Судья Лемешко А.С. Дело № 92RS0004-01-2021-002183-42
(номер производства по делу Производство № 21-33/2022
в суде первой инстанции
12-237/2021)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
4 февраля 2022 г. город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Орлова Светлана Васильевна, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Скурского С.Г., представителей административного органа – А.Т., К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Листригоны» (далее – ООО «Листригоны») Скурского С. Г. на решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 г., вынесенное по жалобе директора ООО «Листригоны» Скурского С. Г., и на постановление о назначении административного наказания № 112/13/2021 от 19 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
решением судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 г. постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Н.С. № 112/13/2021 от 19 марта 2021 г. в отношении директора ООО «Листригоны» Скурского С.Г. о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Листригоны» Скурского С.Г. – без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, Скурский С.Г. подал в Севастопольский городской суд жалобу, в которой, с учетом представленных в судебном заседании дополнений, просит состоявшийся судебный акт, а также постановление должного лица административного органа отменить ввиду их незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указывает, что согласно решению судьи Нахимовского районного суда города Севастополя, оставленному без изменения решением судьи Севастопольского городского суда от 13 ноября 2020 г., установлено, что земляные работы, выполняемые ООО «Листригоны» по террасированию оползня на принадлежащем Г.Е. земельном участке по адресу: <адрес> не являются добычей полезных ископаемых и не требуют получения лицензии. Считает, что протокол и постановление об административном правонарушении составлены в отношении директора ООО «Листригоны» безосновательно, поскольку названное предприятие на указанном земельном участке не ведет каких-либо работ, а выполнение якобы незаконных работ осуществляется другими предприятиями. В обоснование жалобы также ссылается на судебные акты, принятые судьями Гагаринского районного суда города Севастополя, Нахимовского районного суда города Севастополя, Арбитражного суда города Севастополя, которыми, по мнению заявителя, установлено, что ООО «Листригоны» не осуществляло пользование недрами в понимании статьи 6 Закона о недрах, а осуществляло земляные работы на находящемся в собственности Г.Е. земельном участке, направленные на террасирование и противоаварийные мероприятия по сохранению земельного участка и предотвращению экзогенного процесса на <адрес>, в связи с чем получение лицензии не требовалось. Указанные земляные работы проводились исключительно с целью последующего ведения хозяйственной деятельности на указанном участке. При этом для выполнения противоаварийных и берегоукрепительных мероприятий ООО «Листригоны» имеет все необходимые разрешительные документы. В частности, согласно проекта организации строительства СВ 01-018-07 ПОС от 7 мая 2018 г., проекта производства работ и фактически выполненным земельным работам ни на одной из пяти террас глубина проводимых земляных работ не превышает 5 метров, ширина террас составляет не менее 25 метров, что не затрагивает водоносные горизонты. Из информационного письма ГБУ <данные изъяты>» от 25 мая 2018 г. № 54 следует, что месторождения подземных вод, твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья на территории земельного участка отсутствуют. Каких-либо достоверных и объективных доказательств того, что извлеченная обществом горная масса относится к полезным ископаемым, а ООО «Листригоны» реализовывал либо иным образом отчуждал гравий для целей, не связанных с проводимыми берегоукрепительными работами в интересах собственника земельного участка, материалы дела не содержат. По результатам проведенной в период с 30 декабря 2020 г. по 29 января 2021 г. природоохранным прокурором города Севастополя проверки законности ведения земляных работ <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером №, замечаний не выявлено. Кроме того, указывает на то, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ, что также исключает производство по данному административному делу.
Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Скурский С.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к ней.
Представители административного органа, считая вынесенные по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными, просили в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на указанную жалобу.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Субъектом административного правонарушения является физическое, должностное либо юридическое лицо, на которое в соответствии с законом или иным правовым актом возложена обязанность по соблюдению установленных требований при осуществлении подлежащей лицензированию деятельности.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
Согласно статье 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Частью 1 статьи 9 Закона о недрах предусмотрено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии) (часть 5 статьи 9 Закона о недрах).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 11 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Скурского С.Г. к административной ответственности), предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами относится к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр (часть 1 статьи 23 Закона о недрах).
Таким образом, добыча полезных ископаемых допускается исключительно при наличии соответствующей лицензии предоставляющей право на добычу полезного ископаемого.
Как следует из материалов дела, 11 января 2021 г. в 11 часов 10 минут в ходе рейдового мероприятия, специалистами Севприроднадзора на не огражденной территории земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенного в водоохранной зоне Черного моря, установлено следующее.
На вышеуказанном земельном участке, организована распланированная площадка в результате проведения земляных работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, имеются следы проведения работ крупногабаритной автотехники. Территория данного земельного участка не имеет твердого покрытия, не имеет специально оборудованных площадок с твердым покрытием, а также дорог общего пользования.
При визуальном осмотре на данном участке по адресу: <адрес>, выявлено наличие специализированной сортировочной установки «Грохот». На момент рейдового мероприятия сортировочная установка «Грохот» эксплуатировалась. Осуществлялся процесс сортировки изъятого на указанном земельном участке и складированного в виде навалов в районе установки «Грохот» грунта (горной массы) со значительным содержанием общераспространенных полезных ископаемых – гальки, гравия на отсев дробления.
Вблизи установки «Грохот» выявлены насыпи конусовидной формы гальки и гравия, отсортированных по фракциям различной величины, а также отсева дробления. В границах распланированной территории также складированы навалы грунта со значительным содержанием общераспространенных полезных ископаемых (гальки, гравия) отсева дробления, гальки и гравия.
На территорию распланированной площадки земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>, заезжает пустой крупногабаритный транспорт (самосвалы), на который в момент рейдового мероприятия осуществляется погрузка общераспространенных полезных ископаемых (гальки, гравия) с последующим транспортированием на строительную площадку объекта «Полный комплекс работ по строительству водозабора на <адрес> с очистными и инженерными сооружениями и водосбросом на <адрес>».
По выявленному факту 13 января 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении № 3/13/2021 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и проведено административное расследование.
По результатам административного расследования установлено: земельному участку по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый №; собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является гражданка Г.Е. на основании государственного акта серии ЯИ № на право собственности на земельный участок площадью 146539 кв.м, о чем в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя внесена запись регистрации от 15 декабря 2009.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок (раздел 4.1) имеется запись о наличии зоны с особыми условиями использования территорий №.00.2.19 – водоохранная зона, а также об ограничениях права использования на данный земельный участок, а именно запрещено: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта.
Пользование земельным участком осуществляет ООО «Листригоны» в лице директора Скурского С. Г..
11 января 2016 г. между Г.Е. и ООО «Листригоны» заключен договор о сотрудничестве (партнерстве) №, по которому стороны договорились о совместном рациональном освоении и эксплуатации земельного участка с кадастровым номером №.
В силу условий указанного договора ведение общих дел возлагается на ООО «Листригоны» (п. 1.2); ООО «Листригоны» с согласия Г.Е. имеет право распоряжаться грунтом, образовавшимся в результате проведения подготовительных земляных работ в соответствии с Проектом на ее земельном участке (п. 1.3); стороны обязуются осуществлять совместные действия в указанной сфере с целью реализации общих интересов и достижения совместных целей извлечения прибыли (дохода), для достижения указанных целей стороны обязуются совместно и согласовано совершать необходимые фактические и юридические действия, совместное несение бремени расходов и убытков от общего дела и распределения между собой полученных результатов по итогам сотрудничества (п. 1.4). Предметом указанного договора является совместное и согласованное сотрудничество в сфере рационального освоения и эксплуатации принадлежащего Г.Е. земельного участка с целью получения сторонами прибыли в результате выполнения Проекта по строительству и эксплуатации ЭКО-деревни и по строительству и комплексной эксплуатации рекреационной и жилой инфраструктуры берегоукрепительных сооружений.
В соответствии с разделом 1.3.2 «Инженерно-геологические условия» Проекта производства работ по устранению экзогенных процессов в комплексе работ подготовительного периода строительства по адресу: <адрес>, шифр ПСВ 01-018-07ППР (далее – Проектная документация) в пределах территории участка распространены алевритистые глины и алевриты с прослоями песчано-гравийно-галечных грунтов, а также мелко-галечных конгломератов на карбонатно-глинистом цементе. На глубине 29,0 метров залегает водоносный горизонт, развиты в прювеальных галечниках и песчано-глинистых отложениях с промежуточными водоупорами. Общий перепад высот от водораздельного плато до уреза моря составляет 56-58 метров. Часть земельного участка в данной Проектной документации отмечена как первая терраса с отметкой 40,54 метров над уровнем моря и должна быть разработана до отметки 33 метра над уровнем моря. В соответствии с настоящей Проектной документацией предусмотрено выполнение на вышеуказанном земельном участке земляных работ глубиной до 40,3 метров.
Таким образом, проведение работ предусмотрено путем углубления на 7,54 метров. Оставшаяся часть указанного земельного участка вдоль береговой полосы Черного моря подлежит террасированию путем проведения углубительных земляных работ по еще пяти террасам с углублением от 7,7 м до 18,5 метров, в зависимости от террасы, тогда как в соответствии со статьей 19 Закона о недрах пользование недрами для собственных нужд возможно при проведении работ глубиной до 5 метров.
В рамках административного расследования 10 февраля 2021 г. проведен отбор проб грунта на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый №) с целью проведения экспертизы грунта на наличие общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно экспертному заключению (исх. №68 от 11 марта 2021 г.) грунт в границах земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый №) представляет собой песчано-гравийные породы, содержащие 83,73% гравия из общего объема.
Распоряжением Минприроды России № 10-р и Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. № 192-РП утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по городу Севастополю. Согласно данного перечня к общераспространенным полезным ископаемым относятся, в том числе, гравий, галька, валуны, глины, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные породы.
Согласно письму ООО «Листригоны» от 29 декабря 2020 г. № 29/12/20 на земельном участке проводятся земельные работы, террасирование и противоаварийные мероприятия по сохранению земельных участков силами ООО «<данные изъяты>».
29 апреля 2019 г. ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>» заключили между собой договор подряда № 2/29-04/19 на проведение земельных работ, террасирования и противоаварийных мероприятий по сохранению земельных участков, сооружений, зданий и предотвращению экзогенного процесса на <адрес> по кадастру Ялтинской ИГиГ партий (далее – Договор подряда), по которому ООО «<данные изъяты>» (подрядчик) принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке грунта под организацию строительства «цеха по хранению сельскохозяйственной продукции» на вышеуказанном земельном участке Г.Е. При этом, работы должны соответствовать требованиям постановления Правительства Севастополя № 950-ПП от 19 декабря 2017 г., Градостроительного плана земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключению СИНЭКО об оползневой опасности в районе аэропорта «Бельбек» от 23 июля 2002 г. № 2307/01, проекту организации строительства и террасирования 01-018-07 ПОС, проекту производства работ ПСВ 01-18-07 ППР, и разрешительной документации на проведение указанных работ (п. 1.1).
ООО «Листригоны» в лице директора Скурского С.Г. является заказчиком указанных работ. Согласно п. 4.2.1 части 4.2. «Обязательства заказчика» данного Договора подряда заказчик принимает на себя обязательства предоставить подрядчику надлежащим образом заверенные копии Проектной документации, необходимых лицензий, разрешений на разработку объекта и другую документацию, необходимую для производства работ по настоящему договору. Таким образом, ответственным за оформление необходимых разрешительных документов, лицензий, является директор ООО «Листригоны» Скурский С.Г.
Согласно условиям п.п. 2.2, 2.3, 2.4 данного Договора подряда, на основании Протокола измерений ГАУ РК «ЦЛАТИ» № 1558/3593-6 от 5 сентября 2018 г. стороны установили, что в разрабатываемый грунт, не загрязненный опасными веществами, состоит из: грунт – 78,74 %, камни – 13,34% и растительные остатки – 7,92%; грунт и растительные остатки (за исключением плодородного слоя почвы), полученные в результате сортировки, не содержащие полезных ископаемых (в т.ч. общераспространенных полезных ископаемых), образовавшиеся в результате землеройных работ при исполнении договора являются собственностью подрядчика. Объем указанного грунта оценивается по результатам учета фактически полученного грунта; камни (галька, галечниковый грунт, иные смеси, содержащие общераспространенные полезные ископаемые), полученные в результате сортировки и переработки, проводимой подрядчиком, являются собственностью заказчика, используются для его собственных нужд, и подлежат возврату подрядчиком на земельный участок в полном объеме в качестве материала для опорных стен, а также бетона для проведения берегоукрепительных работ. Объем оценивается по результатам учета при сортировке материала.
16 сентября 2020 г. ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО <данные изъяты>» заключили между собой Договор подряда № 3/16-9/20 на выполнение работ по разработке грунта под организацию строительства «цеха по хранению сельскохозяйственной продукции» на земельном участке (кадастровый №), расположенном по адресу: <адрес>, срок действия до 31 декабря 2021 г. Согласно п. 4.2.1 части 4.2. «Обязательства заказчика» данного Договора подряда заказчик принимает на себя обязательства предоставить подрядчику надлежащим образом заверенные копии Проектной документации, необходимых лицензий, разрешений на разработку объекта и другую документацию, необходимую для производства работ по настоящему договору. Таким образом, ответственным за оформление необходимых разрешительных документов, лицензий, является директор ООО «Листригоны» Скурский С.Г.
Условия приведенных выше договоров свидетельствуют о том, что последние были заключены сторонами с целью извлечения прибыли, при этом, полученные из грунта в результате переработки, а именно при производстве, общераспространенные полезные ископаемые (гравий, галька) переходили в собственность ООО «Листригоны».
В письме от 29 декабря 2020 г. № 29/12/20 ООО «Листригоны» указывает, что грунт, образовавшийся при проведении земляных работ, изымаемый при террасировании, состоит из 78,74% грунта, 13,34% песчано-гравийной смеси (ПГС), 7,92 % плодородного слоя и растительных остатков.
Согласно техническим условиям ТУ 08.12.12-001-19349194-2019 от 10 ноября 2019 г., разработанным и утвержденным ООО «<данные изъяты>», на грунт, образовавшийся в результате землеройных работ по террасированию на земельном участке по адресу: <адрес>, содержащий гравий (гальку) допускается просеивать на инерционных грохотах для извлечения гравия (гальки) как отдельного вторичного материала. Данные работы проводятся на территории указанного земельного участка с целью гарантированного учета объемов переработанного щебня с помощью электронного учета на специально установленных на территории участка электронных весах и контролируется как со стороны ООО «<данные изъяты>», так и со стороны ООО «Листригоны».
Таким образом, гравий и галька, являясь компонентом недр (общераспространенными полезными ископаемыми), добытых путем переработки (просеивания) извлекаемого при земляных работах грунта – определена как продукция в виде вторичного материала, пригодная для дальнейшей реализации.
Согласно письму ООО «Листригоны» от 29 декабря 2020 г. №29/12/20 по заказу ООО «Листригоны» в соответствии с договором генеральный подрядчик ООО «<данные изъяты>» с 23 октября 2020 г. по 11 ноября 2020 г. осуществил разгрузку головной части оползня на земельном участке с кадастровым номером № в объеме 100 тысяч тонн и вывез данный грунт на территорию строительства очистных сооружений водозабора города Севастополя, проводимого ООО «<данные изъяты>» в соответствии с договором.
Между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен Договор на поставку и передачу в собственность товара партиями в целях реализации государственного контракта от 26 октября 2020 г. № 2021187377332554164000000 по объекту «Полный комплекс работ по строительству водозабора на р. Бельбек с очистными и инженерными сооружениями и водосбросом <адрес>».
Согласно техническим условиям ТУ 08.12.12-001-42567413-2020 от 24 апреля 2020 г., разработанным и утвержденным ООО «<данные изъяты>», на грунт, образовавшийся в результате землеройных работ по террасированию на земельном участке по адресу: <адрес> содержащий общераспространенные полезные ископаемые гравий (гальку) ООО «<данные изъяты>» предоставлен паспорт качества продукции на ПСГ фракции 1-20 мм с датой отгрузки 13 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г.
Согласно письму ООО «<данные изъяты>», поступившему в Севприроднадзор ДД.ММ.ГГГГ, ООО «<данные изъяты> осуществляло поставку ООО «<данные изъяты> грунта, ПГС в соответствии с подписанными универсально-передаточными документами (УПД), в которых указан объем поставки.
Согласно служебной записке ООО «Листригоны» и ООО «<данные изъяты>», поступившей в Севприроднадзор из Правительства Севастополя (вх. № 27277/01-01-02.1-38/01/20 от 16 ноября 2020 г.) силами ООО «<данные изъяты>» по заказу ООО «Листригоны» в период с 23 октября 2020 г. по 12 ноября 2020 г. произведены земельные работы на вышеуказанном земельном участке и произведен вывоз грунта в объеме 100 тысяч тонн по договору на территорию строительства очистных сооружений водозабора города Севастополя, проводимого ООО «<данные изъяты>». Общий объем требуемого к вывозу грунта составляет более 500 тысяч тонн. Таким образом, в соответствии с предоставленными универсально-передаточными документами ООО «<данные изъяты>» на коммерческой основе передано ООО «<данные изъяты>» по заказу ООО «Листригоны» инертного материала (ПГС фракции 0,20 мм) объемом 15494,15 тонн, отсева – 300 тонн, щебня (фракции 20-40 мм, 40-70 мм) в объеме 1339 тонн в период с 12 января 2021 г. по 22 января 2021 г., а также инертного материала (ПГС фракции 0,20 мм) объемом 66231,27 тонн, щебня (фракции 20-40 мм) в объеме 256,7 тонн в период с 6 ноября 2020 г. по 20 ноября 2020 г.
Таким образом, ООО «<данные изъяты>» было передано ООО «<данные изъяты>» готовой продукции – щебня, полученного вследствие переработки из добытых общераспространенных полезных ископаемых (гравия, гальки) после сортировки изъятого на земельном участке с кадастровым номером № грунта, по заказу ООО «Листригоны». Заказчиком работ на данном земельном участке является ООО «Листригоны», подрядчики – ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».
Учитывая изложенное, действия по выемке грунта из недр, его переработка (сортировка) с целью добычи (изъятия) гравия (гальки) и дальнейшая его транспортировка представляют собой оборот общераспространенных полезных ископаемых – гравия (гальки).
Севприроднадзором право пользования недрами в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в виде лицензии на пользование недрами Севприроднадзором ООО «Листригоны», а также иным лицам не предоставлялось.
В Севприроднадзор уведомление о планируемом или осуществляемом виде использования участка недр в границах земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с требованиями постановления Правительства Севастополя от 23 ноября 2016 г. № 1114-ПП «Об утверждении Порядка пользования недрами собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории города Севастополя» не поступало.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (часть 2 статьи 19 Закона о недрах).
Вместе с тем, положения статьи 19 Закона о недрах не могут быть применимы к действиям ООО «Листригоны», выраженные в осуществлении работ по выемке и разработке грунта, наличии на территории земельного участка техники для производства данного вида работ, поскольку процесс добычи гальки, гравия путем отсортирования из грунта (горной массы), передача общераспространенных полезных ископаемых иным лицам представляет собой комплекс производственных процессов по извлечению полезного ископаемого из недр.
Таким образом, ООО «Листригоны» в лице его директора Скурского С.Г. в ходе ведения хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенном в водоохранной зоне Черного моря, осуществляется пользование недрами без лицензии на пользование недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (гальки, гравия) силами подрядных организаций ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и передача добытых общераспространенных полезных ископаемых (гальки, гравия) иным лицам, на основании договорных отношений, что создает угрозу причинения вреда недрам, как компоненту окружающей природной среды, является нарушением статьи 11 Закона о недрах и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 12 марта 2021 г. № 00154/13/2021, послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о назначении директору ООО «Листригоны» Скурскому С.Г. административного наказания в виде административного штрафа в размере за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, вина директора ООО «Листригоны» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 марта 2021 г. № 00154/13/2021, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ; актом обследования территории (акватории) от 11 января 2021 г. № 3/13-2021-Р и фототаблицей к нему; копией плана границ земельного участка; протоколом осмотра от 10 февраля 2021 г. № 3/13/2021 и протоколом взятия проб и образцов от 10 февраля 2021 г. № 3/13/2021, согласно которым, с применением видеозаписи, исследованной в судебном заседании, был осмотрен указанный земельный участок и взяты пробы грунта; отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; протоколом испытаний от 5 марта 2021 г. № СТ0178, экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» от 11 марта 2021 г. о результатах работ по проведению экспертизы грунта на содержание общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, согласно которому гравий, полученный в результате переработки песчано-гравийных пород, отвечающий требований ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», который включен в перечень общераспространенных полезных ископаемых по городу Севастополю согласно Распоряжению Министерства природных ресурсов № 10-р, Правительства Севастополя № 192-РП от 20 марта 2015 г. «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по городу Севастополю», относится к полезным ископаемым, при этом выход гравия составляет 83,73 % из общего объема изъятых песчано-гравийных работ на указанном земельном участке; выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №; копией государственного акта на земельный участок серии ЯИ №; копией договора о сотрудничестве (партнерстве) № 1/14/16 от 11 января 2016 г., заключенного между Г.Е. и ООО «Листригоны»; копией договора подряда от 29 апреля 2019 г. № 2/29-04/19, заключенного между ООО «Листригоны» в лице директора Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>»; копией договора подряда от 16 сентября 2020 г. № 3/16-9/20, заключенного между ООО «Листригоны» в лице директора Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>»; копией графика производства работ, а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности директора ООО «Листригоны» Скурского С.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и о ее доказанности, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судья суда первой инстанции правильно посчитала, что в действиях должностного лица ООО «Листригоны» Скурского С.Г. доказано наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, а действия Скурского С.Г. правильно квалифицированы по указанной норме КоАП РФ.
Так, материалами дела подтверждается, что собственником указанного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является Г.Е. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства» и находится в зоне с особыми условиями использования территории – водоохранная зона. В отношении названного земельного участка также установлены ограничения права использования, в том числе разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Приведенные выше условия договора о сотрудничестве (партнерстве) № 1/14/16, заключенного 11 января 2016 г. между Г.Е. и ООО «Листригоны», договора подряда от 29 апреля 2019 г. № 2/29-04/19, заключенного между ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>», договора подряда от 16 сентября 2020 г. № 3/16-9/20, заключенного между ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>», свидетельствуют о том, что последние были заключены сторонами с целью извлечения прибыли, при этом, полученная при производстве горная масса, имеющая в составе общераспространенные полезные ископаемые, переходила в собственность ООО «Листригоны».
Таким образом, ООО «Листригоны» в лице его директора Скурского С.Г., осуществлялась добыча полезных ископаемых через подрядные организации, непосредственно осуществляющие выемку грунта из недр для их дальнейшего использования.
При этом данных, свидетельствующих об использовании общераспространенных полезных ископаемых для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности для нужд ООО «Листригоны», в условиях, предусмотренных статьей 19 Закона о недрах, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Также материалы дела не содержат данных о том, что фактически добыча полезных общераспространенных полезных ископаемых осуществлялась в интересах собственника земельного участка Г.Е., а действия по выемке грунта из недр (в том числе в ходе террасирования территории), дальнейшая его транспортировка и возврат на участок в качестве материала для опорных стен, то есть оборот гравия (гальки), не являются добычей полезных ископаемых, подлежащей лицензированию.
Наличие на территории земельного участка техники для производства выемки и разработки грунта, отсортирования гравия (просеивания и сортировки по фракциям), наличие оборудованного контрольного пункта взвешивания на выезде с территории, вывоза грунта, в том числе подтверждает факт осуществления работ, связанных с добычей недр.
При этом, Севприроднадзором лицензия на пользование недрами на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, ООО «Листригоны», а также иным лицам не выдавалась.
Таким образом, доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, а потому отвергаются как несостоятельные.
По тем же основаниям не принимается во внимание довод заявителя об установленных судьями иных судов фактов, имеющих для настоящего дела преюдициальное значение. Судебных актов, которыми бы были установлены обстоятельства, аналогичные рассматриваемым в настоящем деле, судьями названных заявителем судов не принималось. При этом решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 августа 2020 г., которым производство по делу в отношении Скурского С.Г. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, оставлено без изменения решением Севастопольского городского суда от 13 ноября 2020 г. не ввиду его законности и обоснованности, а в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности, что не позволяет сделать вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого принято решение по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Иные доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности должностного лица общества в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда.
Бремя доказывания по настоящему делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу юридического лица в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, представляющего собой повышенную общественную опасность, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительными и освобождения Скурского С.Г. от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ, с учетом повышенной степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, равно как и оснований для прекращения производства по делу в силу статьи 24.5 КоАП РФ, судьей апелляционной инстанции не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений административным органом и судьей районного суда норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, не установлено. Выводы судьи районного суда о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а потому оснований для отмены состоявшегося решения судьи и постановления должностного лица административного органа по приведенным в жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 г. и постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Н.С. № 112/13/2021 от 19 марта 2021 г. о привлечении директора Общества с ограниченной ответственностью «Листригоны» Скурского С. Г. к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу Скурского С. Г. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.В. Орлова