина М.Л.
специалиста Волкова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Яркоммунсервис» на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Марьиной Л.В. от 17 августа 2018 года по делу об административном правонарушении №307/025, которым
Акционерное общество «Яркоммунсервис», ИНН 7602090950, ОГРН 1127602002989, юридический адрес: г. Ярославль, улица Блюхера, дом 26,
привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
и жалобу на представление № 154/025 от 17.08.2018 года Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области об устранении причин, условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Марьиной Л.В. от 17 августа 2018 года по делу об административном правонарушении №307/025 акционерное общество «Яркоммунсервис» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несоблюдение экологических требований при эксплуатации канализационного коллектора. 17.08.2018 года в адрес АО «Яркоммунсервис» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении заявитель просит отменить принятое постановление ввиду отсутствия вины акционерного общества. Указывает, что сброс канализационных стоков в окружающую среду через канализационные сети АО «Яркоммунсервис» произошел из-за ограничений в режиме работы КНС АО «Техническая бумага». Общество неоднократно обращалось в соответствующие инстанции с просьбой принять меры по организации водоотведения. Используемая АО «Яркоммунсервис» котельная соответствует установленным техническим требованиям, введена в эксплуатацию, о чем имеются необходимые разрешительные документы. Отраженные в предписании меры не могут быть осуществлены, поскольку повлекут за собой нарушение проекта котельной, угрозу загрязнения горячей воды сточными водами.
В судебном заседании представители АО «Яркоммунсервис» Луговкин А.В., Малкин М.Л. доводы жалоб поддержали, просили отменить постановление о привлечении к административной ответственности и производство по делу прекратить, представление признать незаконным и отменить.
Выслушав представителей АО «Яркоммунсервис», специалиста ФИО1., исследовав материалы дела, суд находит постановление о привлечении к административной ответственности подлежащим отмене с прекращением производства по делу, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения незаконным и подлежащим отмене.
В силу ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 39 указанного Федерального закона, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ выражается в действиях или бездействии, состоящих, в том числе в несоблюдении экологических требований при эксплуатации сооружений, иных объектов капитального строительства.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установлено, что АО «Яркоммунсерсив», являющееся теплоснабжающей организацией, при осуществлении своей деятельности эксплуатирует отопительную котельную с когенерационной установкой по адресу: Рыбинский район, пос. Искра Октября, ул. Молодежная, д.18а.
На проектную документацию котельной получено заключение экспертизы промышленной безопасности № 633-ПД/2010, санитарно-эпидемиологическое заключение, 29.11.2010 года составлен акт № 0618/34 осмотра котельной о соответствии возведенного объекта проектной документации, получено разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 25.05.2011 года. Получены технические условия на подключение котельной к сетям канализации поселка Искра Октября, согласие МУП ГО г.Рыбинск «Водоканал» на подключение к подведомственным сетям водопровода и канализации в п.Искра Октября, выдано свидетельство о соответствии законченного строительством объекта выданным техническим условиям. Котельная введена в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU76514000-4 от 29.07.2011 года.
На территории котельной установлены два бака–аккумулятора горячей воды, которые обвалованы железобетонной стеной высотой 0,5 метра, внутри обвалованной территории устроен приямок, предназначенный для отвода воды в канализацию на случай протечки бака-аккумулятора (аварийный приямок), что соответствует проектной документации на котельную, п.8.1.6. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 года, п.6.23. СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 110 от 24.06.2003 года. Канализационные сети котельной, в том числе и аварийный приямок, подключены к канализационному коллектору жилого сектора пос.Искра Октября.
С 15.05.2018 года через аварийный приямок на территорию котельной в п.Искра Октября, началось поступление канализационных бытовых сточных вод из канализационного коллектора жилого сектора поселка Искра Октября, в результате чего обвалованная территория вокруг баков-аккумуляторов частично заполнилась стоками, под воздействием которых в бортах обвалованной территории образовались трещины, через которые канализационные стоки стали вытекать за пределы обвалованной территории.
АО «Яркоммунсервис» предпринимались меры для устранения аварийной ситуации, в том числе обращение к оперативному дежурному города Рыбинска, в Администрацию Рыбинского муниципального района, направлено письмо в адрес Администрации РМР, АО «Техническая бумага», МУП РМР ЯО «Коммунальные системы», Департамент охраны окружающей среды Ярославской области о необходимости принятия мер для устранении проблемы в работе канализационного коллектора жилого сектора поселка Искра Октября.
11.07.2018 года Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области при плановом обследовании территории котельной выявлено, что канализационная самотечная система жилого сектора пос.Искра Октября, расположенная с северо-западной стороны АО «Яркоммунсерсис» вплоть до канализационной насосной станции, расположенной на территории АО «Техническая бумага» находится в подпоре, движение стоков в канализационных колодцах не прослеживается, протечки отсутствуют. Также установлено, что самотечный канализационный коллектор жилого сектора пос.Искра Октября по состоянию на 09.00. часов 11.07.2018 года не работает, вплоть до канализационной насосной станции, расположенной на территории ОАО «Техническая бумага», посредством которой указанные стоки транспортируются на очистные сооружения, вследствие чего все стоки жилого сектора вытекают в окружающую среду через канализационные колодцы АО «Яркоммунсервис», канализационные сети которой подключены к канализационному коллектору жилого сектора пос.Искра Октября.
В отношении АО «Яркоммунсервис» главным специалистом комитета государственного надзора Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении № 326/025 от 06.08.2018 года по ст.8.1. КоАП РФ, которым юридическому лицу вменено несоблюдение экологических требований при эксплуатации канализационного коллектора (котельной), расположенной в п.Искра Октября, а именно, что АО «Яркоммунсервис» неся бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе канализационных сетей своего предприятия, обнаружив, что канализационные стоки жилого сектора пос.Искра Октября, вследствие запора центрального канализационного коллектора, поступают в его сети, не принял никаких мер, направленных на ограничение доступа их в свои сети, тем самым способствовал их разливу через аварийный приямок, расположенный в пределах бетонированной площадки на которой установлены цистерны для подготовки ГВС, а также через канализационный колодец, расположенный с северо-восточной стороны здания котельной, в окружающую среду, тем самым нарушив требования ч.1 ст.34. ст.39, ч.1 ст.43.1., ч.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3.1.1. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 года № 168, п.4.1.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
По результатам административного расследования АО «Яркоммунсерсив» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, вынесено постановление о назначении административного наказания № 307/025 от 17.08.2018 года.
Из собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения по п.2 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ.
Согласно представленной технической документации на котельную в п.Искра Октября, пояснений специалиста ФИО1 установлено, что проект котельной с канализационными сетями не предусматривает какого-либо оборудования (приспособлений и т.п.) для ограничения доступа канализационных стоков в канализационную сеть АО «Яркоммунсервис». При прекращении работы канализационной насосной станции, расположенной на территории АО «Техническая бумага», происходит подъем канализационных стоков как в канализационном коллекторе жилого сектора поселка Искра Октября, так и в канализационном коллекторе котельной на территории АО «Яркоммунсервис». Поскольку аварийный приямок в котельной расположен ниже уровня канализационных колодцев жилого сектора поселка Искра Октября, то при прекращении работы канализационной насосной станции на территории АО «Техническая бумага» и нахождении канализационных стоков жилого сектора поселка Искра Октября в подпоре, разлив канализационных стоков осуществляется через нижерасположенный аварийный приямок котельной АО «Яркоммунсервис». Предлагаемые Департаментом охраны окружающей среды Ярославской области меры, направленные на ограничение доступа канализационных стоков в канализационную сеть АО «Яркоммунсервис» и меры, направленные на не допуск поступления канализационных стоков в окружающую среду, как то увеличение высоты оголовка аварийного приямка, заделка технических неплотностей бетонированной площадки с бортами, на которой установлены цистерны ГВС, герметизация колодца, не могут быть осуществлены, поскольку приведут к несоответствию системы аварийного сброса ГВС (аварийный приямок) согласованному строительному проекту котельной, к застаиванию канализационных стоков в обвалованной территории и риску загрязнения канализационными стоками горячей воды. Согласно строительному проекту котельной организация обавалованной территории с аварийный приямком предназначена не для сбора канализационных стоков, а для аварийного сброса горячей воды хранящейся в баках-аккумуляторах.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая представленные документы, пояснения специалиста, суд приходит к выводу, что у АО «Яркоммунсервис» отсутствовала возможность для ограничения доступа канализационных стоков жилого сектора поселка Искра Октября в канализационные сети АО «Яркоммунсервис», а также отсутствовала возможность предотвращения разлива канализационных стоков через аварийный приямок в результате прекращения работы канализационной насосной станции расположенной на территории АО «Техническая бумага», что свидетельствует об отсутствии вины в инкриминируемом юридическому лицу административном правонарушении.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
Поскольку вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1. КоАП РФ отсутствует, постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Марьиной Л.В. от 17 августа 2018 года по делу об административном правонарушении №307/025 подлежит отмене с прекращением административного дела по п.2 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Таким образом, основанием для внесения административным органом представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, установление им указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
Представлением Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области на АО «Яркоммунсерсив» возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Вместе с тем, поскольку дело об административном правонарушении в отношении АО «Яркоммунсервис» отменено и производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, а также учитывая пояснения специалиста об отсутствии технической возможности совершить действия, отраженные в представлении № 154/025 от 17.08.2018 года, и учитывая, что основанием для вынесения представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, являлось привлечение АО «Яркоммунсервис» к административной ответственности, обжалуемое представление, вынесенное в адрес АО «Яркоммунсерсив» подлежит отмене.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5., п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области Марьиной Л.В. от 17 августа 2018 года по делу об административном правонарушении №307/025 в отношении Акционерного общества «Яркоммунсервис» (ИНН 7602090950, ОГРН 1127602002989, юридический адрес: г. Ярославль, улица Блюхера, дом 26) отменить, производство по административному делу прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.
Представление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области об устранении причин, условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 154/025 от 17.08.2018 года отменить.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 дней.
Судья Альштадт С.Н.