Дело № 2-5392/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Мамедовой М.М.,
с участием прокурора ФИО3, действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Перми, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении,
установил:
Прокурор Кировского района г.Перми (далее по тексту - Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту - Департамент); просит признать незаконным бездействие ответчика по своевременному обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в детском дошкольном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования, а также просит обязать ответчика предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в Прокуратуру Кировского района г. Перми обратилась ФИО6 – законный представитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о непредставлении ее несовершеннолетней дочери места в МДОУ. ФИО1 находится в регистре детей, нуждающихся в устройстве в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, утвержденном Департаментом образовании г. Перми. В 2016 г. законный представитель обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении дочери места в МДОУ Кировского района г. Перми, вместе с тем, до настоящего времени место не предоставлено. ФИО6 выполнены все требования, предъявляемые Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений г. Перми, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденные Постановлением администрации г. Перми №112 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 также соответствует возрастным критериям для посещения группы полного дня МДОУ. Таким образом, ответчик, не обеспечивая несовершеннолетнюю свободным местом в МДОУ по месту жительства, отказывая ей в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законодательством.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Законный представитель – ФИО1 - в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что до настоящего времени место в МДОУ не предоставлено, на требованиях настаивала (л.д. 15, 29).
Ответчик - Департамент образования администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 16). Представил письменный отзыв на иск (л.д. 17-18), из содержания которого следует, что Департамент с иском не согласен, органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций. На территории города Перми существует муниципальная сеть - 148 МДОУ. Кроме того, органами местного самоуправления г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ, в том числе с учетом Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. Также указывает, что законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством администрацией г. Перми утвержден порядок организации дошкольного образования, присмотра и ухода на территории г. Перми, закрепленный в постановлении администрации г. Перми от 01.03.2013г. № 112, в соответствии с которым, комплектование МОУ осуществляется с февраля по май текущего года, с июня текущего года – распределение и направление детей в МДОУ г. Перми для предоставления услуги дошкольного образования путем выдачи направлений в МОУ г. Перми согласно перечню закрепленных за МОУ территорий г. Перми: в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием; с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест в МОУ по дате рождения детей. ФИО1 состоит в регистре для определения в МДОУ по Кировскому району г. Перми. Вместе с тем, в связи с укомплектованием на ДД.ММ.ГГГГ МДОУ, предоставить путевку в настоящее время не представляется возможным. Прием ФИО1 в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению требований СанПиН 2.4.1.3049-13, которым определено количество детей в группе. Также указано, что администрацией г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети, в частности в 2013 г. дошкольная сеть г. Перми увеличилась на 2554 места, в 2014 г. – на 4176 мест, к 01.09.2015 г. открыто 5 ДОУ на 830 мест. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Заслушав представителя истца, учитывая мнение законного представителя, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 18, ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).
В соответствии с п. 1 ст. 2; п. 2 ч. 1 ст. 3; п. 1 ч. 3 ст. 4; ч. 1, 3, 4 ст. 5; п. 1 ч. 1 ст. 9; ч. 3, п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1, п. 1 ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 12; п. 1 ч. 2 ст. 23; п. 2 ч. 3, п. 1 ч. 4 ст. 44; ч. 5 ст. 63; ч.1, 2 ст. 64; ч. 1 ст. 67 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п. 2 ч. 1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п. 1 ч. 3 ст. 4).
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч. 1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч. 4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1 ч. 1 ст. 9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч. 3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п. 1 ч. 4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч. 1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п. 1 ч. 3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч. 5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 1 ч. 2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п. 2 ч. 3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч. 1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч. 2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67).
Согласно п. 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п. 6).
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 7).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ФИО4 и ФИО6 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7), данные лица зарегистрированы по месту жительства на территории Кировского района г. Перми, что подтверждается, свидетельством о регистрации по месту жительства (л.д. 10).
С целью направления ФИО1 в дошкольное образовательное учреждение ФИО6 обращалась в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, однако, ей сообщено, что места в детских садах комплектуются с даты рождения, в связи с чем, место будет предоставлено в порядке очередности, так как свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, что подтверждается ответом Департамента образования г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д. 8-9).
Как следует из пояснений ФИО6, и что не оспаривается ответчиком, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в дошкольном образовательном учреждении ее дочери не предоставлено.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и ст. 43 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя ФИО1 имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, ее законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.
Ссылка представителя Департамента образования администрации г. Перми на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
Сторонами не представлены доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней ФИО1 возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Разрешая требования прокурора, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ) и считает, что место несовершеннолетней в дошкольном образовательном учреждении следует предоставить на территории г. Перми, поскольку ФИО1 проживает на территории муниципального городского округа - г. Пермь, при этом, суд также считает, что при предоставлении путевки в детский сад, ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 16 ст. 11 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы № 150 от 25.08.2015 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.
При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как, на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 г. № 150 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Разрешая требования прокурора по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд считает, что требования о признании незаконным бездействия ответчика по своевременному обеспечению несовершеннолетней местом в МДОУ, являются основанием заявленных требований о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.
С учётом изложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает необходимым исковые требования Прокурора Кировского района г. Перми удовлетворить, следует возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий (Е.Г.Курнаева)