РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Шабалиной А.Н.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской по Иркутской области Ефимовой И.И.,
действующей на основании доверенности № НК-09/4110 от 01 июня 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2315/2021 (УИД 38RS0003-01-2021-002838-62) по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, и взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец, ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской по Иркутской области (далее по тексту – ОПФ РФ по Иркутской области), в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 01.06.2021 года в части отказа истцу в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно в сумме 25 096 руб..
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что она является неработающим пенсионером по старости. 24.05.2021 года она подала заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Было принято решение о частичной компенсации расходов на оплату стоимости проезда, а именно: выплачена компенсация в размере 1 370 рублей в выплате компенсации в размере 25 096 рублей отказано. Причина отказа: компенсация в размере 2 000 рублей не указан вид транспортного средства по маршруту Иркутск-Братск; компенсация в размере 23 096 рублей в электронном авиабилете по маршруту Иркутск – Сочи - Иркутск отсутствует наименование и (или) код класса бронирования.
Считает, данный отказ незаконным. Так как она понесла затраты на дорогу, а именно - приобрела электронные авиабилеты, и билет на место в такси, данные документы были ею представлены в полном объёме и со всеми необходимыми справками в пенсионный фонд. Считает данный отказ нарушающим ее права по следующим основаниям. В Постановлении Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 176 и Приказе Минтруда России от 18.03.2016 N 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 № 176 нет четкой инструкции по установлению факта реально понесенных затрат. Более того отказ в выплате компенсации в связи с отсутствием кода статуса бронирования, также считается незаконным, так как подтверждением того, что билет оплачен, а перелет завершен свидетельствуют посадочные талоны.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования по доводам иска поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - ОПФ РФ по Иркутской области Ефимова И.И., действующая по доверенности, в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признала, указала на то, что проезд был осуществлен пенсионером в период с 01.05.2021 по 15.05.2021 в г. Сочи Краснодарского края по маршруту Братск - Иркутск - Москва - Сочи - Москва - Иркутск - Братск. Управлением Пенсионного фонда был оплачен проезд по маршруту Братск - Иркутск, в оплате проезда по маршруту Иркутск - Москва - Сочи - Москва - Иркутск - Братск было отказано.
В целях реализации ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1
Постановлением Правительства от 01.04.2005г. №176 утверждены «Правила
компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся
получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на
территории РФ и обратно» (далее - Правила).
ФИО1 представлена для компенсации маршрут/квитанция к электронному авиабилету по маршруту Иркутск - Москва - Сочи - Москва - Иркутск без указания сведений о наименовании и (или) коде класса бронирования, что противоречит действующему законодательству, а именно, форме электронного пассажирского билета, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006г. № 134.
Кроме того, в соответствии с пп. «г» п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда: воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. В соответствии с пп. «д» п. 10 Правил, компенсация стоимости проезда в виде возмещения фактически произведенных расходов производится: автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
В представленном ФИО1 проездном документе по маршруту Иркутск - Братск не указан вид транспортного средства, соответственно, данный маршрут компенсации не подлежит.
На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным решения и о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.
Кроме того пояснила, что ранее выплата компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионеру ФИО1 не производилась. Также подтвердила, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 (в ред. от 08.12.2016) были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В силу п. 6 Правил, компенсация производится 1 раз в 2 года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.
Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
21.06.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Полное наименование юридического лица - Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Судом из письменных материалов дела достоверно установлено, что истец ФИО1 является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес> 15.11.1999, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются письменными материалами гражданского дела.
Как следует из материалов дела, в период с 01.05.2021 по 15.05.2021 ФИО1 выезжал на отдых в г. Сочи Краснодарского края, по маршруту Братск - Иркутск - Москва - Сочи - Москва - Иркутск - Братск.
01.06.2021 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о компенсации фактически произведенных им расходов, представив проездные документы, подтверждающие проезд к месту отдыха и обратно.
Не оспаривая права ФИО1 на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно, на основании решения № 048-21-000-8950-1824 от 01.06.2021 ответчик выплатил ей компенсацию расходов в сумме 1370 руб. по маршруту Братск-Иркутск, отказав при этом в компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Иркутск - Сочи - Иркутск - Братск по причине отсутствия в проездном документе обязательного реквизита: наименование и (или) код класса бронирования, вид транспортного средства, что подтверждается уведомлением ответчика о принятом решении от 01.06.2021.
При этом в подтверждение факта проезда к месту отдыха и обратно истцом представлены проездные документы:
- маршрут/квитанция к электронному билету ***, на имя ФИО1 на перелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту Иркутск - Сочи, номер рейса DP454, DP115, датой вылета 04.05.2021, прибытие 04.05.2021; по маршруту Сочи-Иркутск, номер рейса DP116, DP453, датой вылета 11.05.2021, прибытия 11.05.2021, с приложением посадочных талонов. Стоимость перелета по указанному маршруту составила 23 096 руб.. Оплата за авиабилет произведена лично ФИО1, что подтверждается историей операций по дебетовой карте Сбербанк за период с 24.03.2021 по 25.03.2021.
- пассажирский билет на имя ФИО1 по маршруту Иркутск - Братск, отправлением 15.05.2021 в 10 часов 00 минут, стоимость проезда 2000 руб.. Оплата за билет произведена лично ФИО1, что подтверждается кассовым чеком от 15.05.2021.
Из анализа указанных документов, суд приходит к выводу, что представленные в материалы дела документы подтверждают факт приобретения ФИО1 проездных документов по маршруту Братск - Иркутск - Сочи - Иркутск – Братск за счет собственных денежных средств, в связи с чем, из представленных письменных доказательств судом установлено, что ФИО1 фактически понесла расходы по приобретению проездных документов по указанному маршруту в сумме 25 096 руб. (23 096 руб. (по маршруту Иркутск - Сочи, Сочи – Иркутск) + 2000 руб. (по маршруту Иркутск-Братск))
Таким образом, сведения, содержащиеся в представленных истцом в обоснование исковых требований документах, а также принадлежность проездных документов ФИО1, факт оплаты ею проезда по указанному маршруту, суд признает достоверными и соответствующими действительности.
Судом установлено, что в маршрутной квитанции электронного билета *** действительно отсутствуют такие обязательные реквизиты, как сведения о наименовании и (или) коде класса бронирования, которые предусмотрены п. 2 ч. 1 Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», а так же в проездном документе по маршруту Иркутск - Братск не указан вид транспортного средства.
Вместе с тем, суд считает, что отсутствие в вышеуказанной маршрутной квитанции обязательных реквизитов, не является обстоятельством, препятствующим выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Риск ответственности за отсутствие тех или иных реквизитов в билете лежит на перевозчике, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, и не может препятствовать реализации истцом конституционного права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Факт пребывания ФИО1 в месте отдыха - в г. Сочи, маршрут следования и стоимость проезда подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета, текстом бланка пассажирского билета, которые содержат их номера, даты, номера маршрутов, наименования перевозчика, стоимость проезда и фамилию, имя, отчество пассажира - ФИО1
Факт принадлежности проездных документов истцу и их оплата истцом, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доказательств того, что ФИО1 не приобретала билеты по указанным маршрутам, не выезжала на место отдыха и не понесла в связи с этим расходы по проезду, ответчиком представлено не было. Факт нахождения истца на отдыхе в г. Сочи проезд из места отдыха к месту проживания ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации в полном объеме, которая должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Поскольку, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от ненадлежащего оформления проездного документа, судом установлено право истца на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно, указанная компенсация должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следовательно, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области *** от 01.06.2021 следует признать незаконным в части отказа ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Иркутск - Сочи - Иркутск – Братск.
В силу п. 10 Правил при проезде пенсионера к месту отдыха и обратно возмещается фактически произведенные расходы на оплату стоимости проезда к одному месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации только в самолете – в салоне экономического класса обслуживания.
В соответствии с пп. «д» п. 10 Правил, компенсация стоимости проезда в виде возмещения фактически произведенных расходов производится: автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Сведениями, указанными в электронном билете, тексте бланка проездного документа, подтверждается, что истцом был осуществлен проезд и понесены расходы по оплате стоимости проезда по маршруту Иркутск - Сочи - Иркутск - Братск, в общем размере 25 096 руб.(23 096 руб. +2000 руб.). Размер данных расходов ответчиком не опровергался и не оспаривался.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, исходя из вышеназванных правовых норм и выводов суда, суд приходит к убеждению, что в пользу ФИО1 с ответчика подлежит взысканию сумма понесенных истцом расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Иркутск - Сочи - Иркутск – Братск в размере 25 096 руб..
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 048-21-000-8950-1824/21 от 01 июня 2021 года о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в части отказа ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 25 096 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию стоимости проезда по маршруту Иркутск – Сочи – Иркутск - Братск в сумме 25 096 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Г. Балабан