Дело № 2а-207/2020
72RS0008-01-2020-000218-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Заводоуковск 12 мая 2020 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Дмитриевой М.Ю.,
при секретаре Турнаевой И.В.,
с участием прокурора Малышева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-207/2020 по административному исковому заявлению Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к К.Е.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «В»,
у с т а н о в и л:
Заводоуковский межрайонный прокурор (далее административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к К.Е.П. (далее административный ответчик о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «В». Требования мотивированы тем, что Заводоуковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что К.Е.П., ... года рождения, 10.04.2012 года выдано водительское удостоверение ... с разрешающими категориями «В». Между тем, в соответствии с информацией ГБУЗ ТО «Областная больница №12» (г. Заводоуковск) К.Е.П. состоит на учете у врача-нарколога с 03.04.2019 года с диагнозом: ..., в связи с чем у него имеются противопоказания к управлению всеми видами транспорта. Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ ТО «Областная больница №12» (г. Заводоуковск) у К.Е.П. имеются противопоказания к управлению транспортным средством. Таким образом, в ходе проверки установлено, что согласно последнему имеющемуся заключению о состоянии здоровья ответчика, он имеет противопоказания к управлению транспортным средством. Таким образом, К.Е.П. страдающий заболеванием: пагубное употребление психостимуляторов с вредными последствиями, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. ст. 23, 25, 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 г. №377 «О реализации закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», ст. 1079 ГК РФ, административный истец просит:
Прекратить действие права К.Е.П., ... года рождения на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения ... от 10.04.2012 в связи с ухудшением состояния его здоровья до получения заключения врачебной комиссии, подтверждающего отсутствие противопоказаний к вождению автомототранспортом.
Решение суда направить в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у К.Е.П.
Административный истец в лице Заводоуковского межрайонного прокурора Малышева С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик К.Е.П. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по адресу указанному в исковом заявлении: ..., также данный адрес является местом регистрации по месту жительства ответчика (л.д.11, 44). Вернувшийся почтовый конверт с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 44), свидетельствуют о том, что К.Е.П. не получает извещения по субъективным причинам, то есть по обстоятельствам, зависящим от него.
В силу разъяснений содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Таким образом, суд считает ответчика, учитывая также положения ст.100 КАС РФ, надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания по данному делу.
Представитель заинтересованного лица межмуниципального отдела МВД РФ «Заводоуковский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.43).
В соответствии с положениями ст. 100, 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и представителя заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский».
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Право на обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением предусмотрено и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре», если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится к таким Законам.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения настоящий Федеральный закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с п. п. 1, 6 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов ФЗ "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Статьей 23 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидата в водители и водителей транспортных средств.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, в который включены психические расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10- F16, F18, F19, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Судом установлено, что 10.04.2012 года К.Е.П. выдано водительское удостоверение ... на право управления транспортными средствами категории «В» со сроком действия до 10.04.2022 года (л.д.10).
Справкой ГИБДД от 23.03.2020 года, постановлением мирового судьи судебного участка №1 Заводоуковского судебного района от 10.04.2015 года (л.д.27, 28) подтверждается неоднократное привлечение ответчика к административной ответственности за совершение правонарушений по главе 12 КоАП РФ, в том числе по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.
Согласно заключению ВК №409 ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) (л.д. 9) К.Е.П., ... года рождения, состоит под наблюдением у врача нарколога с 03.04.2019 г. с диагнозом: .... Ему противопоказан допуск к управлению транспортным средством в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2014г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». По медицинским показаниям нуждается в дальнейшем наблюдении и лечении у врача психиатра-нарколога в соответствии с пр. №1034-н.
Из представленной справки ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) от 29.01.2020 года, от 23.03.2020 года (л.д. 8, 26), установлено, что К.Е.П., ... года рождения, состоит под наблюдением у врача нарколога с 03.04.2019 г. с диагнозом: ....
Согласно пп.2 п.12 Приложения №2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2015 года № 1034-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психооктивных веществ» (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 года №41495), решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Согласно положениям вышеназванного Порядка, для подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания необходимо диспансерное наблюдение.
Доказательств, подтверждающих установление стойкой ремиссии, административный ответчик не предоставил.
Между тем, наличие данного диагноза является противопоказанием к вождению автотранспортных средств.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку действие специального права, в данном случае наличие права у К.Е.П. на управление транспортными средствами, противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с нормами международного права, требования Заводоуковского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ, ст. 333.19 ч.1 п.3 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к К.Е.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «В», удовлетворить.
Прекратить действие права К.Е.П., ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения ... от 10.04.2012 г. до получения заключения врачебной комиссии, подтверждающего отсутствие противопоказаний к вождению автомототранспортом.
Копию решения направить в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у К.Е.П.
Взыскать с К.Е.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья М.Ю. Дмитриева
Мотивированное решение составлено 15.05.2020 года.