Дело № 12-43/2015
РЕШЕНИЕ
город Верхняя Салда 24 августа 2015 года
Судья Верхнесалдинского городского суда Свердловской области Адамова О.А.,
рассмотрев жалобу М.В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, зарегистрированного и проживающего <адрес>, работающего генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника отдела по координации и контролю деятельности управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу У.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № .... должностному лицу – генеральному директору общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» М.В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, М.В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
В обоснование жалобы заявитель указал, что все счета ООО «<данные изъяты>» в кредитных организациях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были арестованы и на них обращены взыскания судебными приставами и налоговой инспекцией. Таким образом, предприятие не имело возможности соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено административное наказание по ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно своевременно внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал ХХХХ года, что исключает административную ответственность юридического лица – ООО «<данные изъяты>» и, соответственно, исключает ответственность должностного лица – генерального директора. В Постановлении Росприроднадзора указано, что на расчетные счета предприятия поступали денежные средства по заключенным договорам и у ООО «<данные изъяты>» имелась прибыль от основной деятельности, предприятие могло внести плату за негативное воздействие частично и поэтапно. Однако, согласно представленной ООО «<данные изъяты>» бухгалтерской отчетности за ХХХХ-ХХХХ г.г., за ХХХХ г. чистый убыток предприятия составил <данные изъяты> руб., за ХХХХ г. – <данные изъяты> руб., то есть прибыли не имелось. Денежные средства на счета предприятия поступали, но использовать их для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду единовременно либо частично и поэтапно не было возможности, поскольку счета были арестованы, поступающие на них средства списывались в бесспорном порядке по имеющимся исполнительным документам судебных приставов и налоговой инспекции. Существенной угрозы охраняемым общественным отношениям причинено не было, реальный ущерб отсутствует, нарушение было устранено ООО «<данные изъяты>» при первой возможности, ДД.ММ.ГГГГ предприятие своевременно внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал ХХХХ года, что свидетельствует о малозначительности правонарушения.
В судебное заседание заявитель М.В.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.<данные изъяты>), об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что дает судье право на основании п.2 ч.1 ст.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья находит обжалуемое постановление законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежащим.
В соответствии с п.8 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Административная ответственность по ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух – вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
В силу ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.д.).
Форма Расчета платы и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетный периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Как усматривается из материалов дела, основными видами деятельности ООО «<данные изъяты>» являются: производство чугуна и доменных ферросплавов; продуктов прямого восстановления железной руды; стали; стального проката горячекатаного и кованного; холоднокатаного плоского проката без защитных покрытий и с защитными покрытиями; чугунных труб и литых фитингов; производство стальных труб и фитингов; холоднокатаных узких полос и лент; производство гнутых стальных профилей; стальной проволоки; производство железных порошков, прочей металлопродукции из стального проката, не включенной в другие группировки; прочих цветных металлов, производство стальных отливок: отливок из прочих цветных металлов; строительных металлических конструкций; оптовая торговля рудами цветных металлов; оптовая торговля черными металлами в первичных формах.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу проведена проверка своевременности внесения ООО «<данные изъяты>» платы за негативное воздействие на окружающую среду, по результатам которой на основании служебной записки начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования В.П.Р. определением от ДД.ММ.ГГГГ № .... в отношении должностного лица М.В.А. было возбуждено дело об административном правонарушении по факту несвоевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проведенного административного расследования установлено, что производственная деятельность ООО «<данные изъяты>» связана с непосредственной эксплуатацией источников выбросов и непосредственным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Количество загрязняющих веществ, выброшенных ООО «<данные изъяты>» в атмосферу (фактические объемы выбросов), составило во 2 квартале ХХХХ года от <данные изъяты> источников выбросов в атмосферный воздух - <данные изъяты> тонн с фактическими выбросами загрязняющих веществ: железа окись - <данные изъяты>, марганец и его соединения -<данные изъяты>, азота диоксида - <данные изъяты>, сажа - <данные изъяты>, ангидрид сернистый (серы диоксид) - <данные изъяты>, углерода оксид - <данные изъяты>, углеводороды предельные С12-С19 - <данные изъяты>, взвешенные вещества - <данные изъяты>, пыль неорганическая (шамот, цемент) - <данные изъяты>, пыль абразивная (корунд белый, монокорунд) - <данные изъяты>.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал ХХХХ года должна была быть внесена ООО «<данные изъяты>» не позднее <данные изъяты> числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарный квартал), то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятием произведено ДД.ММ.ГГГГ, что составило <данные изъяты> дня просрочки установленного срока.
Согласно расчету платы за 2 квартал ХХХХ года, за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитные выбросы от стационарного объекта, за размещение отходов, за выбросы от передвижного объекта, за сбросы в водный объект уплате подлежит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В соответствии с платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № .... плата за 2 квартал ХХХХ года в установленный законом срок, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не была внесена.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» нарушен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557.
На основании приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ № .... лс, протокола заседания Совета директоров ООО «<данные изъяты>», решения единственного участника ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ....-к «О вступлении в должность генерального директора», Устава ООО «<данные изъяты>», М.В.А. является генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», осуществляет руководство Обществом как юридическим лицом и несет всю полноту ответственности за его деятельность.
В связи с этим на основании ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» М.В.А. подлежит административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на него должностных обязанностей.
Данные противоправные действия должностного лица, связанные с нарушением срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение условий и сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду к категории длящихся правонарушений не относится, его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по внесению средств и завершенностью в момент осуществления операции. Правонарушение окончено в момент совершения оплаты конкретным платежным поручением.
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения не оспаривается самим заявителем и подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении № .... от ДД.ММ.ГГГГ, справками о количестве загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, за второй квартал ХХХХ года; расчетом платы за 2 квартал ХХХХ года, платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № .....
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
По мнению судьи, несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям, поскольку совершенное М.В.А. правонарушение затрагивает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и посягает на установленный государством компенсационно-возмездный порядок в сфере охраны окружающей среды.
Обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом рассматривать дела о таких административных правонарушениях. Постановление соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено в размере санкции ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника отдела по координации и контролю деятельности управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу № ...., вынесенное ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» М.В.А., оставить без изменения, а жалобу М.В.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья О.А.Адамова