Докладчик Блинова М.А. |
Апелляционное дело №33-4131/2019 Судья Индрикова М.Ю. УИД 21RS0024-01-2019-001260-02 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И.,
при секретаре Карлиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Мясникова И.Г. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Мясникова И.Г. – Николаева Д.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истца Мясникова И.Г., его представителя Николаева Д.В., третьего лица Мясниковой О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия
установила:
Мясников И.Г. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным постановления № от 30 января 2019 года об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить в списках нуждающихся в жилом помещении с 13 февраля 1990 года составом семьи из трех человек.
Исковые требования мотивировал тем, что с 13 февраля 1990 года он состоял в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по спискам «Общий и «Ветераны боевых действий» с составом семьи их трех человек: сам, Мясникова О.А. и Мясников Н.И. Оспариваемым постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 30 января 2019 года № он был исключен из указанного списка на основании пункта 2 ст.56 ЖК РФ, как обеспеченный жилой площадью выше учетной нормы. При этом администрация исходила из того, что на праве собственности у семьи Мясниковых имеются два жилых помещения общей площадью 54,80 кв.м., соответственно, на каждого члена семьи приходится по 18,26 кв.м. Истец считает указанное решение об исключении его из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Он проживает в жилом помещении, общей площадью, 24,8 кв..м, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве общей долевой собственности ему, Мясниковой О.А. и Мясникову Н.И. по 1/3 доле каждому. Помимо этого Мясников Н.И. имеет на праве собственности жилое помещение, общей площадью 30 кв.м., расположенное по адресу: <адрес .2.>. Полагает, что в связи с тем, что Мясников Н.И. переехал на постоянное место жительства в принадлежащее ему жилое помещение, площадь принадлежащего ему жилого помещения, не подлежит учету, в связи с чем на Мясникова И.Г. и Мясникову О.А. приходится 14,4 кв.м., что ниже учетной нормы. Также полагает, что поскольку он принят на учет 13 февраля 1990 года, то есть до 1 марта 2015 года, то не может быть снят с учета по пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
Истец Мясников И.Г. и его представитель Николаев Д.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Гайнуллин М.М. в удовлетворении исковых требований просил отказать, укав, что у администрации имелись законные основания для снятия Мясникова И.Г. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения выше учетной нормы.
Третьи лица Мясникова О.А., Мясников Н.И., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Третьи лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрация г.Чебоксары явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2019 года постановлено в удовлетворении исковых требований Мясникова И.Г. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании постановления № от 30 января 2019 года незаконным, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.
Указанное решение суда обжаловано представителем истца Мясникова И.Г. Николаевым Д.В., который просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения норм материального права и неправильного установления обстоятельств по делу. Указывает, что поскольку истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, то в соответствии со ст.6 Федерального закона «О введении ив действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к нему применимы только основания для снятия с учета нуждающихся, которые действовали доведения в действие нового Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст.38 ЖК РСФСР 1983 года норма жилой площади устанавливалась в размере 12 кв.м. на одного человека. Обеспеченность жилым помещением по указанной норме в силу статьи 32 ЖК РСФСР являлась основанием для снятия с учета. Кроме того, полагает, что при подсчете уровня обеспеченности истца жилым помещением, из площади жилого помещения подлежит исключения площадь кухни-ниши (5 кв.м.), которая является вспомогательным помещением и не является жилой площадью. Таким образом, в совокупности жилая площадь двух квартир (по <адрес> и <адрес .2.>) составляет 29,10 кв.м. ((18,10-5) + (21-5)), то есть по 9,7 кв.м. на каждого члена семьи истца, что ниже установленной статьей 32 ЖК РСФСР нормы.
Изучив материалы дела,выслушав объяснения истца Мясникова И.Г., его представителя Николаева Д.В., третьего лица Мясниковой О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,проверив решение суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 30 января 2019 года № Мясников И.Г., состоящий в списке нуждающихся в жилых помещениях «Общий» и «Ветераны боевых действий» с 13 февраля 1990 года, исключен из указанного списка как обеспеченный жилой площадью, в связи с утратой оснований для признания семьи нуждающейся в жилом помещении. При этом при подсчете приходящейся на истца площади жилого помещения администрация исходила из общей площади всех занимаемых семьей истца жилых помещений, в том числе жилого помещения, принадлежащего Мясникову Н.И.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что уровень обеспеченности Мясникова И.Г. общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы, в связи с чем не нашел оснований для признания постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 30 января 2019 года № незаконным.
Проверяя доводы апелляционной жалобы стороны истца на решение суда, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
На основании п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
При этом в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской АССР, утв. постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 07 мая 1985 года №254, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,5 кв.м. (п. 8 Правил).
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.07.2000 N 142 (действовавшие до введения в действие Жилищного кодекса РФ 01.03.2005г.) в п. 20 предусматривали, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением следующих случаев: а) улучшение жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. метров и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года №129 « Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с марта 2005 года по г. Чебоксары установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14.5 кв.м. общей площади на человека.
В соответствии с Положением о порядке реализации жилищных прав граждан – жителями г.Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г.Чебоксары №288 от 14 декабря 2005 года, право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением специально предусмотренных случаев. Одним из таких случаев является улучшение жилищных условий, если общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв.м. (дополнительно для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005г., если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв.м.), и отпали другие основания для предоставления другого жилого помещения) (в ред. Постановления администрации г. Чебоксары ЧР от 23.06.2009 N 148).
Таким образом, из указанных норм жилищного законодательства следует, что утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма наступает при возникновении у данных граждан обеспечения площадью жилого помещения в размере, превышающем размер учетной нормы площади жилого помещения, установленный в соответствующем муниципальном образовании, что в силу пункта 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, статьи 3 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как усматривается из материалов дела, на момент принятия оспариваемого постановления органа местного самоуправления от 30 января 2019 года № об исключении Мясникова И.Г. с учета нуждающихся в жилом помещении истец был зарегистрирован в квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности Мясникову И.Г., Мясниковой О.А. и Мясникоаву Н.И. по 1/3 доле каждому. В указанном жилом помещении, общей площадью 24,80 кв.м., жилой – 18,10 кв.м. зарегистрированы 3 человека: истец Мясников И.Г., Мясникова О.А. и Мясников Н.И.
При этом как усматривается из дела, Мясников Н.И. на основании договора участия в долевом строительстве от 20 августа 2015 года и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29 июня 2018 года является собственником квартиры общей площадью 30,0 кв.м., жилой – 21 кв.м., расположенной по адресу: <адрес .2.>.
Таким образом, исходя из суммарной площади указанных жилых помещений на Мясникова И.Г., Мясникову О.А., Мясникова Н.И. на каждого приходится по 18,26 кв.м. общей площади((24,8 кв.м. + 30,0 кв.м.) /3 чел.)), и 13,03 кв.м. жилой площади ((18,10 кв.м. + 21 кв.м.) /3 чел.).
Поскольку уровень обеспеченности истца Мясникова И.Г. жилой площадью составляет выше 9 кв.м. и общей площадью составляет выше 14,5 кв.м. (учетной нормы), семья истца перестала нуждаться в жилом помещении. В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ и постановления главы администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 г. №129 данное обстоятельство является безусловным основанием для снятия с учета граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Вследствие этого решение органа местного самоуправления об исключении Мясникова И.Г. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей и жилой площадью выше учетной нормы по г.Чебоксары на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ и постановления главы администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2005 г. №288 является законным.
Ссылки истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что для расчета нуждаемости из жилой площади квартир-студий (по <адрес> и <адрес .2.>) подлежит исключению площадь кухни-ниши 5 кв.м. также не влекут отмены судебного решения. Так, при исключении из площади жилых комнат указанных квартир приходящуюся на кухню-нишу площадь 5 кв.м., жилая площадь будет свыше 9 кв.м. на одного человека. ((18,1+21 – (2х5)): 3 = 9,7 кв.м.).
Действительно, судом первой инстанции при вынесении решения суда не было проверено соответствие постановления администрации Калининского района г. Чебоксары № от 30 января 2019 года об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях требованиям п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при проверке апелляционной жалобы установлено, что принятое администрацией Калининского района г. Чебоксары постановление № от 30 января 2019 года соответствует как требованиям Жилищного кодекса РФ, так и требованиям п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку общая жилая площадь жилых помещений на каждого члена семьи истца составляет не менее 14,5 кв.м., а жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв.м.
Соответственно окончательный вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Мясникова И.Г. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании постановления № от 30 января 2019 года незаконным, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, является правильным.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя истца Мясникова И.Г. – Николаева Д.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева