Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-48
РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
«17» ноября 2023 года <адрес>
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Нурбагандова Н.М.,
при секретаре судебного заседания Абакаровой О.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> Саидовой Х.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Гаммаева В.М., поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Билалову Шамилю Магомедовичу, третьим лицам - ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Управлению Роспотребнадзора по РД, Джамалудинову Джамалудину Умаровичу об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ при эксплуатации АЗС «OMV», расположенной по адресу: РД, <адрес>,
установил:
заместитель прокурора <адрес> Гаммаев В.М., действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
<адрес> по поручению прокуратуры республики в связи с произошедшим в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ чрезвычайным происшествием, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, организована проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Билаловым Ш.М. при эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС) «ОМV», расположенной по <адрес>, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной и промышленной безопасности.
Как установлено собственником земельного участка с кадастровым номером: 05:40:000083:93, а также АЗС «ОМV» (кадастровый №), расположенной по <адрес> является Джамалудинов Д.У.
Джамалудинов Д.У. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № предоставил земельный участок, здание АЗС в аренду Билалову Ш.М., который осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации автомобильного топлива на АЗС «ОМV», расположенной по <адрес>.
В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Руководители организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции, и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон №-Ф3) в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, государственного и муниципального имущества определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям.
Так, проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации АЗС: 1. выход из зданий АЗС расположен на расстоянии менее 15 м от заправочных островков (не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону) (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.6.18); 2. не организованы работы по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (не представлены договоры на обслуживание и акты проверок работоспособности)) (Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, п.54); 3. на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.20014 п.6.21, п. 6.22); 4. резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.7.18); 5. отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях. (Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ п.2); 6. отсутствует источник наружного пожаротушения АЗС (должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС) (отсутствуют указатели направления, не представлены акты работоспособности гидрантов) (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, свод правил 156.13130.2014 п.6.37); 7. не представлена техническая документация на технологическую систему АЗС, которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.6.2); информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ №, п.54); 8. учет наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ №, п.60); 9. автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Проект не представлен (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст.83 ч.1); 10. для возможности маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, на покрытие дорог не нанесена отличительная разметка (дорожные знаки, схемы движения (Постановление правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ п.384); 11. общая вместимость надземных резервуаров превышает 40 м3 (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 71 п. 2); 12. наполнение резервуаров топливом из АЦ осуществляется не через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.7.24).
Указанное подтверждается информацией начальника ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР России по РД Гитинова P.M. №ИВ-191-4-4-1079 от 01.09.2023г.
В ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03/1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; осуществлять производственный контроль при оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС: 1. не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть по соблюдению нормирования расстояния в размере 100 м. от АЗС до границы жилых домов, что является нарушением требований п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; 2. не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»; 3. не представлен акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»; 4. не представлена программа производственного контроля и договора ha осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; 5. не представлен производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»; 6. отсутствует уголок потребителя, что не соответствует требованиям статей 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»; 7. не представлено документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что не соответствует требованиям п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; 8. отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, что не соответствует требованиям п.8.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда». Указанное подтверждается справкой главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о санитарно-гигиеническом обследовании АЗС «ОМV», расположенного по адресу: <адрес>.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лип. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется, так как помимо администратора, АЗС посещают многочисленные автолюбители, сотрудники контролирующих органов и другие лица.
Интересы неопределённого круга лиц заключаются в обеспечении гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жизнь, здоровье, безопасную среду жизнедеятельности (ст.ст.20, 41 Конституции Российской Федерации).
На основании изложенного, просит суд признать бездействие индивидуального предпринимателя - руководителя АЗС «ОМV» Билалова Шамиля Магомедовича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия 8215 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>, код подразделения 050-033, адрес проживания: <адрес>, корпус А, ИНН: 052106425714, ОГРНИП: №) по не устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС «ОМУ», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АЗС «ОМV» Билалова Шамиля Магомедовича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия 8215 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>, код подразделения 050-033, адрес проживания: <адрес>, корпус А, ИНН: 052106425714, ОГРНИП: №) устранить нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР России по РД Гитинова P.M. №ИВ- 191-4-4-1079 от ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу; обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АЗС «ОМV» Билалова Шамиля Магомедовича (15.01 Л996 года рождения, паспорт серия 8215 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>, код подразделения 050-033, адрес проживания: <адрес>, корпус А, ИНН: 052106425714, ОГРНИП: №) устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в справке главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о санитарно- гигиеническом обследовании АЗС «ОМV» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Саидова Х.М. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по изложенном в иске основаниям.
Ответчику Билалову Ш.М. по известному суду адресу, указанному в исковом заявлении: РД, <адрес>, корпус А, судом были направлены судебные извещения, однако они были возвращены в суд с отметкой об истечении срока хранения.
Как разъяснено в п.63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Суд, приняв предусмотренные законом меры по извещению ответчика Билалова Ш.М. о времени и месте судебного разбирательства, и расценив неявку ответчика, как избранный ею способ реализации процессуальных прав, не являющийся причиной задержки рассмотрения дела по существу, определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика Билалова Ш.М. в порядке заочного производства, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, о чем вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания.
Представитель третьего лица ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, а также третье лицо Джамалудинов Д.М., будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении дела на другой срок или о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия третьих лиц.
Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по РД, будучи надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило; заявлением от 08.11.2023г. представитель по доверенности Аликадиева Р.А. просила рассмотреть дело без их участия, в связи с чем, в силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес> Саидовой Х.М., исследовав письменные доказательства по делу, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Настоящее исковое заявление, как следует из материалов дела, подано заместителем прокурора <адрес> в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности и проживание, полагая, что эксплуатируемая ИП Билаловым Ш.М. АЗС «OMV», расположенная по адресу: <адрес>, пр. А.Султана, 127, относится к опасному производственному объекту I, II, III класса опасности и эксплуатируется с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ст.1 ФЗ "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3).
В силу ст.37 ФЗ № руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Как указано в п.10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003г. № собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Частью 2 ст. 3 вышеназванного ФЗ, предусмотрены требования промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу ст.2 ФЗ №116-ФЗ установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно п.1 ст.2 ФЗ №116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998г. № «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
В соответствии с ч.4 ст.2 ФЗ № «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Согласно пп. «в» п. 1 Приложения № «Опасные производственные объекты» к ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 «Классификация опасных производственных объектов» к настоящему Федеральному закону количествах (I класс опасности – 2000т и более, II класс – 200 и более, но менее 2000 т, III класс – 20 и более, но менее 200т, IV класс – 1т и более, но менее 20т) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно пп. «а» п. 2 Приложения № «Опасные производственные объекты» к ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
Согласно п. 5 Приложения 2 «Классификация опасных производственных объектов», для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; 2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Согласно ст.9 указанного ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана, в числе прочего, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, принятыми и введенными в действие приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – ФЗ №) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч.3 ст.39 ФЗ № соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001г. № мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению приведенные выше нормы материального права.
Согласно выпискам из ЕГРН от 08.04.2023г. и от 07.04.2023г., выписке из ЕГРИП от 16.08.2023г., договору аренды земельного участка и имущественного комплекса АЗС № от 01.07.2023г., третье лицо Джамалудинов Д.У. является собственником земельного участка, находящегося по адресу: РД, <адрес>, пр. А.Султана, 127, и расположенной на нем АЗС «OMV», а ответчик ИП Билалов Ш.М. являясь арендатором данной АГЗС и земельного участка с 01.07.2023г. занимается предпринимательской деятельностью по реализации бензина и сжиженного газа на АЗС «OMV», расположенной по адресу: <адрес>, пр. А.Султана, 127.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, <адрес> по поручению Прокуратуры РД проведена проверка АЗС «OMV», расположенной по <адрес>, с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Управления Роспотребнадзора по РД, на предмет соблюдения требований законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки установлено, что при эксплуатации АЗС ИП Билаловым Ш.М. допускаются многочисленные вышеизложенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что подтверждается справками начальника ОНД и ПР № по <адрес> за исх. № ИВ-191-4-4-1079 от 01.09.2023г., а также главного специалиста-эксперта ОНОКБНиГТ Управления Роспотребнадзора по РД ФИО6 от 21.08.2023г.
Указанные факты выявленных нарушений свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны арендатора АЗС «OMV» за соблюдением законодательства о пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, в случае возникновения пожара может повлечь значительные человеческие жертвы.
Понуждение к устранению вышеуказанных нарушений в данном случае является необходимой мерой, направленной на обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и права на биологическую безопасность, благоприятную среду обитания, в связи с чем, бездействие ответчика в данном случае является противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению. Каких-либо доказательств, опровергающих эти сведения либо свидетельствующих о проведенных ответчиком работах по устранению выявленных нарушений требований федерального законодательства, в период с момента их выявления по день вынесения судом решения, материалы дела не содержат и ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлены, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ст.89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с указанным заявлением.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Абзац 3 п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Как усматривается из иска, исковые требования прокурора, освобожденного от уплаты госпошлины при обращении в суд с указанным иском, заявлены в интересах неопределенного круга лиц – физических лиц, и размер, подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> Гаммаева В.М., поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Билалову Шамилю Магомедовичу, третьим лицам - ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Управлению Роспотребнадзора по РД, Джамалудинову Джамалудину Умаровичу об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ при эксплуатации АЗС «OMV», расположенной по адресу: РД, <адрес>, удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя - руководителя АЗС «ОМV» Билалова Шамиля Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, зарегистрированного по адресу: РД, <адрес> «А», имеющего паспорт серии 8215 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>, код подразделения 050-033, ИНН: 052106425714, ОГРНИП: №, по не устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС «ОМУ», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АЗС «ОМV» Билалова Шамиля Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, зарегистрированного по адресу: РД, <адрес> «А», имеющего паспорт серии 8215 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>, код подразделения 050-033, ИНН: 052106425714, ОГРНИП: №, устранить нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР России по РД Гитинова P.M. №ИВ- 191-4-4-1079 от ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать индивидуального предпринимателя - руководителя АЗС «ОМV» Билалова Шамиля Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, зарегистрированного по адресу: РД, <адрес> «А», имеющего паспорт серии 8215 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>, код подразделения 050-033, ИНН: 052106425714, ОГРНИП: №, устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в справке главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о санитарно- гигиеническом обследовании АЗС «ОМV» по адресу: <адрес>.
Взыскать с Билалова Шамиля Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, зарегистрированного по адресу: РД, <адрес> «А», имеющего паспорт серии 8215 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по РД в <адрес>, код подразделения 050-033, ИНН: 052106425714, ОГРНИП: №, в доход бюджета ГО "<адрес>» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, с зачислением на следующие банковские реквизиты: получатель УФК по <адрес> (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом); КПП - 770801001, ИНН налогового органа - 7727406020, ОКТМО – 82715000, номер счета получателя платежа – 40№, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ /УФК по <адрес>, БИК 017003983, КБК 18№, наименование платежа - государственная пошлина, казначейский счет – 03№.
Ответчик вправе подать заявление об отмене данного заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Избербашский городской суд РД.
Судья Н.М. Нурбагандов
мотивированное решение
составлено 21.11.2023г.