2а-373/2020 УИД 34 RS0042-01-2020-000548-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Т.В. Киреевой
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО7
представителя административного ответчика - администрации Фроловского муниципального района <адрес> - ФИО3
при секретаре ФИО2,
рассмотрев 09 июня 2020 года в открытом судебном заседании в городе Фролово Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности устранить нарушение прав,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Фроловского муниципального района <адрес> о признании незаконным постановления и.о. главы Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления главы Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка». Требования обосновала тем, что оспариваемое постановление принято во исполнение, по ее мнению незаконного, указания главного государственного инспектора по использованию и охране земель в городе Фролово и Фроловском районе Волгоградской области главе Фроловского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение, связанное с незаконным установлением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1 на праве собственности.
Просила признать оспариваемое постановление незаконным и возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение, отменив указанное постановление.
Административный истец ФИО1, извещенная о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, доверив защиту своих интересов в суде представителю.
Представитель административного истца ФИО7 административные исковые требования полностью поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что в адрес администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области из межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области поступили предложения о приведении в соответствие с земельным законодательством постановления главы администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка» ФИО1 Данное предложение было основано на положениях закона № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», согласно которого решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования может быть принято главой местной администрации лишь до момента утверждения в установленном Градостроительном кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района утверждены в 2016 году и в этой связи глава органа местного самоуправления не уполномочен на единоличное принятие решения об изменении вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка. В связи с этим Управлением Росреестра было предложено привести в соответствие с действующим законодательством постановление администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением и.о. главы Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено.
Принятое решение соответствует требованиям закона.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий /бездействия/ органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий /бездействия/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия /бездействие/ органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положений ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия /бездействие/, - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия /бездействия/ нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 4 ст. 36 названного закона глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником 4/1183 долей в праве общей долевой собственности на расположенный на территории Краснолиповского сельского поселения <адрес> земельный участок с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 370 791 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходный земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».
Административным истцом было заключено соглашение с кадастровым инженером о подготовке проекта межевания земельного участка для выдела в счет принадлежащих ФИО1 4/1183 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №
В результате выдела принадлежащих административному истцу 4/1183 долей в праве общей долевой собственности образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1254 кв.м.
Постановлением главы Фроловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ установлен вид разрешенного использования выделенного ФИО1 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения - «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и объективно подтверждены вступившим в законную силу решением Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В силу положений ст. ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов /ч. 3 ст. 37 ГрК РФ/.
Согласно ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования может быть принято главой местной администрации лишь до момента утверждения в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области утверждены в 2016 году, размещены на сайте администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области, и в этой связи глава органа местного самоуправления не уполномочен на единоличное принятие решения об изменении вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка.
Кроме того, в судебном заседании свидетель ФИО4 пояснил, что Правила землепользования и застройки Краснолиповского сельского поселения являются действующими, и по мере производимых землеустроительных работ и зонирования дополняются новыми положениями.
Оценивая доводы о том, что Правила землепользования и застройки Краснолиповского сельского поселения относятся к территории населенного пункта, суд исходит из следующего.
Правила землепользования и застройки Краснолиповского сельского поселения являются действующими до настоящего времени, дополняются и изменяются по мере поступления сведений о границах отдельных территориальных зон.
Свидетель ФИО5, которая является заместителем начальника отдела строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Фроловского муниципального района <адрес>, пояснила, что принадлежащий ФИО1 земельный участок с исходным кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения расположен за пределами населенного пункта и расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий из земель сельхозназначения.
Вид разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственных угодий установлен быть не может.
Достоверность показаний данного свидетеля не вызывает сомнений в силу компетентности указанного лица, которое непосредственно занимается вопросами территориального зонирования земель Фроловского муниципального района Волгоградской области и разработкой Правил землепользования, предупреждена об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, ее показания согласуются с исследованными судом доказательствами.
В соответствии с ч.5 ст.37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениям /садами, виноградниками и другими/, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается /п. п. 1 и 4/.
В силу положений ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно данной норме, она распространяет свое действие на земли сельскохозяйственного назначения, не отнесенные к сельскохозяйственным угодьям.
Исходя их анализа названных правовых норм, принятие решения главой муниципального образования об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка, является ошибочным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре.
Согласно п. 2 названного Положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
В связи с чем, в рамках предоставленных полномочий Межмуниципальным отделом по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области административному ответчику было предложено привести в соответствие с действующим законодательством постановление администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ как принятого в нарушение п. 3 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
Данное предложение было внесено Управлением Росреестра по Волгоградской области в порядке осуществления государственного земельного надзора, который, как следует из п. 1 ст. 71 ЗК РФ, предполагает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и /или/ устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В силу п.9 ст.71 ЗК РФ, орган контроля за использованием земель вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и /или/ земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства.
При таких обстоятельствах доводы о превышении служебных полномочий и незаконных указаниях главного государственного инспектора по использованию и охране земель по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Волгоградской области администрации Фроловского муниципального района по поводу принятого решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка, не основаны на законе.
Постановлением исполняющего обязанности главы Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы Фроловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении вида разрешенного использования выделенного ФИО1 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения отменено.
Согласно ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям /уставам/, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими /издавшими/ соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции, в целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства.
То обстоятельство, что в оспариваемом постановлении допущена некорректная ссылка на закон /нет ссылки на часть статьи/, не изменяет сущности и не исключает обоснованности принятого решения об отмене ранее состоявшегося постановления об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ФИО1 земельного участка.
При таком положении, принятое административным ответчиком решение соответствует закону и обстоятельствам дела, оснований для его признания незаконным не имеется.
Не подлежат удовлетворению как производные и требования о возложении обязанности устранить нарушение прав.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления исполняющего обязанности главы Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления главы Фроловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка» отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд Волгоградской области.
Судья: Т.В. Киреева