Дело № 33-2073/2024 (№ 2-5508/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 мая 2024 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.,
судей Дорожко С.И., Тарасовой А.А.
при секретаре Шишкине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А.Н. к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Министерства строительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Кустовой С.В., пояснения Орлова А.А., его представителя Олейникова Е.А., представителя Министерства строительства Хабаровского края Сахаровской Т.А., представителя Правительства Хабаровского края Шостак И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлов А.Н. обратился в суд с иском к Министерству строительства Хабаровского края, просил предоставить Орлову А.Н., благоустроенное жилое помещение в пределах городского округа «город Хабаровск», общей площадью не менее 33 кв. м.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения квартиры №, расположенной в доме <адрес>. Жилой <адрес> был включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления, согласно Постановлению администрации г. Хабаровска от 16.09.2013 №3630 «Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури». Истцом в установленном законом порядке в 2013 году в администрацию г. Хабаровска было подано заявление о предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. Указанное заявление было удовлетворено, и истец был включен в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения общей площадью 33 кв.м. 09.12.2019 заключением городской межведомственной комиссии №832 жилой дом №3, расположенный по пер. Ладожскому в г. Хабаровске, признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени, истцу жилое помещение так и не предоставлено.
В ходе рассмотрения дела привлечены к участию в деле: Правительство Хабаровского края, МЖКХ Хабаровского края, Министерство имущества Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения, в качестве третьих лиц, привлечены: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РА по Хабаровскому краю, КГКУ «Краевой имущественный комплекс», Орлов А.А., Министерство финансов Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 13.12.2023 исковые требования Орлова А.Н. удовлетворены, постановлено.
Обязать Министерство строительства Хабаровского края предоставить Орлову А.Н. благоустроенное жилое помещение в пределах города Хабаровска общей площадью не менее 33 кв.м.
В удовлетворении требований к Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - отказать.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Хабаровского края просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 01.08.2014 заключение о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу признано незаконным. В связи с признанием заключения межведомственной комиссии от 17.09.2013 № 196, послужившего основанием для включения Орлова А.Н. в список, незаконным, оснований для предоставления меры социальной поддержки не имеется. Суд при вынесении решения ссылается на заключение городской межведомственной комиссии от 09.12.2019 № 832 и постановление администрации г.Хабаровска от 27.01.2020 № 188 о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, при этом не дает правовую оценку тому, что в указанном заключении отсутствуют выводы о том, что имеется причинно-следственная связь между признанием дома аварийным и подлежащим сносу и наводнением 2013 года. Кроме того, с момента ЧС 2013 до принятия комиссией решения о выявлении оснований для признания дома <адрес> прошло более 6 лет. В настоящее время на территории края отсутствует утвержденный нормативным правовым актом Правительства края порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от ЧС 2013 года. В отсутствие утвержденного порядка предоставления жилых помещений полагает неправомерным возложение на министерство обязанности по предоставлению истцу жилого помещения. Полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом края и по предоставлению жилых помещений у министерства отсутствуют. Министерство по делу является ненадлежащим ответчиком, а обязанность по предоставлению истцу мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть возложена на министерство.
В отзыве на апелляционную жалобу Минсоцзащиты края указывает, что решение об удовлетворении заявления и включении истца в единый список на предоставление жилого помещения принимало министерство строительство края, министерство социальной защиты края в принятии вышеуказанного решения участия не принимало, в виду отсутствия компетенции.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Хабаровского края указывает, что суд обосновано пришел к выводу о наличии у истца права на получение меры социальной поддержки.
В суд апелляционной инстанции поступили сведения о том, что истец Орлов А.Н. умер 11.02.2024 года, что подтверждается свидетельством о смерти №, после вынесения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 13.12.2023 и после подачи апелляционной жалобы на указанное решение.
02.04.2024 от Орлова А.А. поступило заявление о замене выбывшего истца Орлова А.Н. его правопреемником Орловым А.А., являющимся третьим лицом.
Разрешая заявление Орлова А.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Орлов А.А, ДД.ММ.ГГГГ является сыном Орлова А.Н., что подтверждается свидетельством о рождении №.
Согласно справке нотариуса Табаевой В.В. от 04.03.2024, по состоянию на 04.03.2024 наследником умершего 11.02.2024 Орлова А.Н., принявшим наследство является сын Орлов А.А.
Согласно справке нотариуса Табаевой В.В. от 23.04.2024, после Орлова А.Н. умершего 11.02.2024, в нотариальной конторе нотариуса Табаевой В.В. заведено наследственное дело № за 2024.
Наследственную массу составила: 3/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Наследником по закону, принявшим наследство является сын – Орлов А.А., ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в случаях, указанных в статье 44 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции разрешает вопросы о процессуальном правопреемстве. Вопросы процессуального правопреемства могут быть разрешены судом апелляционной инстанции как при рассмотрении дела, так и при подготовке дела к судебному разбирательству.
В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность гражданина, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
В соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.
Согласно абз. 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, если спорное правоотношение не допускает правопреемство.
Предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения является обязательством, сторонами которого выступают уполномоченный государственный орган и получатель соответствующей меры социальной поддержки.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя.
Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанного с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.
Согласно спискам граждан Российской Федерации, жилые помещение которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с судебными решениями (л.д.149) указан Орлов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заявлению о предоставлении меры социальной поддержки (л.д. 140 т.1) с заявлением о предоставлении таковой обращалась Орлова В.Д., с учетом члена семьи Орлова А.Н.. Доказательств об обращении за предоставлением меры социальной поддержки Орлова А.А,, о включении его в список лиц, в отношении которых принято решение о предоставлении мер социальной поддержки материалы дела не содержат. Орлов А.А. в суде апелляционной инстанции пояснил, что с подобными заявлениями в компетентные органы не обращался, проживает и зарегистрирован в г. Санкт-Петербурге.
Право на обращение за реализацией мер социальной поддержки, адресованной гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе – сентябре 2013 года неразрывно связано с личностью гражданина.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления Орлова А.А. о замене выбывшего истца Орлова А.Н. его правопреемником Орловым А.А. у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 указано Закона).
В соответствии с подп. «а» ст.8 указанного Федерального закона, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и Федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Подпунктом «д» пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.2013 №693 Правительство Российской Федерации 12.12.2013 приняло постановление №923 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы», которым, в том числе, были утверждены Правила предоставления из Федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно пунктам 4,5 указанных Правил, предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище на 2011 - 2015 годы» на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении №4 к данной программе.
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном Порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.
К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31.08.2013 №693, постановлением Правительства РФ от 12.12.2013 №923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края регулируются Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (Приложение № 15 к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 №205-пр».
Указанным Порядком предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, либо жилые помещения, находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссией органа местного самоуправления (краевой межведомственной комиссией) и решением органа местного самоуправления (распоряжением Правительства края) о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным; постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Орлов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от 12.09.2023 являлся собственником 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно отметке о регистрации в паспорте Орлова А.Н., №, был зарегистрирован по адресу: г<адрес>
Согласно заключению о выявлении оснований для признания многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу от 09.12.2019 № 832 межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Согласно постановлению администрации г. Хабаровска от 27.01.2020 года <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок отселения физических лиц до 01.01.2025. Собственникам жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании указанного многоквартирного дома.
Согласно уведомлению Министерства строительства Хабаровского края от 13.02.2023 №03.2-6-1289 Орлову А.Н. разъяснено, что он до настоящего времени состоит в списке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2013 года. Предоставление мер социальной поддержки как пострадавшим в результате ЧС в настоящее время возможно только путем обращения в судебные органы в исковым заявлением о предоставлении жилого помещения и дальнейшего заключения мирового соглашения о предоставлении социальной выплаты в целях самостоятельного приобретения жилого помещения.
Министерством строительства Хабаровского края представлен список граждан, жилые помещения, которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, в отношении которых не реализованы меры социальной поддержки, в который включен Орлов А.Н.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что Орлов А.Н. включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с процедурой, установленной ранее действующим Порядком, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить Орлову А.Н. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м. в пределах г.Хабаровска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что Министерство строительства Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком, и полномочия по предоставлению жилых помещений у него отсутствуют, являются необоснованными.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 07.10.2013 №741-рп утвержден перечень должностных лиц, органов исполнительной власти края, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края, ответственных за реализацию Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
На основании указанного распоряжения, мероприятия по восстановлению, строительству жилья, принятие мер административного характера, исключающих строительство нового жилья, прочих строений и инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения возложены на министерство строительства Хабаровского края.
Так, постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2009 г. №126-пр «Об утверждении Положения о министерстве строительства Хабаровского края» установлено, что основными задачами Минстроя края являются:
- формирование и реализация на территории края государственной политики и осуществление правового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Минстроя края, в области строительства, архитектуры и градостроительства.
- создание условий для развития в крае жилищного строительства.
- организация строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства краевой государственной собственности, за исключением объектов жилищно-коммунального хозяйства и автомобильных дорог и т.д.
К функциям Минстроя края в сфере развития жилищного строительства относится, в том числе разработка и реализация в пределах полномочий меры краевой государственной поддержки жилищного строительства (п.3.4.4 Положения); осуществление в пределах своей компетенции бюджетных полномочий главного распорядителя, получателя средств краевого бюджета, а также главного администратора, администратора доходов краевого бюджета и функции по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с федеральным и краевым законодательством (п.3.9 Положения).
Кроме того, раздел 5 Порядка, регламентирующий предоставление жилых помещений путем их строительства устанавливает, что Министерство строительства края передает в краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" Реестр граждан, а также сведения, указанные в абзаце втором пункта 3.4 раздела 3 настоящего Порядка, в течение пяти рабочих дней со дня их поступления для заключения государственных контрактов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Орлову А.Н. на Министерство строительства Хабаровского края.
Последующее изменение порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе–сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу, путем исполнения утвержденных судом мировых соглашений, заключенных на стадии исполнительного производства по решениям судов о предоставлении жилых помещений данным гражданам (п.14.4 действующей редакции Программы), также не может являться основанием к отказу в требованиях об обеспечении Орлова А.Н. жилым помещением. Вопросы порядка и способа исполнения судебного решения подлежат разрешению при его исполнении.
Доводы апелляционной жалобы о неоднократной отмене решениями суда заключений межведомственной комиссии от 17.09.2013 года, от 03.10.2014 года, от 22.07.2015 года, от 21.03.2017 года, коллегия полагает несостоятельными. Поскольку отмена заключений межведомственной комиссии по формальным основаниям, не исключает факта непригодности для проживания дома, впервые выявленного после паводка 2013.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию ответчика с решением суда, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Коллегия полагает, что, поскольку смерть истца Орлова А.Н. последовала 11 февраля 2024 года, после вынесения решения Центрального районного суда г. Хабаровска 13 декабря 2023 года и предъявления Министерством строительства Хабаровского края апелляционной жалобы 17 января 2024 года, постановление суда подлежит судебной проверке в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 44, 220, 325, 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отказать в удовлетворении заявления Орлова А.А, о замене стороны истца Орлова А.Н. на Орлова А.А, по гражданскому делу по исковому заявлению Орлова А.Н. к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения.
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2023 года по гражданскому делу по иску Орлова А.Н. к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения -оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 28 мая 2024 года.