Дело №2-2078/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
08 октября 2020 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики ФИО4 в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики ФИО4, третьи лица Совет ФИО4 Республики ФИО4, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики ФИО4, ФИО2, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики ФИО4, Межведомственная комиссия по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, иным архитектурно – строительным вопросам о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное жилое помещение,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в Центральный районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики ФИО4, в уточненной редакции которого от 14.09.2020г. просил обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО3 в собственность, вне очереди благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, ФИО4 находящееся в черте <адрес>, мотивируя требования тем, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами администрации <адрес> требований жилищного законодательства.
Проверкой установлено, что ФИО3 проживает в <адрес> в <адрес>, которая принадлежит ему на основании договора купли-продажи <адрес> от 31.05.2002г.
В ходе проверки также установлено, что согласно акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 14.03.2016г. вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным, в связи с чем, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он признан аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, вопреки требованиям действующего законодательства должностными лицами администрации <адрес> до настоящего времени ФИО3 не предоставлено иное жилое помещение по договору социального найма.
В суд поступило заявление от помощника прокурора <адрес>, в которой последний поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> Республики ФИО4 в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо ФИО2, а также представитель третьего лица Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО4 в судебное заседание также не явились, предоставили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц - МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, Совета ФИО4 Республики ФИО4, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4, МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Межведомственной комиссии по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, иным архитектурно-строительным вопросам Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.
Суд, исследовав письменные материалы дела в совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что 06.09.2018г. к Прокурору <адрес> Республики ФИО4 обратился ФИО3 с заявлением о принятии мер реагирования.
Согласно договора купли-продажи квартиры от 31.05.2002г., реестровый номер № ФИО3 принадлежит на праве собственности квартира, жилой площадью 12,2 кв.м, что также подтверждается сообщением ФГУП РК «ФИО4 БТИ» в городе Симферополе от 04.02.2019г.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости общая площадь вышеуказанной квартиры составляет 21,6 кв.м.
Истец в вышеуказанной квартире проживает и зарегистрирован с 18.03.2014г., что подтверждается сообщением Управления по вопросам миграции МВД по Республики ФИО4 от 25.12.2018г.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным, в связи с чем, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации <адрес> № от 27.06.2016г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации <адрес> от 09.04.2019г. № внесены изменения в вышеуказанное постановление № от 27.06.2016г., установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 2 и ч.ч. 1 и 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32. 86. частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений частей. 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ Советом ФИО4 Республики ФИО4 принято постановление № «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики ФИО4», согласно которому, с учетом постановления Совета ФИО4 Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Совета ФИО4 Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №», - срок реализации программы 2018-2019 годы.
Органы местного самоуправления обеспечивают принятие правовых актов, в которых указываются:
а) перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории муниципального образования;
б) условия изъятия жилых помещений у собственников и условия переселения граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в аварийных многоквартирных домах;
информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в Программе;
предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках, предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;
определение площадок для строительства нового жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов и их инженерная подготовка;
определение инвесторов-застройщиков жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;
формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации и обеспечение технологического присоединения к объектам инженерной инфраструктуры;
заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;
формирование целевых показателей в разрезе соответствующего муниципального образования (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства или приобретения по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;
выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;
организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов;
очередность и сроки сноса аварийных многоквартирных домов.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 указано, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно пояснениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО4 с 2019 года мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда реализуются в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».
Из ранее поданных пояснений представителя ответчика следует, что мероприятия по реализации подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики ФИО4» проводятся администрацией, собственникам многоквартирного дома направлены уведомления, о том, что дом признан аварийным.
Вместе с тем, фактически собственника жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> не информировали о том, что дом признан аварийным, также не информируют о проделанной работе по переселению лиц из данного многоквартирного дома, каких-либо иных сведений ответчиком суду не представлено и материалы дела не содержат. Квартира №, расположенная в <адрес> в <адрес>, принадлежит ФИО3, постановлением администрации <адрес> № от 27.06.2016г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
То обстоятельство, что вышеуказанный многоквартирный дом на основании постановления Совета ФИО4 Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Республики ФИО4 из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025», из содержания которой усматривается, что реализация указанной Программы переселения для городского округа Симферополь запланирована на 2023 – 2024 года не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
В результате обследования, проведенного ООО "Спецстрой", установлено, что состояние строительных конструкций здания в целом следует оценить как недопустимое (категория технического состояния строительной конструкции и здания и сооружения в целом, характеризующееся значительным снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик из-за возникших дефектов и повреждений, при котором существует возможность разрушения конструкции и опасность для пребывания людей и сохранности оборудования).
Бездействие со стороны администрации <адрес> Республики ФИО4 в части непринятия мер по переселению истца из аварийного жилья подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые ничем не опровергнуты бездействие администрации <адрес> нарушает жилищные права, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с чем, считает необходимым иск удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь cт.cт. 59,60,67,71,98, 194- 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> Республики ФИО4 предоставить ФИО3 в собственность благоустроенное жилое помещение, равнозначное по площади занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>, находящееся в черте населенного пункта <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики ФИО4 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья: