Дело № 12-15/2018
РЕШЕНИЕ
19 июня 2018 года с. Петропавловка
Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дашинорбоевой Э.В., при секретаре Цыденовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Медведева Владимира Иннокентьевича на постановление Главного государственного инспектора Джидинского района по пожарному надзору Баранова Н.А. от 10.05.2018 года №30 по делу об административном правонарушении в отношении Медведева Владимира Иннокентьевича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
10.05.2018 года Главный государственный инспектор Джидинского района по пожарному надзору Баранов Н.А. вынес постановление о привлечении Медведева В.И. к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Медведев В.И. обратился с жалобой на указанное постановление, мотивируя тем, что с 01.01.2015 года в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере организации в границах поселения водоснабжения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, в данном случае указанные полномочия являются вопросами местного значения МО «Джидинский район». Во исполнение указанного Федерального закона в 2015 году муниципальным образованием сельское поселение «<данные изъяты>» в целях исполнения полномочий по водоснабжению переданы в собственность муниципального образования «<адрес>» водонапорные башни, скважины, а также водопроводные сети, частью которых являются пожарные водоемы. В этой связи Администрация МО СП «Петропавловское» не имеет право на нецелевое выделение бюджетных денежных средств на содержание в исправном состоянии пожарных водоемов, которые являются неотъемлемой частью водопроводных сетей, не состоящих на балансе и не находящихся в собственности МО СП «<данные изъяты>», на момент проведения проверки Администрация не распоряжалась водопроводными сетями, а также пожарными водоемами. Просит отменить постановление Главного государственного инспектора Джидинского района по пожарному надзору Баранова Н.А. от 10.05.2018 года №30 о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В судебном заседании глава МО СП «<данные изъяты>» Медведев В.И. на доводах жалобы настаивал. Просит принять во внимание тот факт, что данные водоемы используются Администрацией района, в частности, их структурным подразделением - Управлением образования для лицензирования образовательной деятельности детского сада № «<данные изъяты>», районного дома детского творчества, ДЮСШ, Петропавловской СОШ №.
Главный государственный инспектор Джидинского района по пожарному надзору Баранов Н.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и пояснил, что 23.04.2018 года с 10 до 12 часов проведена выездная внеплановая проверка в отношении МО СП «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> по надзору за исполнением соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», требований норм и правил пожарной безопасности на территории МО СП «<данные изъяты>». В ходе мероприятия по надзору выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на территории сельского поселения «<данные изъяты>» для целей пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельском населенном пункте и на прилегающей к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", пожарный водоем у здания СП «<данные изъяты>», ДЮСШ находится в не исправном состоянии, а именно замерзли. Направление движения к пожарным резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. В связи с вышеизложенным, со стороны главы поселения «<данные изъяты>» Медведева В.И. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, так как постановлением Правительства Республики Бурятия №198 от 16.04.2018 года, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 27 Закона Республики Бурятия от 22.11.1995 № 216-1 «О пожарной безопасности в Республике Бурятия», в целях осуществления профилактических мероприятий, своевременного принятия мер по предотвращению возникновения природных пожаров введен на территории Республики Бурятия особый противопожарный режим». Считает, что сельское поселение должно нести ответственность, так как данное правонарушение относится к нарушению первичных мер пожарной безопасности, то есть в случае возникновения пожара негде будет производить забор воды для тушения пожара, в связи с этим источники противопожарного водоснабжения должны быть в исправном состоянии. Согласно 69, 123, 131 ФЗ данные полномочия отнесены к сельским поселениям.
Государственный инспектор Джидинского района по пожарному надзору Власов Р.С. дал пояснения, аналогичные пояснениям Главного государственного инспектора Джидинского района по пожарному надзору Баранова Н.А.
Исследовав материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 Настоящего Кодекса и частями 6,6.1 и 7 настоящей статьи - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа, в том числе, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства Республики Бурятия №198 от 16.04.2018 года, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 27 Закона Республики Бурятия от 22.11.1995 № 216-1 «О пожарной безопасности в Республике Бурятия», в целях осуществления профилактических мероприятий, своевременного принятия мер по предотвращению возникновения природных пожаров введен на территории Республики Бурятия особый противопожарный режим».
Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Из п.п.9 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.62 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Согласно ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Из постановления Главного государственного инспектора Джидинского района по пожарному надзору Баранова Н.А. от 10.05.2018 года №30 следует, что при проведении выездной внеплановой проверки 23.04.2018 года в отношении МО СП «<данные изъяты>» главным государственным инспектором было выявлено нарушение Правил пожарной безопасности Муниципальным образованием сельским поселением «<данные изъяты>»: в населенном пункте для целей пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельском населенном пункте и на прилегающей к ним территориях, пожарный водоем у здания СП «<данные изъяты>», ДЮСШ находится в не исправном состоянии, а именно замерзли. Направление движения к пожарным резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначены указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с п.4 ст.2 Устава муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от 25.12.2014 №28, к вопросам местного значения МО СП «<данные изъяты>» отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ответа на запрос начальника МКУ Управление Образования Джидинского района ФИО1 от 07.06.2018 года, МКУ «Управление образования Джидинского района» для целей пожаротушения на использование водоемов лицензии не требуется. МАДОУ Петропавловский детский сад № «<данные изъяты>», МАДОУ ДО «Центр дополнительного образования детей», МБДОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №» имеют заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, выданное Главным Управлением МЧС России по Республике Бурятия.
Доводы Медведева В.И. о том, что пожарные водоемы находятся на балансе МО «<адрес>» не нашли подтверждения в судебном заседании, поскольку согласно ответа председателя Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Джидинского района на балансе комитета и в реестре имущества Джидинского района пожарные водоемы не состоят. Согласно решению 18 сессии третьего созыва Совета депутатов МО СП «<данные изъяты>» Джидинского района Республики Бурятия от 04.02.2015 года №3 в собственность МО «<адрес>» переданы нежилые объекты водоснабжения: будки со скважиной.
То обстоятельство, что земли, на территории которых находятся указанные пожарные водоемы, не являются собственностью СП «<данные изъяты>», не снимают с Главы СП «<данные изъяты>» установленной законом обязанности по обеспечению надлежащего содержания в исправном состоянии источников противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения.
При этом ссылка Медведева В.И. на п.55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме» в обоснование своих доводов о незаконности вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении, не состоятельна, поскольку согласно п.80 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме» органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности».
Таким образом, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях отнесено Федеральным законом «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.
По делу доказано, что требования противопожарных норм при обеспечении надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории села Медведевым В.И. не исполнены, его вина имеется, так как обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории села относится к первичным мерам пожарной безопасности.
Медведев В.И. является субъектом данного правонарушения, как глава СП «<данные изъяты>», который обязан обеспечить на территории СП решение вопросов местного значения, в том числе принятие первичных мер пожарной безопасности. Правонарушение совершено им виновно, так как ФИО3 имел возможность исполнить требования противопожарных норм, но без объективных к тому препятствий не сделал этого, то есть ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, то есть бездействовал.
Тем самым, со стороны главы сельского поселения «<данные изъяты>» Медведева В.И. допущено нарушение ст.19 № 69-ФЗ; пунктов 16, 80 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390; ч.3 ст.4 ФЗ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1, п. 9.11, п. 9.4, п. 8.6 Свода правил СП №8.13130.2009 «Системы пожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
Вина главы МО сельского поселения «<данные изъяты>» Медведева В.И. в нарушении Правил пожарной безопасности подтверждается протоколом №30 об административном правонарушении от 27.04.2018 г.; выпиской из Устава МО сельского поселения «<данные изъяты>», в п. 4 ст. 2 которого указывается, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; справкой о том, что пожарный водоем у здания ДЮСШ расположен по адресу: <адрес>, пожарный водоем у здания СП «<данные изъяты>» расположен по адресу: <адрес>.
Протокол об административном правонарушении в отношении Медведева В.И. составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с полным указанием события административного правонарушения, сведений о лице, его совершившем, и иных необходимых данных, а также с соблюдением всех требований к процедуре оформления данного процессуального документа. Дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора в соответствии с его компетенцией при наличии к тому достаточных оснований.
Таким образом, обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении должностным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Назначенное в отношении Медведева В.И. наказание санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, а также правилам назначения административного наказания, установленных в статьях 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, соответствует. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления Главного государственного инспектора Джидинского района по пожарному надзору Баранова Н.А. от 10.05.2018 года №30 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Главного государственного инспектора Джидинского района по пожарному надзору Баранова Н.А. от 10.05.2018 года №30 по делу об административном правонарушении в отношении Медведева Владимира Иннокентьевича по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Э.В. Дашинорбоева