Решение по делу № 33-3228/2020 от 20.08.2020

Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-3228/2020

Судья Индрикова М.Ю.

УИД 21RS0024-01-2020-000797-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Троян Т.А. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступившее по апелляционной жалобе Троян Т.А. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия

установила:

Троян Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным решения, изложенного в письме от 29 ноября 2019 года, об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности включить в такой список.

Требования мотивированы тем, что истец Троян Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики ее мать ФИО1 лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. На основании постановления главы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 6 июня 1994 года истец была помещена в государственное интернатное учреждение. Постановлением главы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 31 мая 1996 года за Троян Т.А. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>. Истец указывает, что на момент закрепления за ней жилой площади и до достижения ею возраста 17 лет данный жилой дом был непригоден для проживания. Так, в 2004 году МУП БТИ «Техиндом» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проводило техническую инвентаризацию указанного жилого дома, в результате которого выявлен износ дома - 69%. Согласно справкам, выданным МУП БТИ «Техиндом» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики 7 июня 2004 года и Карабашской сельской администрацией, дом являлся непригодным для проживания. Постановлением главы администрации Карабашского сельского поселения от 1 апреля 2011 года № <........> жилой дом № <........> по ул. <адрес> признан подлежащим сносу. С целью реализации права на получение специализированного жилого помещения Троян Т.А. обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако, письмом от 29 ноября 2019 года Троян Т.А. отказано во включении в данный список в связи с тем, что на момент признания закрепленного жилого помещения ветхим и подлежащим сносу она достигла возраста 25 лет. Истец полагает, что данный отказ является незаконным и имеются основания для включения ее в список детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец Троян Т.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчик администрация Калининского района г. Чебоксары явку своего представителя в судебном заседании не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Крупякова А.В. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Третье лицо Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Троян Т.А. отказано.

Указанное решение обжаловано истцом Троян Т.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

В апелляционной жалобе приводятся доводы о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, подлежат включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного найма. Истец полностью подпадает под указанное постановление.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Троян Т.А. адвоката Будниковой С.В., поддержавшей апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Гуськова Т.А. (после заключения брака Троян), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 лишена родительских прав на основании решения Мариинско-Посадского районного суда Чувашской республики от 26 мая 1994 года, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Из справки, выданной ОМВД России по Мариинско-Посадскому району в 2019 году, следует, что ФИО1 с 29 августа 2014 года по настоящее время находится в федеральном розыске по категории «гражданин, утративший связь с родственниками».

Постановлением Мариинско-Посадской районной администрации Чувашской Республики от 6 июня 1994 года № <........> несовершеннолетняя Гуськова Т.А. определена на воспитание и содержание в государственное интернатное учреждение.

Постановлением Мариинско-Посадской районной администрации Чувашской Республики от 31 мая 1996 года № <........> (с учетом постановления администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 19 июля 2019 года № <........>) за несовершеннолетней Гуськовой Т.А. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, родительский дом.

Согласно архивной справке, выданной МАУК «Централизованная система библиотечного и архивного дела», Гуськова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучалась в РГОУ «<........>» Министерства образования Чувашской Республики, где проживала и воспитывалась с 21 июня 1994 года по 1 сентября 2003 года.

Согласно справкам, выданным МУП БТИ «Техиндом» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики 7 июня 2004 года и Карабашской сельской администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики 2004 году, дом № <........> общей площадью 19,6 кв.м, жилой площадью 15,4 кв.м по ул. <адрес> являлся непригодным для проживания, общий процент износа дома составляет 69%.

Из сообщения администрации Карабашского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики следует, что постановлением главы администрации Карабашского сельского поселения от 1 апреля 2011 года № <........> жилой дом № <........> по ул. <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Из материалов дела следует, что Троян Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Вместе с ней в указанной квартире зарегистрированы: ее сын ФИО2., дочь ФИО3 и ответственный квартиросъемщик – супруг ФИО4

Из сообщений администрации Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики следует, что Троян (Гуськова) Т.А. в спискедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Моргаушскому району, по Мариинско-Посадскому району не состоит.

25 октября 2019 года истец Троян Т.А. обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из письма администрации Калининского района г. Чебоксары от 29 ноября 2019 года следует, что Троян Т.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с тем, что на момент признания закрепленного жилого дома № <........> по ул. <адрес> непригодным для проживания и подлежащим сносу, она достигла возраста 25 лет.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ТроянТ.А., суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачен истцом по достижении 23-летнего возраста, при этом истец не представила суду относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет она обращалась в орган местного самоуправления с письменным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.

С учетом возраста Троян Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ею возраста 23 лет вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировался статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции действовавшей до вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) было закреплено: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Соответственно до достижения истцом 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ) статья 8 указанного Федерального закона действовала в вышеизложенной редакции. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Гарантии и основания обеспечения жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, расширены.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не обращавшиеся за реализацией указанного права, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец Троян Т.А. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, то есть если бы она в возрасте до 23 лет в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) имела право на внеочередное получение жилья, обращалась с заявлением о принятии ее на учет для получения жилья, принята на учет органами местного самоуправления (либо ей незаконно отказано в принятии на такой учет).

Между тем, доказательств того, что истец Троян Т.А. ранее до достижения 23 лет обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о включении ее в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в материалы дела не представлено.

Из пояснений истца Троян Т.А. следует, что после достижения 18 лет в администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с заявлением о включении в список детей-сирот не обращалась. В 2003 году устно обращалась в администрацию Калининского района г. Чебоксары, где ей сказали, что у нее нет прописки, поэтому она не имеет право обращаться. После 23 лет, в 2009 году обращалась в прокуратуру Чувашской Республики с заявлением, но пришел отказ в связи с достижением возраста 23 лет.

За реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке как лицо, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Троян Т.А. обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары с письменным заявлением лишь в октябре 2019 года в возрасте 33 лет.

Доказательства уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения как сирота до достижения возраста 23 лет, так и в дальнейшем вплоть до достижения 33 лет, материалы дела не содержат.

Правовой характер статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Троян Т.А. о признании незаконным решения об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности включить в такой список.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, в связи с чем не влекут отмену судебного решения, поскольку сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, не опровергают выводов суда первой инстанции, а повторяют правовую позицию истца, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Троян Т.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи А.А. Нестерова

Л.И. Стародубцева

33-3228/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Троян т.А.
Ответчики
Администрация Калининского района г. Чебоксары ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Нестерова Анна Александровна
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
14.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2020Передано в экспедицию
14.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее