Председательствующий: Царева Е.А.
УИД 19RS0001-02-2023-000969-24
Дело № 33-586/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 апреля 2024 года г. Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Душкова С.Н.,
судей Берш А.Н., Тришканевой И.С.,
при секретаре-помощнике судьи Мунгаловой Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Абаканэнергосбыт» Шумиловой Ульяны Евгеньевны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 08 ноября 2023 года по гражданскому делу по иску Лупанова Виталия Васильевича к обществу с ограниченной ответственностью «Абаканэнергосбыт» о признании начисления незаконным, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Тришканевой И.С. объяснения представителя ответчика Шумиловой У.Е., представителя истца Туркина Е.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Эксплуатация» Андрияновой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лупанов В.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Абаканэнергосбыт» (далее - ООО «Абаканэнергосбыт») о признании начисления за потребление электроэнергии незаконным, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что Лупанов В.В. является собственником жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес> На общем собрании собственников многоквартирного дома по указанному адресу принято решение о заключении с 01 декабря 2022 года договоров напрямую с ресурсоснабжающими организациями. По мнению истца, выставленный ООО «Абаканэнергосбыт» счет об оплате за электроэнергию в принадлежащем ему жилом помещении превышает стоимость, определенную исходя из фактического расхода согласно прибору учета. С учетом изложенного, сославшись на уклонение от исполнения направленной им в адрес ООО «Абаканэнергосбыт» претензии, уточнив исковые требования, Лупанов В.В. просил признать незаконным начисление ООО «Абаканэнергосбыт» коммунальной услуги электроснабжения за декабрь 2022 года в отношении квартиры расположенной по адресу: <адрес>, исходя из норматива потребления, обязать произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги электроснабжения за декабрь 2022 года, исходя из показаний прибора учета электроэнергии №, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. (л.д. 3-5, 113).
Определением суда от 01 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Специализированный застройщик «Трансстрой» (далее – ООО «СЗ «Трансстрой») (л.д. 23).
Определением суда от 08 ноября 2023 года производство по требованиям об обязании произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги электроснабжения за декабрь 2022 года, исходя из показаний прибора учета электроэнергии №, прекращено в связи с отказом от иска вследствие их добровольного удовлетворения ответчиком (л.д. 132).
В судебном заседании представитель истца Лупанова В.В. - Туркин Е.В. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, дополнительно пояснил, что в ходе рассмотрения дела ответчик произвел перерасчет платы, исходя из показаний прибора учета. С данным перерасчетом истец согласен, задолженность им погашена. Между тем утверждал, что поскольку нарушения прав потребителя ответчиком были допущены, истец имеет право на компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Представитель ответчика ООО «Абаканэнергосбыт» Шумилова У.Е. в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что в силу положений действующего законодательства многоквартирные дома по окончании строительства должны быть оснащены застройщиком индивидуальными, общими приборами учета, которые должны быть допущены к эксплуатации гарантирующим поставщиком. ООО «СЗ «Трансстрой» направляло в адрес ответчика уведомление о необходимости допуска общих приборов учета многоквартирного дома с приложением определенных документов. Ответчиком был выявлен ряд замечаний к приборам учета, которые предложено исправить. Вместе с тем застройщик не предпринял мер по устранению выявленных замечаний. Соответственно, приборы учета в многоквартирном доме не допущены и не приняты в эксплуатацию гарантирующим поставщиком, так как не соответствуют требованиям, регламентированным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 апреля 2023 года, которым ООО «Абаканэнергосбыт» отказано в иске к ООО «СЗ «Трансстрой» об обязании устранить замечания, выявленные в ходе допуска индивидуальных, коллективных приборов учета электроэнергии, ответчиком произведена опломбировка счетчика. Кроме того, ответчик произвел перерасчет истцу платы за электроэнергию исходя из показаний прибора учета. Полагала, что действиями ответчика какие-либо моральные страдания истцу не причинены.
Представитель третьего лица ООО «Эксплуатация» Андриянова Е.А. в судебном заседании заявленные истцом требования поддержала, суду пояснила, что многоквартирный жилой дом был оснащен застройщиком современными приборами учета электрической энергии. Жилой дом был введен в эксплуатацию. У ООО «Абаканэнергосбыт» имеется возможность выставлять счета за электроэнергию по показаниям установленных застройщиком приборов учета.
В судебное заседание истец Лупанов В.В. не явился, третье лицо ООО «Специализированный застройщик «Трансстрой» своего представителя не направил, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
Признал незаконным начисление ООО «Абаканэнергосбыт» коммунальной услуги электроснабжения за декабрь 2022 года в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> исходя из норматива потребления.
Взыскал с ООО «Абаканэнергосбыт» в пользу Лупанова В.В. компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Взыскал с ООО «Абаканэнергосбыт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. (л.д. 126-131).
С решением суда не согласна представитель ответчика ООО «Абаканэнергосбыт» Шумилова У.Е., которая в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать, ссылаясь на допущенные судом при его принятии неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Анализируя положения Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии», постановления Правительства РФ от 19 июня 2020 года № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», которым утверждены «Правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», автор жалобы указывает, что многоквартирные дома, разрешение на строительство которых выдано после 01 января 2021 года, должны быть оснащены застройщиком приборами учета и иным оборудованием с обеспечением возможности присоединения к интеллектуальной системе учета гарантирующего поставщика в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Отмечает, что поскольку разрешение на строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, получено застройщиком 22 октября 2021 года, данный дом должен быть оснащен приборами учета и иным оборудованием с обеспечением возможности присоединения к интеллектуальной системе учета гарантирующего поставщика. Обращает внимание, что сторонами не оспаривалось несоответствие установленного в принадлежащем истцу жилом помещении прибора учета электрической энергии требованиям раздела III Правил № 890 ввиду необеспечения возможности их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности). Отмечает, что судом первой инстанции не раскрыты понятия «надлежащие приборы учета электрической энергии» и «действующий надлежащий прибор учета электрической энергии», притом что в Правилах № 890 не раскрыты понятия «надлежащие», «действующие» приборы учета электроэнергии, в связи с чем полагает, что судом первой инстанции данные понятия сформулированы на свое усмотрение. С учетом приведенных доводов полагает выводы суда об оборудовании спорного многоквартирного дома надлежащими приборами учета электрической энергии, как общими, так и индивидуальными, ошибочным. Утверждает, паспортом прибора учета электрической энергии, установленного в принадлежащем ему жилом помещении, представленным истцом, подтверждаются несоответствие данного прибора минимальному набору функций интеллектуальных систем учета и отсутствие возможности его допуска к расчетам за потребленную электрическую энергию, что соотносится с содержанием ответа завода-изготовителя ООО НПП «Тепловодоохран» от 17 марта 2023 года. Обращает внимание на то обстоятельство, что судом не дана оценка ответам на запросы ООО «Абаканэнергосбыт» из ООО НПП «Тепловодоохран», ООО «Инкотекс-СК». Отмечает, что поскольку индивидуальные приборы учета электрической энергии в многоквартирном доме, где расположено принадлежащее истцу жилое помещение, на дату возникновения спорных правоотношений не были допущены в эксплуатацию в установленном законом порядке, что тождественно отсутствию приборов учета электроэнергии, расчеты за потребленную электрическую энергию гарантирующим поставщиком за оспариваемый период были произведены в полном соответствии с абзацем третьим пункта 42 постановления Правительства РФ № 354 по нормативу потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Полагает, что права истца как потребителя нарушает застройщик ООО «СЗ «Трансстрой». Приводя судебную практику арбитражных судов, указывает на то, что суды признают обязанность застройщиков, которым выдано разрешение на строительство после 01 января 2021 года, по установке приборов учета в соответствии с требованиями пунктов 137, 150 Основных положений № 442 и раздела III Правил № 890, а также обязанность застройщиков установить приборы учета, соответствующие требованиям законодательства, и передать их в эксплуатацию гарантирующему поставщику (л.д. 140- 144).
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Лупанова В.В. – Туркин Е.В. выражает согласие с решением суда (л.д. 161-162).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «Абаканэнергосбыт» Шумилова У.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель истца Лупанова В.В. - Туркин Е.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Эксплуатация» Андриянова Е.А. выразили согласие с решением суда.
На разбирательство по делу в суд апелляционной инстанции истец Лупанов В.В. не явился, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «СЗ «Трансстрой» своего представителя не направил, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абзацами первым, шестым пункта 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» Коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Как указано в ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 6).
Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта (часть 7).
Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком (часть 8).
Согласно п. 150 постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» многоквартирные дома, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г., должны быть по окончании строительства оснащены застройщиком индивидуальными (для коммунальной квартиры - общими (квартирными) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, коллективными (общедомовыми) приборами учета и иным оборудованием, которое указано в пункте 137 настоящего документа, используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность его присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
С 1 января 2021 г. индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы) должны быть допущены к эксплуатации гарантирующим поставщиком, а также такие приборы учета должны быть переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом.
Пунктом 32 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года №890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (вместе с «Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)») предусмотрено, что приборы учета электрической энергии, установленные застройщиком многоквартирного дома и переданные в эксплуатацию гарантирующим поставщикам, должны быть присоединены гарантирующим поставщиком к интеллектуальной системе учета, владельцем которой является соответствующий гарантирующий поставщик, в соответствии с настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 предусмотрено, что после завершения работ по строительству многоквартирного дома застройщик направляет гарантирующему поставщику уведомление о необходимости допуска к эксплуатации индивидуальных, общих (для коммунальной квартиры) приборов учета электрической энергии (п. 197 (4)).
В случае несоответствия индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирном доме, требованиям настоящего документа и иным обязательным требованиям, установленным законодательством об электроэнергетике и градостроительным законодательством Российской Федерации, или в случае невыполнения застройщиком технических требований для многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 01.01.2021, гарантирующий поставщик составляет и направляет застройщику в течение 3 рабочих дней со дня выявления таких замечаний в письменной форме перечень замечаний, выявленных в ходе проверки, подлежащих устранению в течение 10 рабочих дней с даты получения такого уведомления. Повторная процедура допуска к эксплуатации индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, установленных застройщиком в многоквартирном доме, вводимом в эксплуатацию после осуществления строительства с 1 января 2021 г., осуществляется не позднее 10 рабочих дней после получения от застройщика уведомления об устранении замечаний с указанием информации о принятых мерах по их устранению (пункт 197 (7)).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ООО «СЗ «Трансстрой» 22 октября 2021 года выдано разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, сроком до 22 января 2024 года (л.д. 34-35).
Заключением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйству Республики Хакасия от 22 сентября 2022 года по результатам итоговой проверки по акту № от 22 сентября 2022 года было дано положительное заключение №С о соответствии построенного объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (л.д. 65).
Согласно акту приема - передачи от 07 ноября 2022 года ООО «СЗ «Трансстрой» передал Лупанову В.В. квартиру с установленным электросчетчиком № (л.д. 36).
В материалах дела имеется представленный истцом паспорт прибора учета - счетчик электрической энергии, однофазный электронный многотарифный Пульсар 1Тш-1/2-5/60-1-3-0, заводской №, производства ООО НПП «Тепловодохран» (л.д. 10).
21 ноября 2022 года застройщиком ООО «СЗ «Трансстрой» в адрес ООО «Абаканэнергосбыт» было направлено уведомление о необходимости допуска приборов учета на многоквартирном жилом доме, по адресу: <адрес>, с приложением раздела проектной документации и копий технических паспортов приборов учета (л.д. 37).
В ходе проведения мероприятий по согласованию проектной документации вышеуказанного застройщика 23 ноября 2022 года ООО «Абаканэнергосбыт» в адрес ООО НПП «Тепловдоохран» и в адрес ООО «Инкотекс-СК» были направлены запросы № № 4644 и 4645 соответственно о предоставлении информации по электросчетикам Пульсар, а также обновленного списка счетчиков электроэнергии Меркурий на соответствие требованиям Постановления № 890 в однофазном и трехфазном исполнении (л.д. 42,43).
После получения ответов на указанные запросы письмом от 25 ноября 2022 года № 4674 ООО «Абаканэнергосбыт» в адрес ООО «СЗ «Трансстрой» направлено сообщение о выявленных замечаниях, а именно:
- в проекте отсутствуют технические решения в части организации сбора и передачи данных с приборов учёта жилого дома на сервер ООО «Абаканэнергосбыт», а также в необходимости установки устройства для передачи данных (УСПД), подключенной к сети интернет, по технологии GSM/Ethemet (согласно п. 150 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442);
- указанные в проекте общедомовые 3-фазные приборы учёта производства ООО «Инкотекс-СК» Меркурий 230 ART-03 и однофазные Меркурий 206 RN не соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта (Постановление Правительства №890 от 19 июня 2020 года), в соответствии с п. 141 Постановления Правительства № 442 от 04 мая 2012 года;
- в проекте отсутствует информация о типах индивидуальных однофазных приборов учёта и их количестве, а также не приложены копии паспортов на них (л.д. 44).
Письмом № 4897 от 08 декабря 2022 года ООО «Абаканэнергосбыт» сообщило ООО «СЗ «Трансстрой», что в результате выездной проверки специалистами проверены индивидуальные и коллективные приборы учета электрической энергии, установленные в многоквартирных жилых домах, по адресу: <адрес>, <адрес>Б, установлено, что в данных жилых домах:
- отсутствует оборудование для организации сбора и передачи данных с приборов учёта жилых домов на сервер ООО «Абаканэнергосбыт» (согласно п. 150 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442;
- счётчики электроэнергии, установленные по <адрес> трехфазные Меркурий 230 ART-03 и однофазные Меркурий 206 RN не соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта (Постановление Правительства № 890 от 19 июня 2020 года), в соответствии с п. 141 Постановления Правительства №442 от 04 мая 2012 года (л.д. 47).
Судом первой инстанции установлено, не оспорено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что 01 декабря 2022 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, передан застройщиком ООО «СЗ «Трансстрой» в управление управляющей компании ООО «Эксплуатация».
19 января 2023 года ООО «Эксплуатация» в адрес ООО «Абаканэнергосбыт» было направлено уведомление о присутствии 25 января 2023 года при проведении процедуры допуска в эксплуатацию приборов учета в многоквартирном жилом доме, по адресу: <адрес> (л.д. 48).
Согласно актам проверки приборов учета и схемы электроснабжения № и № от 25 января 2023 года установленные в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, приборы учета электрической энергии Меркурий 230АRT03PQRSIDN, заводские номера № и № непригодны для дальнейшего осуществления расчетов (л.д. 49, 50).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу №А74-209/2023 от 19 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований ООО «Абаканэнергосбыт» к ООО «Специализированный застройщик «Трансстрой» об обязании устранить замечания, выявленные в ходе допуска индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии; об обязании составить и направить для подписания в ООО «Абаканэнергосбыт» подписанный со своей стороны в двух экземплярах по установленной форме акт приема-передачи в эксплуатацию приборов учета, отказано.
Данным судебным актом установлено, что согласно разрешению на допуск в эксплуатацию энергопринимающей установки (объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства, объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки), выданному Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 сентября 2022 года оборудование электроустановки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, установленными нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 85 «Об утверждении правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (л.д. 95-105).
Судом первой инстанции установлено, а участвующими в деле лицами не оспорено и не опровергнуто, что решение вступило в законную силу 11 октября 2023 года на основании постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда (л.д. 105).
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с пунктом 36 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Лупанов В.В. наделен титулом собственника квартиры, расположенной по адресу: <адрес>Б, <адрес>, с 07 декабря 2022 года на основании акта приема-передачи объекта долевого строительства № от 07 ноября 2022 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №, выданного 26 сентября 2022 года Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г. Абакана, договора участия в долевом строительстве № от 09 декабря 2021 года (л.д. 6-9).
ДД.ММ.ГГГГ Лупанов В.В. обратился в ООО «Абаканэнергосбыт» с заявлением о необоснованном начислении платы за потребленную электрическую энергию за декабрь 2022 года по нормативу, при наличии в принадлежащем ему жилом помещении индивидуального прибора учета и проведении проверки правильности указанного начисления (л.д. 11).
Адресованным Лупанову В.В. ответом № от 17 января 2023 года ООО «Абаканэнергосбыт» указало на законность произведенного начисления (л.д. 12).
Не получив удовлетворения изложенных в претензии требований, Лупанов В.В. обратился за защитой своего права в суд, требуя признать незаконным начисление ООО «Абаканэнергосбыт» коммунальной услуги электроснабжения за декабрь 2022 года в отношении квартиры расположенной по адресу: <адрес>, исходя из норматива потребления, обязать произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги электроснабжения за декабрь 2022 года, исходя из показаний прибора учета электроэнергии №, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, сторона ответчика подтвердила, что Лупанову В.В. начислена оплата за потребленную электрическую энергию по нормативу: за декабрь 2022 года – 501 руб. 16 коп., за январь 2023 года – 501 руб. за февраль 2023 года – 590 руб. 92 коп., утверждая о законности оспариваемых истцом действий, со ссылкой на то, что приборы учета в многоквартирном доме не приняты в эксплуатацию гарантирующим поставщиком, так как не соответствуют требованиям, регламентированным постановлением Правительства РФ № 890, представив в подтверждение своих возражений письмо от 04 марта 2022 года ООО «Инкотекс-СК» о перечне типов приборов учета электроэнергии, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ № 890 от 19 июня 2020 года, в котором отсутствует указание на прибор учета Меркурий ART-03, установленные в многоквартирном доме; сообщение ООО НПП «Тепловодохран» от 17 марта 2023 года о том, что счетчик электрической энергии однофазный электронный многотарифный Пульсар 1Тш-1/2-5/60-1-3-0 не соответствует постановлению Постановления Правительства РФ № 890 от 19 июня 2020 года в части наличия: реле, контроль нейтрали, отптопорт, датчик вскрытия, 2 направления учета и другим требования Постановления (л.д. 45-46, 51-54, 55, 56, 57).
26 июля 2023 года ООО «Абаканэнергосбыт» составило акт о пригодности установленного в принадлежащем истцу жилом помещении прибора учета электроэнергии для осуществления расчетов и произвело перерасчет платы за электрическую энергию за период с 01 декабря 2022 года по 25 июля 2023 года, с 21 августа 2023 года производит начисление платы исходя из показаний данного прибора учета (л.д. 115, 116),
Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции применил положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 150 постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», п.п. 2, 32 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (вместе с «Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»), п. 197(4), 197 (7) постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, статей 54, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установил не оспоренные и не опровергнутые лицами, участвующими в деле, обстоятельства прохождения многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, проверки государственного строительного контроля, введения его в эксплуатацию, наличия установленного в принадлежащем истцу жилом помещении по вышеуказанному адресу действующего индивидуального прибора учета электрической энергии, констатировал, что расчет начислений должен производиться в соответствии с данными приборами учета, пришел к выводу о том, что действия ООО «Абаканэнергосбыт» по расчету начислений коммунальной услуги электроснабжения за декабрь 2022 года, исходя из нормативов потребления без учета показаний прибора учета, является незаконным, в связи с чем признал требования истца о признании начисления платы за оказание коммунальной услуги незаконным, а также производных требований о компенсации морального вреда обоснованными и удовлетворил их.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении регламентирующих спорные правоотношения норм материального права, верной квалификации спорных правоотношений, правильном определении круга имеющих значение для дела обстоятельств и грамотном распределении бремени их доказывания между сторонами.
Доводы заявителя жалобы относительно несоответствия установленного в принадлежащем истцу жилом помещении прибора учета электрической энергии аналогичны возражениям на исковое заявление, являлись предметом исследования, оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены с изложением исчерпывающих мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Содержащуюся в апелляционной жалобе позицию ее автора об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда судебная коллегия также полагает необоснованной по следующим основаниям.
На основании п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Лупанов В.В. в рамках спорных правоотношений пользуется услугами ООО «Абакансэнергосбыт» для личных, семейных и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, при разрешении возникшего спора применяется Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами, в том числе касающейся вопросов компенсации морального вреда.
Статьей 15 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как следует их разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей», абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений в их взаимосвязи, учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия констатирует, что установление судом допущенного ответчиком нарушения прав истца как потребителя в рамках спорных правоотношений на начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения по нормативу при наличии установленного в принадлежащем ему жилом помещении индивидуального прибора учета является достаточным условием для удовлетворения заявленных им требований о взыскании компенсации морального вреда, размер которой определен судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Каких-либо иных фактов и обстоятельств, которые имели правовое значение для объективного разрешения настоящего спора и не были бы учтены судом первой инстанции, апелляционная жалоба представителя ответчика не содержит, выводов суда не опровергает, а потому основанием для отмены постановленного по делу законного и обоснованного судебного акта не является.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, по настоящему делу не допущено.
Принимая во внимание, что представитель ответчика выражает несогласие с решением суда исключительно в части удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 327.1 ГПК РФ, законность решения суда в остальной, не обжалованной участвующими в деле лицами части, не проверяет.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 08 ноября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью – Шумиловой Ульяны Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Душков
Судьи А.Н. Берш
И.С. Тришканева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2024 года.