Дело № 33-13407/2023
50RS0026-01-2022-011048-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Мизюлина Е.В., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Гуляеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2023 года апелляционную жалобу МУ МВД России «Люберецкое» на решение Люберецкого городского суда Московской области от 21 декабря 2022 года по делу
по иску ФИО к МУ МВД России «Люберецкое» об обязании включить в стаж службы для назначения пенсии периодов работы, определении стажа службы за выслугу лет в льготном исчислении,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к МУ МВД России «Люберецкое», с учетом уточненных требований (л.д.122-128 т.1), просил обязать ответчика включить в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца следующие периоды: с 01.11.2008г. по 28.04.2009г. в должности оперуполномоченный отделения по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией ОРЧ КМ (по линии БЭП) № 1 при УВД по Курской области; с 28.04.2009г. по 01.06.2011г. в должности оперуполномоченного ОРЧ КМ (по линии БЭП) № 1 (по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности) при УВД по Курской области; с 01.06.2011г. по 06.07.2011г. период нахождения в распоряжении УМВД России по Курской области; с 06.07.2011г. по 12.12.2011г. в должности оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции федеральных и региональных органах государственной власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ оперативно - розыскной части (экономической безопасности и противодействия коррупции) УМВД России по Курской области; с 12.12.2011г. по 19.12.2011г. период нахождения в распоряжении УМВД России по Курской области; с 19.12.2011г. по 06.08.2012г. в должности старшего оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции в федеральных, региональных органах государственной власти и управления и защите бюджетных средств отдела по противодействию коррупции и ОПГ управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курской области; с 06.08.2012г. по 14.05.2013г. в должности старшего уполномоченного в отделении по противодействию коррупции федеральных и региональных органах власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курской области; определить стаж службы за выслугу лет в льготном исчислении на дату увольнения из МУ МВД России «Люберецкое» в соответствии с приказом №375 от 17.10.2016 года 18 лет 6 месяцев 12 дней.
Исковые требования мотивировал тем, что 01.09.2001 г. на основании приказа Орловского юридического института МВД РФ № 146л/с от 15.08.2001г. он был принят на службу в органы внутренних дел. В дальнейшем проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. 17.10.2016 г. на основании приказа МУ МВД России «Люберецкое» № 375 от 17.10.2016 г. контракт с ним расторгнут и он уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 1 части 2 статьи 82 (по согласованию сторон) Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно приказу МУ МВД России «Люберецкое» № 375 от 17.10.2016 г. выслуга лет ФИО на момент увольнения составила: в календарном исчислении - 15 лет 01 месяц 16 дней; в льготном исчислении -18 лет 06 месяцев 12 дней. Приказом от 14.01.2022 года №8л/с льготная выслуга неправомерно изменена на 16 лет 2 месяца 15 дней. Спорные периоды службы включены в выслугу лет в календарном исчислении, с чем истец не согласен.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 21 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены частично. На МУ МВД России «Люберецкое» возложена обязанность включить ФИО в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за один и одну треть месяца следующие периоды: с 01.11.2008 года по 28.04.2009 года в должности оперуполномоченного отделения по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией ОРЧ КМ (по линии БЭП) № 1 при УВД по Курской области; с 28.04.2009 года по 01.06.2011 года в должности оперуполномоченного отделения по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией ОРЧ КМ (по линии БЭП) № 1 (по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности) при УВД по Курской области; с 06.07.2011 года по 12.12.2011 года в должности оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции федеральных и региональных органах государственной власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ оперативно - розыскной части (экономической безопасности и противодействия коррупции) УМВД России по Курской области; с 19.12.2011 года по 06.08.2012 года в должности старшего оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции в федеральных, региональных органах государственной власти и управления и защите бюджетных средств отдела по противодействию коррупции и ОПТ управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курской области; с 06.08.2012 года по 14.05.2013 года в должности старшего уполномоченного в отделения по противодействию коррупции федеральных и региональных органах власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПТ управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курской области. Определен ФИО стаж службы за выслугу лет в льготном исчислении по состоянию на 17.10.2016 года 18 лет 05 месяцев 01 день. В удовлетворении иска о включении в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении за периоды службы с 01.06.2011 года по 06.07.2011 года и с 12.12.2011 года по 19.12.2011 года отказано.
Истец решение суда не обжаловал в части, которой ему отказано во включении периодов службы в льготном исчислении.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу, извещенных о рассмотрении дела.
В силу ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность постановленного решения исходя из доводов апелляционной жалобы ответчика, в обжалованной им части – в части удовлетворенных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии с п. «а» ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел, 20 лет и более.
Периоды службы, работы, учебы, подлежащие зачеты в выслугу лет для назначения пенсии, определены ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.
Согласно абз.2 ст.18 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, установлен постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.
В соответствии с абз. 6 подп. «д» п. 6 Порядка исчисления выслуги лет служба в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, с 06.09.2008 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации, подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за один и одну треть месяца.
Перечень вышеуказанных подразделений конкретизирован приказом МВД России от 24.09.2015 г. № 056 «О некоторых вопросах исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на льготных условиях».
Судом установлено, что 01.09.2001 г. на основании приказа Орловского юридического института МВД РФ № 146л/с от 15.08.2001 г. ФИО был принят на службу в органы внутренних дел.
В дальнейшем он проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
17.10.2016 г. на основании приказа МУ МВД России «Люберецкое» № 375 от 17.10.2016 г. контракт с ним расторгнут и он уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 1 части 2 статьи 82 (по согласованию сторон) Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно приказу МУ МВД России «Люберецкое» № 375 от 17.10.2016 г. выслуга лет ФИО на момент увольнения составила: в календарном исчислении - 15 лет 01 месяц 16 дней; в льготном исчислении -18 лет 06 месяцев 12 дней.
16.10.2017 г. истец в соответствии с приказом Курской таможни № 493-К от 12.10.2017 был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации.
В дальнейшем он проходил службу в таможенных органах Российской Федерации на различных должностях.
22.07.2021 г. на основании приказа Курской таможни № 328- Кот 28.06.2021 г. контракт с ним расторгнут, и он уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 3 пункта 2 статьи 48 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114- ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
При увольнении с занимаемой должности на пенсию по выслуге лет на основании приказа Курской таможни № 328-К от 28.06.2021 «Об увольнении ФИО», ему был произведен расчет выслуги лет, из которого истцу стало известно, что выслуга лет в таможенных органах Российской Федерации (Курская таможня) для назначения и выплаты пенсии на 22.07.2021 г. составляет: календарная -18 лет 10 месяцев 23 дня; в льготном исчислении - 02 года 11 месяцев 17 дней; всего - 21 год 10 месяцев 10 дней.
16.07.2021 г. в Курскую таможню ФИО было подано заявление, в котором просил: произвести расчет стажа службы (выслуги лет) в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с Приказом ФТС России от 06.08.2013 № 1473 «Об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации») Инструкцией об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации; предоставить расчет стажа службы (выслуги лет) в таможенных органах Российской Федерации.
13.08.2021 г. Курская таможня своим письмом № 22-72/12375 отказала произвести перерасчет выслуги лет.
Таким образом, в приказе Курской таможни № 328-К от 28.06.2021 «Об увольнении ФИО» при расчете общей выслуги службы не была зачтена выслуга лет в органах внутренних дел в льготном исчислении.
Так как истец увольнялся из МУ МВД России «Люберецкое» без права на пенсию, расчет выслуги лет для назначения пенсии не составлялся.
В соответствии с Приказом МУ МВД России «Люберецкое» от 14.01.2022 года № 8 л/с внесены изменения в приказ от 17.10.2016 года № 375 л/с в части установления выслуги лет ФИО, бывшего старшего оперуполномоченного ОЭБ и ПК МУ МВД России «Люберецкое», изложив в следующей редакции: «Выслуга лет на 17 октября 2016 года в календарном исчислении составляет: 15 лет, 01 месяц, 16 дней, в льготном исчислении 16 лет, 02 месяца 15 дней».
Из расчеты выслуги лет, а также послужного списка истца следует, что периоды службы ФИО с 01.11.2008 по 28.04.2009 в должности оперуполномоченный отделения по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией ОРЧ КМ (по линии БЭП) № 1 при УВД по Курской области; с 28.04.2009 по 01.06.2011 в должности оперуполномоченного ОРЧ КМ (по линии БЭП) № 1 (по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности) при УВД по Курской области; с 06.07.2011 по 12.12.2011 в должности оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции федеральных и региональных органах государственной власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ оперативно - разыскной части (экономической безопасности и противодействия коррупции) УМВД России по Курской области; с 19.12.2011 по 06.08.2012 в должности старшего оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции в федеральных, региональных органах государственной власти и управления и защите бюджетных средств отдела по противодействию коррупции и ОПГ управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курской области; с 06.08.2012 по 14.05.2013 в должности старшего уполномоченного в отделении по противодействию коррупции федеральных и региональных органах власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курской области; засчитаны ответчиком в календарном исчислении, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Как следует из письменных возражений ответчика, оснований для зачета вышеуказанных периодов службы в льготном исчислении не имеется, поскольку подразделения и должности, которые занимал истец, не поименованы в Перечне, утвержденном приказом МВД России от 24.09.2015 г. № 056.
В соответствии с п.19 приложения №4 к приказу МВД России от 24.09.2015 г. №056 «О некоторых вопросах исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на льготных условиях» в выслугу лет для назначения пенсии на соответствующих льготных условиях засчитываются периоды службы в отделах (отделениях, группах, направлениях) в составе управлений (отделов, отделений, групп) экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативно - розыскных частей (групп) экономической безопасности и противодействия коррупции, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности, в том числе, в должностях начальника отделения, старшего оперуполномоченного.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно из Положения об отделе по борьбе с коррупцией оперативно-розыскной части криминальной милиции (по линии БЭП) № 1 при УВД по Курской области от 2008 г., отдел осуществлял мероприятия по борьбе с коррупцией и в его задачи входило выявление, пресечение и раскрытие преступлений в установленной области оперативного обслуживания, по которым производство предварительного следствия обязательно; предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, имеющих особое общественное значение; непрерывному отслеживание изменений оперативной обстановки в сфере экономики и обеспечение своевременного реагирования на ее обострение и др. (п.5). В структуру отдела по борьбе с коррупцией ОРС №1 входит отделение по выявлению преступлений в органах власти и управления (п. 8). Функциями отдела являлись, в том числе, осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и разобщению организованных преступных групп и преступных сообществ, действующих в сфере экономики и имеющих коррумпированные связи в органах власти и управления (п. 25).
Согласно Положению об отделении по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией оперативно-розыскной части криминальной милиции (по линии БЭП) №1 при УВД по Курской области, утв. в 2008 г., основными функциями отделения являлись осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно; применение в этих целях гласных и негласных методов оперативно-розыскной деятельности, оперативно-технических и криминалистических средств; выявление в пределах компетенции угрозы в установленной области оперативного обслуживания; анализ оперативной обстановки и оценка поступающей информации в установленной области оперативного обслуживания; формирование областных оперативно-розыскных, криминалистических справочных учетов; проведение оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий, направленных на защиту законных интересов личности, общества и государства в установленной области оперативного обслуживания; осуществление взаимодействия и обмен оперативно-розыскной и иной информацией с подразделениями УВД по Курской области, органами внутренних дел Курской области; внесение предложений по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления Курской области, иных уполномоченных органов, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в установленной области оперативного обслуживания; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в установленной области оперативного обслуживания, принятие к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение проверок по поступившим обращениям и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях в установленной области оперативного обслуживания; ведение в установленном порядке дел оперативного учета и формирование негласного аппарата, оказывающего конфиденциальное содействие в установленной области оперативного обслуживания; предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, борьбы с которыми осуществляется отделением по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией ОРЧ № 1 в установленной области оперативного обслуживания; принятие в пределах компетенции мер по выявлению и устранению причин и условий способствующих совершению преступлений в установленной области оперативного обслуживания; осуществление оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по материалам отделения по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией ОРЧ № 1; осуществление ежемесячного анализа состояния экономической преступности и принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики и другие.
Аналогичные функции имели отделение по противодействию коррупции в федеральных, региональных органах власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ ОРЧ УМВД России по Курской области, отделение по противодействию коррупции в федеральных и региональных органах власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ УЭБиПК УМВД России по Курской области.
В должностные обязанности ФИО, как старшего оперуполномоченного отделения по выявлению преступлений в органах власти и управления отдела по борьбе с коррупцией ОРЧ КМ (по линии БЭП) №1 при УВД по Курской области входило, в том числе: выявлять и раскрывать преступления по линии обслуживания и другие преступления экономической направленности; в ходе оперативных мероприятий выявлять условия, способствующие совершению корыстных правонарушений на объектах обслуживания, и вносить предложения по их устранению; принимать участие в проводимых операциях и мероприятиях по линиям работы отдела; рассматривать письма, заявления и сообщения о преступлениях, принимать по ним решения в соответствии с действующим законодательством; подготавливать информации о результатах работы по обслуживаемому направлению; участвовать в организации и проведении занятий в системе служебной подготовки; проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимать к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики; персонально отвечать за сохранность сведений, составляющих государственную тайну и соблюдение режима секретности; организовывать и проводить в пределах своей компетенции оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирования террористических и экстремистских организаций, а также взаимодействовать с другими подразделениями ОВД и иными правоохранительными органами по выявлению лиц, вынашивающих планы на совершение террористических акций; осуществлять комплексные мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о причастности к финансированию терроризма и экстремизма.
В должностные обязанности ФИО как старшего оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции в федеральных, региональных органах власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ ОРЧ УМВД России по Курской области входило, в том числе: осуществление агентурно-оперативной деятельности; рассмотрение и проверка писем, заявлений и сообщений о преступлениях, выполнение работы по выявлению, раскрытию преступлений в сфере экономики, пресечению наиболее сложных по уголовному составу экономических и коррупционных преступлений, а также борьба с организованной преступностью, как по своей линии оперативного обслуживания, так и в других отраслях экономики.
В должностные обязанности ФИО как начальника отделения по противодействию коррупции в федеральных и региональных органах власти и управления отдела по противодействию коррупции и ОПГ УЭБиПК УМВД России по Курской области, входил личный контроль за работы отделения по противодействию коррупции в сфере экономики, принятие мер по сбору наиболее значимой оперативной информации для формирования материалов на заведение дел оперативного учета, личное ведение дел оперативного учета по документированию преступлений коррупционной направленности, осуществление оперативно-розыскной деятельности, организация и личное осуществление мероприятий по выявлению, раскрытию, профилактике преступлений, совершаемых или совершенных в федеральных и региональных органах власти и управления.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении спорных периодов службы в льготном исчислении, суд первой инстанции правильно указал, что в спорные периоды в должностные обязанности истца входило осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и разобщению организованных преступных групп (преступных сообществ), действующих в сфере экономики, пресечение наиболее сложных по уголовному составу экономических и коррупционных преступлений, принятие практических и организационных мер по борьбе с организованной преступностью, с учетом того, что должностные обязанности в спорные периоды были идентичны должностным обязанностям по занимаемым должностям в те периоды службы, которые засчитаны истцу в выслугу лет в льготном исчислении, как соответствующие приказу МВД России от 24.09.2015 г. №056.
В связи с чем, с учетом характера должностных обязанностей по борьбе с коррупцией и организованной преступностью спорные периоды службы в подразделениях экономической безопасности и по противодействию коррупции суд первой инстанции правильно указал, что периоды подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, не имеют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУ МВД России «Люберецкое» - без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 21.04.2023 года.
Председательствующий
Судьи