Решение по делу № 2-1258/2024 от 04.09.2024

                                                              <номер изъят>

<номер изъят>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                         27 сентября 2024 года

Икрянинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО8

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2,

представителя истца - помощника прокурора ФИО4,

ответчика ФИО5,

представителя ответчика ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» муниципального образования «Рабочий поселок ФИО1» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» о возложении обязанности.

В обоснование иска заместитель прокурора указывает, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка водного законодательства в ходе которой установлено, что МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод, забору, очистке и распределению воды. Предприятие осуществляет деятельность на праве хозяйственного ведения водозаборного сооружения насосной станции 1 подъема на <адрес> в р.п. ФИО1, <адрес> «а». Однако забор водных ресурсов при эксплуатации указанной насосной станции осуществляется предприятием в отсутствие документов на право пользования водным объектом. Вынесенное в адрес предприятия <дата изъята> представление, не повлияло на устранение вышеуказанного нарушения, в связи с чем ссылаясь на требования Федерального Закона «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ, просит обязать МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к оформлению документов на право пользования водным объектом для забора водных ресурсов из водного объекта - реки Бахтемир по адресу: р.п. ФИО1, <адрес> «а», посредством подачи заявления в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с требованиями п. 16,17,18 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Росводоресурсов от <дата изъята> <номер изъят>.

Представитель истца - помощник прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Ответчик МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» ФИО5 возражал в удовлетворении заявленных требований, указывал, что МУП «Ресурс» заключен договор по разработке и формированию пакета документов, необходимых для оформления договора водопользования на забор водных ресурсов.

Представитель ответчика ФИО7 действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку работы по оформлению необходимых документов ведутся, однако требуют существенных временных затрат.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации МО Городское поселение «Рабочий поселок ФИО1», участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте ФИО1 районного суда <адрес> http://ikryaninsky.ast.sudrf.ru.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, приобретается в целях сброса сточных вод.

Порядок оказания государственной слуги по предоставлению по предоставлению права пользования водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование утвержден приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование».

Согласно п. 25, 26, 27 Регламента для получения в пользование водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование заявитель должен на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения (далее - заявление) и прилагаемыми к нему документами в уполномоченный орган по месту намечаемого водопользования либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

В силу требований п. 19 Регламента государственную услугу предоставляет Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) или его территориальные органы (в том числе бассейновые).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Положениями а. 9 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, и на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайны ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса в целях использования акватории водных объектов.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключению договора водопользования утверждается Правительством Российской Федерации.

Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 N 274 "О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Согласно п. 3 Правил подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а -так же в отношении морей или их отдельных частей;

б) исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заявитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.

В соответствии с п. 9 Правил к заявлению, подаваемому в форме электронного документа с использованием единой информационной системы, прилагаются в форме электронного документа документы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, пояснительная записка к этим документам, а также содержащие координаты заявленной к использованию части водного объекта, примыкающей к береговой линии (границе водного объекта), определяющиеся в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Также в пункте 10 Правил указано, что при подаче заявления в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов к заявлению, подаваемому в форме электронного документа с использованием единой информационной системы, кроме документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, прилагаются документы в форме электронного документа, содержащие сведения:

а) о заявляемом объеме забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объемы забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта для передачи абонентам водопользователя и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии);

б) о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в том числе передаваемых абонентам водопользователя и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии), о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;

в) о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

В судебном заседании установлено следующее.

МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод, забору, очистке и распределению воды.

Постановлением администрации муниципального образования «Рабочий поселок ФИО1 <адрес>» от <дата изъята> <номер изъят>-п Предприятие наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.

Предприятие на основании договора о закреплении объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за МУП «Ресурс» от <дата изъята> осуществляет эксплуатацию водозаборного сооружения насосной станции 1-го подъема на реке Бахтемир в р.п. ФИО1, <адрес> «а».

На территории р.п. ФИО1 <адрес> сооружение по забору водных ресурсов оборудовано 3 консольными насосами: 2 марки К290/30 и 1 марки К100-80-160. Величина потребляемой воды с учетом потерь составляет в среднем 5,8 тыс.м3 /сутки или 2117,0 тыс.м3 /год.

Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного законодательства в деятельности МУП «Ресурс».

В ходе проверки были выявлены нарушения деятельности МУП «Ресурс», в связи с чем, <дата изъята> в адрес руководителя МУП «Ресурс» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием заключить договор водопользования на забор воды.

Согласно ответу от <дата изъята> <номер изъят> представление рассмотрено, однако нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени не устранены, договор до настоящего времени не заключен.

МУП «Ресурс» при осуществлении работ по забору воды самовольно использует часть водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

Таким образом, в настоящем судебном заседании установлено, что со стороны МУП «Ресурс» имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц.

Из вышеизложенного следует, что МУП «Ресурс» нарушает права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду обитания.

Учитывая исследованные доказательства по делу в их совокупности, исковые требования заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» суд находит подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 6 000 рублей.

Абзацем 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в местный бюджет.

Поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с ответчика МУП «Ресурс» подлежит взысканию в доход бюджета МО «Икрянинский муниципальный район <адрес>» государственная пошлина в размере - 6000 рублей.

Таким образом, с МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к оформлению документов на право пользования водным объектом для забора водных ресурсов из водного объекта - реки Бахтемир по адресу: р.п. ФИО1, <адрес> «а», посредством подачи заявления в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с требованиями п. 16,17,18 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Росводоресурсов от <дата изъята> <номер изъят>.

Взыскать с МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» (ИНН <номер изъят> в доход местного бюджета МО «Икрянинский муниципальный район <адрес>» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6000 рублей.

Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца через районный суд, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата изъята>.

Судья                                                   подпись                                                   ФИО9н

                                                              <номер изъят>

<номер изъят>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                         27 сентября 2024 года

Икрянинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО8

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2,

представителя истца - помощника прокурора ФИО4,

ответчика ФИО5,

представителя ответчика ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» муниципального образования «Рабочий поселок ФИО1» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» о возложении обязанности.

В обоснование иска заместитель прокурора указывает, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка водного законодательства в ходе которой установлено, что МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод, забору, очистке и распределению воды. Предприятие осуществляет деятельность на праве хозяйственного ведения водозаборного сооружения насосной станции 1 подъема на <адрес> в р.п. ФИО1, <адрес> «а». Однако забор водных ресурсов при эксплуатации указанной насосной станции осуществляется предприятием в отсутствие документов на право пользования водным объектом. Вынесенное в адрес предприятия <дата изъята> представление, не повлияло на устранение вышеуказанного нарушения, в связи с чем ссылаясь на требования Федерального Закона «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ, просит обязать МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к оформлению документов на право пользования водным объектом для забора водных ресурсов из водного объекта - реки Бахтемир по адресу: р.п. ФИО1, <адрес> «а», посредством подачи заявления в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с требованиями п. 16,17,18 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Росводоресурсов от <дата изъята> <номер изъят>.

Представитель истца - помощник прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Ответчик МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» ФИО5 возражал в удовлетворении заявленных требований, указывал, что МУП «Ресурс» заключен договор по разработке и формированию пакета документов, необходимых для оформления договора водопользования на забор водных ресурсов.

Представитель ответчика ФИО7 действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку работы по оформлению необходимых документов ведутся, однако требуют существенных временных затрат.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации МО Городское поселение «Рабочий поселок ФИО1», участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте ФИО1 районного суда <адрес> http://ikryaninsky.ast.sudrf.ru.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, приобретается в целях сброса сточных вод.

Порядок оказания государственной слуги по предоставлению по предоставлению права пользования водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование утвержден приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование».

Согласно п. 25, 26, 27 Регламента для получения в пользование водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование заявитель должен на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения (далее - заявление) и прилагаемыми к нему документами в уполномоченный орган по месту намечаемого водопользования либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

В силу требований п. 19 Регламента государственную услугу предоставляет Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) или его территориальные органы (в том числе бассейновые).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Положениями а. 9 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, и на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайны ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса в целях использования акватории водных объектов.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключению договора водопользования утверждается Правительством Российской Федерации.

Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 N 274 "О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Согласно п. 3 Правил подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а -так же в отношении морей или их отдельных частей;

б) исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заявитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.

В соответствии с п. 9 Правил к заявлению, подаваемому в форме электронного документа с использованием единой информационной системы, прилагаются в форме электронного документа документы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, пояснительная записка к этим документам, а также содержащие координаты заявленной к использованию части водного объекта, примыкающей к береговой линии (границе водного объекта), определяющиеся в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Также в пункте 10 Правил указано, что при подаче заявления в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов к заявлению, подаваемому в форме электронного документа с использованием единой информационной системы, кроме документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, прилагаются документы в форме электронного документа, содержащие сведения:

а) о заявляемом объеме забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объемы забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта для передачи абонентам водопользователя и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии);

б) о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в том числе передаваемых абонентам водопользователя и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии), о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;

в) о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

В судебном заседании установлено следующее.

МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод, забору, очистке и распределению воды.

Постановлением администрации муниципального образования «Рабочий поселок ФИО1 <адрес>» от <дата изъята> <номер изъят>-п Предприятие наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.

Предприятие на основании договора о закреплении объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за МУП «Ресурс» от <дата изъята> осуществляет эксплуатацию водозаборного сооружения насосной станции 1-го подъема на реке Бахтемир в р.п. ФИО1, <адрес> «а».

На территории р.п. ФИО1 <адрес> сооружение по забору водных ресурсов оборудовано 3 консольными насосами: 2 марки К290/30 и 1 марки К100-80-160. Величина потребляемой воды с учетом потерь составляет в среднем 5,8 тыс.м3 /сутки или 2117,0 тыс.м3 /год.

Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного законодательства в деятельности МУП «Ресурс».

В ходе проверки были выявлены нарушения деятельности МУП «Ресурс», в связи с чем, <дата изъята> в адрес руководителя МУП «Ресурс» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием заключить договор водопользования на забор воды.

Согласно ответу от <дата изъята> <номер изъят> представление рассмотрено, однако нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени не устранены, договор до настоящего времени не заключен.

МУП «Ресурс» при осуществлении работ по забору воды самовольно использует часть водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

Таким образом, в настоящем судебном заседании установлено, что со стороны МУП «Ресурс» имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц.

Из вышеизложенного следует, что МУП «Ресурс» нарушает права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду обитания.

Учитывая исследованные доказательства по делу в их совокупности, исковые требования заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» суд находит подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 6 000 рублей.

Абзацем 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в местный бюджет.

Поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с ответчика МУП «Ресурс» подлежит взысканию в доход бюджета МО «Икрянинский муниципальный район <адрес>» государственная пошлина в размере - 6000 рублей.

Таким образом, с МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в интересах Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к оформлению документов на право пользования водным объектом для забора водных ресурсов из водного объекта - реки Бахтемир по адресу: р.п. ФИО1, <адрес> «а», посредством подачи заявления в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с требованиями п. 16,17,18 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Росводоресурсов от <дата изъята> <номер изъят>.

Взыскать с МУП «Ресурс» МО «Рабочий поселок ФИО1» (ИНН <номер изъят> в доход местного бюджета МО «Икрянинский муниципальный район <адрес>» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6000 рублей.

Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца через районный суд, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата изъята>.

Судья                                                   подпись                                                   ФИО9н

2-1258/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП "Ресур"
Другие
Напылова Елена Анатольевна
Администрация МО "р.п. Красные барркиады"
Суд
Икрянинский районный суд Астраханской области
Судья
Жабин Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
ikryaninsky.ast.sudrf.ru
04.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2024Передача материалов судье
06.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2024Подготовка дела (собеседование)
17.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее