Решение по делу № 21-228/2022 от 31.10.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД: 04RS0021-01-2022-003801-92

Судья Наумова А.В.

Дело №21-557/21 пост.11.11.2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

13 декабря 2021 года                                г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио. министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Булнаева Д.Г.на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 сентября 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (Минимущества РБ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио. начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 26 июля 2022 года Минимущетсва РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 сентября 2022 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Минимущества РБ - без изменения.

Врио. министра Булнаев Д.Г. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание представитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП по РБ, заинтересованное лицо ФИО6 в лице опекуна ФИО7, будучи извещеннымнадлежащимобразомо времени и месте судебного заседания, не явились. ФИО7 ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Минимущества РБ по доверенности Симонова О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила решение отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Министерства имущественных и земельных отношений РБ к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ послужило то, что учреждение без уважительной причины не выполнило законное требование судебного пристава-исполнителя от 23 марта 2022 г. об исполнении решения Советского районного суда г. Улан-Удэ о предоставлении ФИО6 в лице законного представителя ФИО7жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении жалобы и оставляя постановление по делу об административном правонарушении без изменения, судья районного суда исходил из того, что в действиях Минимущества РБ имеется состав вмененного административного правонарушения, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены должником в установленный срок, при этом принятые меры заявителем во исполнение исполнения требования, совершены за пределами срока, установленного судебным приставом-исполнителем.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он является преждевременным.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 указанной статьи определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности только в случае, если будет установлено, что он не выполнил требования исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.

Применительно к исполнительному производству, возбужденному в отношении Минимущества РБ, административным органом должно быть доказано, что министерство имело в своем распоряжении свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда, либо в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока могло в полном объеме осуществить процедуру приобретения специализированного жилья и передать это жилье взыскателю.

В соответствии со статей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) обюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25.08.2011 №615-р утвержден порядок разработки проекта закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, вносимого в Народный Хурал Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия.

Согласно данному порядку, главный администратор средств республиканского бюджета оформляет бюджетную заявку с приложением документов, подтверждающих обоснованность сумм расходов. После согласования с курирующим заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия - Председателем Правительства Республики Бурятия и (или) Первым заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия на основании бюджетных заявок разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Проект закона вносится в Народный Хурал Республики Бурятия, который рассматривает его в соответствии с Законом Республики Бурятия от 19.06.1996 №321-1 «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия».

Таким образом, Минимущество РБ самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете, и обеспечение финансирования Минимущества РБ, в том числе для исполнения возложенного обязательства по предоставлению жилого помещения зависит не только от Минимущества РБ, но и от других органов исполнительной и законодательной власти.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закупка товаров, работ и услуг в целях для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании указанных норм, учитывая, что в реестре республиканского имущества на момент решения вопроса о привлечении к административной ответственности Минимущество, отсутствовали жилые помещения свободные от прав и регистрации по месту жительства третьих лиц, Минимущество РБ может приобрести жилое помещение только путем проведения торгов, что займет определенное время.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование Минимущества РБ осуществляется за счет средств бюджета республики, а исполнение решений суда возможно на основании государственного контракта на приобретение жилого помещения, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного срока решения суда об обеспечении ФИО9 жилым помещением было невозможно вследствие объективных обстоятельств.

В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и приведенные в ходе производства по делу доводы предметом проверки и исследования судьей районного суда не являлись, оставлены без внимания и правовой оценки.

Сведений о том, что у Минимущества РБ на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения имелась реальная возможность исполнить решение суда, материалы дела не содержат.

Также суду представлены документы, доказывающие, что заявителем предпринимались необходимые меры для исполнения решения суда, в том числе:

письмо Минимущества РБ от 09.06.2022 г. о направлении в Министерство финансов Республики Бурятия финансовую оценку на исполнение судебного производства с указанием суммы денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения;

письмо Минимушества РБ от 11.07.2022 г. о направлении запроса в ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» о наличии жилого помещения для исполнения судебного решения. Данные учреждения указали об отсутствии такого помещения;

письмо от 27.07.2022 г. о повторном направлении в Министерство финансов Республики Бурятия информация о наличии исполнительных производств, в том числе об обязании Минимущества РБ предоставить жилое помещение Ванчиковой Д.А., финансирование, которых осуществляется из бюджета Республики Бурятия;

письмо от 30.09.2022 г. о направлении предложения по увеличению объемов бюджетных ассигнований на 2023 г. с пояснительной запиской;

переписка с АО «СЗ Ипотечная корпорация РБ» о приобретении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эти документы подтверждают, что Минимущество РБ не бездействовало, а принимало меры к разрешению проблемы в рамках предоставленных полномочий.

В настоящее время, согласно пояснениям представителя Минимущество вопрос будет решен положительно.

Отсутствие виновного поведения не дает основания для привлечения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия к административной ответственности, в связи с чем, решение судьи районного суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях Минимущества РБ состава административного правонарушения.

Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установленные обстоятельства, свидетельствуют о том, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами.

Принимая во внимание изложенное, вина Минимущества РБ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 сентября 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Судья                                        М.В. Ихисеева

21-228/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Ихисеева Мария Викторовна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
31.10.2022Материалы переданы в производство судье
01.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2023Дело оформлено
17.01.2023Дело передано в экспедицию
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее