Дело № 88а-13178/2020
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 27 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы, департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 25 сентября 2019 года по административному делу по административному иску Зориной Ксении Александровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости ( дело 3а- 830/2019),
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П., объяснения представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы Агафоновой С.С., поддержавшего кассационную жалобу, представителя административного истца Зориной К.А. адвоката Бордукова А.А., возражавшего против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Зорина К.А. обратилась в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 27 000 000 рублей, согласно отчету об оценке, подготовленному ООО «Консалт Про Оценка» № 01-11/18 от 15 ноября 2018 года. Просит также применить результаты определения кадастровой стоимости с 01 января 2017 года.
Требования мотивированы тем, что Зорина К.А. является собственником указанного нежилого здания, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 151 746 875,05 рублей. Административный истец не согласна с кадастровой стоимостью нежилого здания, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и законные интересы, как плательщика налога на имущество.
Решением Московского городского суда от 29 мая 2019 года, постановлено:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость здания по адресу: <адрес> <адрес> кадастровым номером № в размере 81 849 558 руб.
Установленная кадастровая стоимость действует до 31 декабря 2018 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 25 сентября 2019 года данное решение оставлено без изменения
В кассационной жалобе, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, по мотиву неправильного применения норм материального закона и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований. Указывает на то, что кадастровая стоимость в отношении спорного нежилого здания уже была пересмотрена в судебном порядке, о чем имеется вступившее в законную силу решение Московского городского суда от 07.08.2018 года по делу № 3а-1437/2018.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административных ответчиков, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель административного истца, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает состоявшиеся по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит здание по адресу: <адрес> с кадастровым номером №
Право собственности административного истца возникло на основании договора купли-продажи нежилого здания от 29.11.2018 года, и зарегистрировано в установленном законом порядке 03.12.2018 г.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. № 790-ПП кадастровая стоимость здания утверждена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 151 746 875,05 руб.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, вносит налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости нежилого здания.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая установленную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представила в суд отчет об оценке, составленный ООО «Консалт Про Оценка». Согласно отчету об оценке № 01-11/18 от 15 ноября 2018 года рыночная стоимость здания, принадлежащего административному истцу, определена в размере 27 000 000 рублей.
Определением Московского городского суда по делу назначено проведение судебной оценочной экспертизы, производство которой поручено экспертам ООО «Экспертиза-Н».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 25 апреля 2019 года, отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный ООО «Консалт Про Оценка» № 01-11/18 от 15 ноября 2018 года, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость здания по адресу: <адрес> <адрес> определена экспертом в размере 81 849 558 рублей.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования об определении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Суд первой инстанции указал в оспариваемом решении, что датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд – 28 декабря 2018г.
С данными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ), либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст. 3 названного закона).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что правовые последствия определения судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости заключаются во внесении сведений об этом в единый государственный реестр недвижимости, при этом повторное оспаривание в судебном порядке установленной в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не допускается, а установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости действует до момента внесения в единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Данные положения судами учтено не было.
Судебной коллегией установлено, что правообладатель вышеуказанного объекта недвижимости с кадастровым номером № АО <данные изъяты> реализовал право на пересмотр результатов кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого здания путем обращения в суд с заявлением об определении кадастровой стоимости нежилых зданий.
Решением Московского городского суда от 07 августа 2018 года административные исковые требования АО <данные изъяты> были удовлетворены.
Данным решением установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 118 869 082 рублей. Данное решение суда явилось основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено 15 декабря 2017 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Указанное решение вступило в законную силу.
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № ( установленной по итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. № 790-ПП) в размере его рыночной стоимости реализовано предыдущим собственником данного нежилого здания, повторное оспаривание в судебном порядке определенной на основании решения суда кадастровой стоимости в размере рыночной, нормами действующего законодательства не допускается, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований административного истца.
Судебная коллегия, установив, что допущенные по настоящему делу нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, считает необходимым отменить их и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского городского суда от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 25 сентября 2019 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Зориной Ксении Александровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отказать.
Председательствующий:
Судьи: