Решение по делу № 2-5967/2024 от 13.06.2024

Дело № 2-5967/2024

59RS0007-01-2024-006495-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06.08.2024                  город Пермь

Свердловский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Мангасарова Н.В.,

при ведении протокола секретарем Бабиной П.И.,

с участием помощника прокурора Раева Ю.А.,

с участием представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района Пермского края к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов с соблюдением действующих требований,

установил:

Прокурор октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в ответчику, АО «Пермский региональный оператор ТКО», с требованием обязать ответчика обеспечить вывоз ТКО с территории следующих населенных пунктов Октябрьского городского округа Пермского края: д. Адилева, д. Азимовка, с. Алмаз, д. Атнягузи, с. Басино, д. Бикбай, д. Биктулка, с. Бияваш, д. Верх-Бияваш, д. Верх-Ирень,д. Гольцево, с. Енапаево, п. Зуевский, с. Ишимово, д. Кашкина, п. Ключи, д. Козаки, д. Колтаева, д. Кошкина, с. Леун, д. Малый Сарс, д. Малый Тарт, с. Мостовая, д. Нижний Тесяк, д. Новопетровка, с. Петропавловск, д. Редькино, с. Русский Сарс, д. Самарова, д. Седяш, д. Сорокино, д. Тляково, д. Уразметьево, д. Усть-Арий, д. Усть-Саварово, д. Шараповка, в соответствии с требованиями п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов».

В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой Октябрьского района в ДД.ММ.ГГГГ года на основании анализа состояния законности проведена проверка деятельности АО «Пермский региональный оператор ТКО» в части соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На момент проведения проверочных мероприятий АО «Пермский региональный оператор ТКО» с администрацией Октябрьского городского округа Пермского края согласован и утвержден график вывоза ТКО децентрализованным способом с территории населенных пунктов Октябрьского городского округа Пермского края. В ходе проведенной проверки установлено, что периодичность вывоза ТКО с территории населенных пунктов Октябрьского городского округа Пермского края региональным оператором не соблюдается. График не соответствует установленным нормам и качеству коммунальных услуг, а также нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает права жителей данных домов, а также неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что является нарушением требований п. 11 СанПиН 2.1.3684-21. Нарушение законодательства при установлении в графике частоты вывоза мусора свидетельствует о том, что соответствующий график подлежит корректировке применительно к увеличению частоты вывоза ТКО.

Помощник прокурора по поручению Прокуратуры Пермского края,в судебном заседании требования иска поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

В письменном отзыве представитель ответчика указывает, что графики, время, место приема специально предназначенных емкостей при децентрализованном способе накопления определяются региональным оператором по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями. Децентрализованный способ накопления на территории Октябрьского городского округа применяется на период строительства контейнерных площадок. В письме от ДД.ММ.ГГГГ администрации Октябрьского городского округа сообщается, что уведомление о согласовании графиков вывоза ТКО децентрализованным способом с территории населенных пунктов размещалось на сайтах Октябрьского городского округа, а также было опубликовано в общественно-политической газете Октябрьского района от 21.12.2023 № 250. Предложения, возражения, замечания по согласованию графиков вывоза ТКО от жителей не поступали. Таким образом, процедура организации вывоза ТКО децентрализованным способом на территории Октябрьского городского округа соблюдена в соответствии с порядком № 09-п. Транспортирование ТКО на территории Октябрьского городского округа осуществляется в соответствии с согласованным графиком. В свою очередь региональный оператор не имеет возможности в одностороннем порядке внести изменения в указанный график, поскольку он подлежит согласованию с органом местного самоуправления и населением. Складирование ТКО при осуществлении децентрализованного вывоза осуществляется непосредственно в мусоровоз, без накопления ТКО. Таким образом, требования к периодичности транспортирования ТКО, установленные правилами № 354, обусловлены допустимыми сроками хранения несортированных ТКО согласно СанПиН и не применимы к децентрализованному способу вывоза ТКО.

Третье лицо, Муниципальное образование "Октябрьский городской округ" в лице Администрации Октябрьского городского округа Пермского края, в судебное заседание не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит по угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2016 № 1156.

Как следует из материалов дела, региональным оператором по обращению с ТКО в населенных пунктах расположенных в Октябрьском городском округе Пермского края является АО «Пермский региональный оператор ТКО».

В зону деятельности регионального оператора на территории Октябрьского городского округа Пермского края входят следующие населенные пункты: д. Адилева, д. Азимовка, с. Алмаз, д. Атнягузи, с. Басино, д. Бикбай, д. Биктулка, с. Бияваш, д. Верх-Бияваш, д. Верх-Ирень,д. Гольцево, с. Енапаево, п. Зуевский, с. Ишимово, д. Кашкина, п. Ключи, д. Козаки, д. Колтаева, д. Кошкина, с. Леун, д. Малый Сарс, д. Малый Тарт, с. Мостовая, д. Нижний Тесяк, д. Новопетровка, с. Петропавловск, д. Редькино, с. Русский Сарс, д. Самарова, д. Седяш, д. Сорокино, д. Тляково, д. Уразметьево, д. Усть-Арий, д. Усть-Саварово, д. Шараповка.

Управлением развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края согласованы графики децентрализованного вывоза ТКО в Октябрьском городском округе Пермского края (л.д. 15-65).

Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края утвержден постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п.

Рапортом помощника прокурора Октябрьского района ФИО5 установлено, что периодичность вывоза ТКО с территории населенных пунктов Октябрьского городского округа региональным оператором не соблюдается. График не соответствует установленным нормам и качеству коммунальных услуг, а также нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает права жителей данных домов, а также неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что является нарушением требований п. 11 СанПиН 2.1.3684-21. Нарушение законодательства при установлении в графике частоты вывоза мусора свидетельствует о том, что соответствующий график подлежит корректировке применительно к увеличению частоты вывоза ТКО (л.д. 70-73).

На основании решения заместителя прокурора Октябрьского района инициирована проверка деятельности АО «Пермский региональный оператор ТКО» в части проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, жилищного законодательства, на основании рапорта помощника прокурора ФИО5 (л.д. 68).

По результатам проверки деятельности АО «Пермский региональный оператор ТКО» установлены нарушения законодательства при установлении в графике частоты вывоза мусора, соответствующий график подлежит корректировке применительно к увеличению частоты вывоза ТКО. На основании чего необходимо направить исковое заявление о возложении на АО «Пермский региональный оператор ТКО» обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с территорий населенных пунктов Октябрьского городского округа Пермского края, что отражено в справке помощника прокурора Октябрьского района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77-80).

Из графика вывоза ТКО следует, что ответчиком АО «Пермский региональный оператор ТКО» осуществляется вывоз ТКО децентрализованным способом на территории населенных пунктов Октябрьского городского округа Пермского края два раза в неделю.

Подпунктом "а" п. 148(22) Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее –Правила №354) установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

Согласно п. 17 Приложения № 1 Правил № 354 требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза несортированных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.

Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных ТКО определены п. 11 СанПиН 2.1.3684-21.

График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования п.п. "а" п. 148(22) Правил № 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный п. 17 приложения № 1 к Правилам № 354.

Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Аналогичной позиции применения положений действующего законодательства также придерживается сложившаяся судебная практика, изложенная в частности в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2023 (п.15).

На основании приведенных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что в данном случае периодичность вывоза ТКО децентрализованным способом на территории Октябрьского городского округа Пермского края, в которые входят следующие населенные пункты: д. Адилева, д. Азимовка, с. Алмаз, д. Атнягузи, с. Басино, д. Бикбай, д. Биктулка, с. Бияваш, д. Верх-Бияваш, д. Верх-Ирень,д. Гольцево, с. Енапаево, п. Зуевский, с. Ишимово, д. Кашкина, п. Ключи, д. Козаки, д. Колтаева, д. Кошкина, с. Леун, д. Малый Сарс, д. Малый Тарт, с. Мостовая, д. Нижний Тесяк, д. Новопетровка, с. Петропавловск, д. Редькино, с. Русский Сарс, д. Самарова, д. Седяш, д. Сорокино, д. Тляково, д. Уразметьево, д. Усть-Арий, д. Усть-Саварово, д. Шараповка, не соответствовала требованиям пункта 17 приложения к Правилам N 354, а также требованиям пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21.

Факт нарушения периодичности вывоза ТКО является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Ответчиком, региональным оператором, не приняты меры к выполнению обязанностей по надлежащему сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО с территории вышеуказанных населенных пунктов.

При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.

В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН 5903153085) обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с территорий следующих населенных пунктов Октябрьского городского округа Пермского края: д. Адилева, д. Азимовка, с. Алмаз, д. Атнягузи, с. Басино, д. Бикбай, д. Биктулка, с. Бияваш, д.Верх-Бияваш, д. Верх-Ирень, д. Гольцево, с. Енапаево, п. Зуевский, с. Ишимово, д. Кашкина, п.Ключи, д. Козаки, д. Колтаева, д. Кошкина, с. Леун, д. Малый Сарс, д. Малый Тарт, с. Мостовая, д. Нижний Тесяк, д. Новопетровка, с. Петропавловск, д. Редькино, с. Русский Сарс, д. Самарова, д. Седяш, д. Сорокино, д. Тляково, д. Уразметьево, д. Усть-Арий, д. Усть-Саварово, д. Шараповка, в соответствии с требованиями п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»,    постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Взыскать с Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» (ИНН 5903153085) в доход местного бюджета 6 000 руб. в возмещение государственной пошлины.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                            Н.В. Мангасарова

Решение в полном объеме изготовлено 26.08.2024.

2-5967/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Октябрьского района Пермского края
Ответчики
АО "ПРО ТКО"
Другие
Муниципальное образование "Октябрьский городской округ" в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Мангасарова Надежда Владимировна
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
13.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2024Передача материалов судье
19.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее