Решение по делу № 2-843/2023 от 04.10.2023

Дело №2-843/2023

УИД 53RS0015-01-2023-000893-68

Решение

именем Российской Федерации

07 ноября 2023 года                                                                                г. Сольцы

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Матей Ю.В.,

при секретаре Петровой А.Ю.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Ситенкова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории),

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» (далее - МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки") об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории). В обоснование иска указал, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия терроризму в деятельности МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки". В ходе проверки установлено, что в МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" отсутствует система оповещения или управления эвакуацией людей, позволяющей осуществлять оперативное информирование об актуальных чрезвычайных ситуациях и разновидностях террористических проявлений, что создает угрозу жизни и здоровью как несовершеннолетних учащихся, так и работников МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки", а также иных граждан, посещающих учреждение. Просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: ул. Молодежная д.12, д. Горки, Солецкий район, Новгородская область, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Солецкого района Ситенков И.А. поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился. Просил рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель третьего лица администрации Солецкого муниципального округа, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, причина неявки не известна.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в частности на принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. «а», «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 5 указанного закона, Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее -Требования).

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подпункт «г» пункта 18).

На основании пп. «д» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В силу ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Судом установлено, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области в МАОУ «ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ответчика в части соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Горки, ул. Молодежная д.12, выявлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией. При этом, действующая система оповещения и управления эвакуацией для целей оповещения людей при пожаре не обеспечивает целей оповещения людей при совершении или угрозе террористического акта, а также его проявлений.

Таким образом, МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" осуществляет деятельность в условиях, не обеспечивающих охрану объектов (территорий). Учреждением не обеспечивается в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются сведениями начальника ОВО по Солецкому району от 25 августа 2023 года и не отрицаются представителем ответчика.

При несоблюдении ответчиком установленных законом мер по антитеррористической защищенности объекта (территории) требования прокурора являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Солецкого района о возложении на ответчика обязанности оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, суд принимает во внимание значимость разрешаемого вопроса, время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, учебно-образовательный процесс, поэтому суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11, 56, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки», ИНН 5315004449 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Горки, ул. Молодежная д.12, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца с 08 ноября 2023 года со дня изготовления мотивированного решения.

      Председательствующий                                                        Ю.В. Матей

Дело №2-843/2023

УИД 53RS0015-01-2023-000893-68

Решение

именем Российской Федерации

07 ноября 2023 года                                                                                г. Сольцы

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Матей Ю.В.,

при секретаре Петровой А.Ю.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Ситенкова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории),

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» (далее - МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки") об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории). В обоснование иска указал, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия терроризму в деятельности МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки". В ходе проверки установлено, что в МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" отсутствует система оповещения или управления эвакуацией людей, позволяющей осуществлять оперативное информирование об актуальных чрезвычайных ситуациях и разновидностях террористических проявлений, что создает угрозу жизни и здоровью как несовершеннолетних учащихся, так и работников МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки", а также иных граждан, посещающих учреждение. Просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: ул. Молодежная д.12, д. Горки, Солецкий район, Новгородская область, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Солецкого района Ситенков И.А. поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился. Просил рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель третьего лица администрации Солецкого муниципального округа, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, причина неявки не известна.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в частности на принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. «а», «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 5 указанного закона, Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее -Требования).

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подпункт «г» пункта 18).

На основании пп. «д» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В силу ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Судом установлено, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области в МАОУ «ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ответчика в части соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Горки, ул. Молодежная д.12, выявлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией. При этом, действующая система оповещения и управления эвакуацией для целей оповещения людей при пожаре не обеспечивает целей оповещения людей при совершении или угрозе террористического акта, а также его проявлений.

Таким образом, МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" осуществляет деятельность в условиях, не обеспечивающих охрану объектов (территорий). Учреждением не обеспечивается в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются сведениями начальника ОВО по Солецкому району от 25 августа 2023 года и не отрицаются представителем ответчика.

При несоблюдении ответчиком установленных законом мер по антитеррористической защищенности объекта (территории) требования прокурора являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Солецкого района о возложении на ответчика обязанности оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, суд принимает во внимание значимость разрешаемого вопроса, время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, учебно-образовательный процесс, поэтому суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11, 56, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки», ИНН 5315004449 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Горки, ул. Молодежная д.12, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца с 08 ноября 2023 года со дня изготовления мотивированного решения.

      Председательствующий                                                        Ю.В. Матей

Дело №2-843/2023

УИД 53RS0015-01-2023-000893-68

Решение

именем Российской Федерации

07 ноября 2023 года                                                                                г. Сольцы

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Матей Ю.В.,

при секретаре Петровой А.Ю.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Ситенкова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории),

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» (далее - МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки") об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории). В обоснование иска указал, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия терроризму в деятельности МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки". В ходе проверки установлено, что в МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" отсутствует система оповещения или управления эвакуацией людей, позволяющей осуществлять оперативное информирование об актуальных чрезвычайных ситуациях и разновидностях террористических проявлений, что создает угрозу жизни и здоровью как несовершеннолетних учащихся, так и работников МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки", а также иных граждан, посещающих учреждение. Просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: ул. Молодежная д.12, д. Горки, Солецкий район, Новгородская область, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Солецкого района Ситенков И.А. поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился. Просил рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель третьего лица администрации Солецкого муниципального округа, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, причина неявки не известна.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в частности на принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. «а», «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 5 указанного закона, Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее -Требования).

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подпункт «г» пункта 18).

На основании пп. «д» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В силу ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Судом установлено, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области в МАОУ «ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ответчика в части соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Горки, ул. Молодежная д.12, выявлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией. При этом, действующая система оповещения и управления эвакуацией для целей оповещения людей при пожаре не обеспечивает целей оповещения людей при совершении или угрозе террористического акта, а также его проявлений.

Таким образом, МАОУ "ООШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки" осуществляет деятельность в условиях, не обеспечивающих охрану объектов (территорий). Учреждением не обеспечивается в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются сведениями начальника ОВО по Солецкому району от 25 августа 2023 года и не отрицаются представителем ответчика.

При несоблюдении ответчиком установленных законом мер по антитеррористической защищенности объекта (территории) требования прокурора являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Солецкого района о возложении на ответчика обязанности оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, суд принимает во внимание значимость разрешаемого вопроса, время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, учебно-образовательный процесс, поэтому суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11, 56, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки» об обязании оборудовать здание учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки», ИНН 5315004449 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Горки, ул. Молодежная д.12, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца с 08 ноября 2023 года со дня изготовления мотивированного решения.

      Председательствующий                                                        Ю.В. Матей

2-843/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Солецкого района
Ответчики
МАОУ "Основая общеобразовательная школа им. Смирнова Ю.М. д.Горки"
Другие
Администрация Солецкого муниципального округа
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Матей Юлия Васильевна
Дело на странице суда
solecky.nvg.sudrf.ru
04.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее