Судья Разумных Н.М. дело № 33-9418/2016
А-135
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2016 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Гаус Т.И.
судей Абрамовича В.В., Лоншаковой Е.О.
при секретаре Полынкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,
гражданское дело по иску Якмова А.В. к ПАО «Росгосстрах» о защите прав потребителей,
по апелляционной жалобе представителя Якимова А.В. – Михайловой Ю.Н.,
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якимов А.В. обратился в суд с иском к ООО «Росгосстрах» о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что 01 февраля 2007 года между Якимовым А.В. и ООО «Росгосстрах-Сибирь» был заключен договор ипотечного страхования № в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору от 02 февраля 2007 года №. В соответствии с п.1.1 договора страхования Якимов А.В., Якимова А.Н., Якимов В.В. являются застрахованными лицами. <дата> Якимов В.В. умер. Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, с приложением необходимых документов, однако страховщиком 10 сентября 2013 года отказано в выплате страхового возмещения со ссылкой на п. 5.1.5 договора страхования -нахождение страхователя в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, если только страхователь не был доведен до такого состояния по мимо воли. С данным отказом истец не согласен, поскольку доказательств причинно-следственной связи между смертью и нахождением Якимова В.В. в состоянии алкогольного опьянения не имеется. В связи с чем истец с учетом уточненных исковых требований просил взыскать с ПАО «Росгосстрах» в пользу выгодоприобретателя ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» страховую выплату в размере 348 577,86 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 66 382,30 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф в размере 50 % от присужденных сумм за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Якимова А.В. – Михайлова Ю.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает на то, что предусмотренный договором страховой случай «смерть застрахованного лица по любой причине, наступившая в течении срока действия договора страхования в результате несчастного случая или болезни (заболевания)» обладает признаками оспариваемого страхового случая. Также считает, что ссылка суда на то, что смерть застрахованного лица наступила вследствие алкогольного отравления не соответствует действительности, поскольку как следует из акта медицинского исследования трупа Якимова В.В. смерть наступила именно в связи с попаданием в кровь умершего ацетона и изопропилового спирта, а не вследствие алкогольного опьянения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя Якимова А.В. – Михайлову Ю.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором, плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо (п. 2 ст. 934 ГК РФ).
Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения предусмотрены ст. ст. 961, 963, 964 ГК РФ
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно п. 2 ст. 943 ГК РФ, условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 февраля 2007 года между Якимовым А.В., Якимовой А.Н., Якимовым В.В. и АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО) был заключен кредитный договор № о предоставлении кредита в размере 1 200 000 рублей на приобретение квартиры, расположенной по адресу: г<адрес> стоимостью 1 350 000 руб.
Обеспечением по данному договору является ипотека указанной квартиры (п. 1.4.1 договора), страхование жизни и потери трудоспособности Якимова А.В., Якимовой<данные изъяты>
Впоследствии закладная по договору была выкуплена ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.
01 февраля 2007 года Якимов А.В., Якимова А.Н., Якимов В.В. и ООО «Росгосстрах-Сибирь» - ГУ по Красноярскому краю (в настоящее время ПАО «Росгосстрах») заключили договор ипотечного страхования № на срок по 02 февраля 2022 года. Предметом договора является страхование жизни и трудоспособности застрахованных лиц в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору от 02 февраля 2007 года № Застрахованными лицами являлись Якимов А.В., Якимова А.Н. и Якимов В.В., выгодоприобретателем АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО).
По настоящему договору страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении страхового случая провести страховую выплату выгодоприобретателю в пределах непогашенной ссудной задолженности страхователя перед выгодоприобретателем по кредитному договору (закладной) увеличенной на 10% (абз. 6 п. 1.1 договора).
Страховым случаем по договору признается:
- смерть страхователя (застрахованного) по любой причине, произошедшая в период действия договора страхования (п. 3.1.1);
- полная или частичная потеря трудоспособности с установлением страхователю (застрахованному) 1 или 2 группы инвалидности в период действия договора в результате несчастного случая или заболевания, произошедших в период действия договора (п. 3.1.2).
В п. 5.1 договора указан конкретный перечень исключений из страховой ответственности по страхованию жизни и трудоспособности страхователя (застрахованного), а именно не признаются страховыми случаями и не покрываются настоящим страхованием события, предусмотренные в п. 3.1.1 и п. 3.1.2 договора, наступившие, в том числе в результате нахождения страхователя (застрахованного) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, если только страхователь не был доведен до такого состояния помимо своей воли (п. 5.1.5 договора).
<дата> Якимов В.В. умер, что подтверждается свидетельством о смерти №
Постановлением УУП ОП № 8 МУ МВД России «Красноярское» от 26 февраля 2013 года в возбуждении уголовного дела по факту смерти Якимова В.В. отказано ввиду отсутствия события преступления.
Из акта медицинского исследования трупа - Якимова В.В. от 21 февраля 2013 года № 1044 следует, что смерть Якимова В.В., <дата> года рождения, наступила в результате сочетанного отравления изопропиловым спиртом и ацетоном. Изложенный вывод о причине смерти подтверждают - наличие ацетона в крови - 0,019 мг/мл., изопропиловый спирт 0,040 мг/мл., этиловый спирт - 0,7 промилле; <данные изъяты>. При исследовании трупа каких-либо повреждений не обнаружено.
25 февраля 2013 года истец Якимов А.В. обратился в ООО «Росгосстрах» о страховой выплате в связи со смертью Якимова В.В.
Из ответа ООО «Росгосстрах» от 10 сентября 2013 года следует, что истцу отказано в выплате страхового возмещения по причине того, что Якимов В.В. в момент смерти находился в состоянии алкогольного опьянения.
Кроме того, из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти Якимова В.В. следует, что Якимова В.В. жил один, периодически соседи видели его пьяным, в последнее время часто употреблял спиртные напитки. При осмотре трупа видимых следов насильственной смерти не обнаружено.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что в момент смерти Якимов В.В. находился в состоянии алкогольного опьянения, причиной смерти явилось отравление изопропиловым спиртом и ацетоном.
В этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что данный случай страховым не является, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка в жалобе на то, что произошедшее с Якимовым В.В. является страховым случаем и подлежит возмещению согласно п. 3.1.1 договора, является не основательной, поскольку заключая договор страхования, стороны определили характер события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование - это смерть страхователя (застрахованного) по любой причине, произошедшая в период действия договора страхования (п. 3.1.1). Однако при этом стороны определили, что не всякое событие, обладающее признаком страхового случая, является таковым, а именно указание в п. 5.1.1 договора на то, что не признаются страховыми случаями и не покрываются настоящим страхованием события предусмотренные в п. 3.1.1 и п. 3.1.2 договора, наступившие, в том числе в результате нахождения страхователя (застрахованного) в состоянии алкогольного, опьянения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что смерть застрахованного лица наступила вследствие алкогольного отравления не соответствует действительности, судебной коллегией отклоняются, поскольку факт нахождения застрахованного Якимова В.В. в момент наступления страхового случая в состоянии алкогольного опьянения подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, при этом каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения истцом не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств по делу. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2016 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Якимова А.В. – Михайловой Ю.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: