Дело №а-1342/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года <адрес>
<адрес>суд<адрес> в составе:судьи Мержуевой П.С-М., при секретаре судебного заседания ФИО3,рассмотрев воткрытом судебномзаседании административное дело по административномуисковомузаявлению заместителя руководителя Управления ФедеральнойналоговойРоссии по Чеченской Республике к ГамаевуМохьдиМовлдиновичуовзысканиизадолженности по налогам, и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике (далее – УФНС) обратилось в суд с административным иском о взыскании с ФИО1(ИНН 201601433454) задолженности по налогам и пеням: земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком в размере 73 886 рублей, пени в размере 26586,77 рублей, на общую сумму 100472, 77 руб.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика в УФНС России по ЧР и потому в соответствии с налоговым законодательством обязан уплачивать законно установленные налоги. Однако за ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по уплате налога в размере 75 560 рублей.
Налогоплательщику направлялось требование № об уплате задолженности по налогам и пени образовавшейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена. До настоящего времени ответчик недоимки по налогу и пени не погасил, в связи с чем УФНС просит удовлетворить их исковые требования по взысканию налога в полном объеме.
В силу ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодеком административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В судебное заседание представитель административного истца - УФНС России по ЧР, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения административного дела не явился, сведений об уважительности неявки непредоставил.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился, об уважительности причин неявки суд не известил.
При таких обстоятельствах, у суда имеются основания признать надлежащим извещение ФИО1 и рассмотреть дело в соответствии с ч. 2 ст.289 КАС РФв отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 КонституцииРФ и ст.23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ).
В силу п.1 ст.45, п.1 ст.69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п.2 и п.3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Днем истечения срока исполнения требования № об уплате налога, пени считается ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица УФНС России по ЧР вправе была обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Однако УФНС России по ЧР обратилось в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества физического лица ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока обращения в суд.
Одновременно при подаче административного искового заявления административный истец просил восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления в отношении ФИО1, установленный ст.48 Налогового кодекса РФ, указывает, что причиной пропуска установленного шестимесячного срока для направления административного искового заявления в суд послужили обстоятельства, связанные с привлечением к решению данного вопроса органов УФССП России по ЧР и УГИБДД МВД по ЧР, совместно с которыми административным истцом проводились рейдовые мероприятия по информированию налогоплательщиков о наличии задолженности. Данные обстоятельства были связаны с привлечением большого количества работников различных ведомств, что и привело к пропуску установленного законом срока подачи иска в суд. Просит признать указанную причину пропуска срока уважительной.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Ни Налоговый кодекс РФ, ни КАС РФ не содержат перечень причин, которые могут быть признаны уважительными. В Кодексах не указано, является ли, например, проведение рейдовых мероприятий основанием для восстановления или отказа в восстановлении срока на взыскание недоимки в судебном порядке.
Исходя из того, что по данному вопросу официальной позиции нет, а также то, что налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций, суд считает возможным восстановить процессуальный срок подачи настоящего иска в суд, признав причину пропуска уважительной.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФобязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Пунктами 2 и 3 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Из материалов дела следует, что административный ответчик ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика в УФНС России по ЧР, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним образовалась задолженность по уплате земельного налога с физических лиц, в размере 73 886 рублей, пеня в размере 26586,77 рублей, на общую сумму 100472, 77 руб.
В соответствии со ст.357 НК РФ и ст.2 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-рз «О транспортном налоге в Чеченской Республике» налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу ст.388 НК РФналогоплательщиками земельногоналогапризнаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектомналогообложенияв соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности.
В соответствии п. 6 ст.58 НК РФналогоплательщик обязан уплатитьналогв течение одного месяца со дня полученияналоговогоуведомления, если более продолжительный период времени для уплатыналогане указан в этомналоговомуведомлении.
В соответствии с п.3 ст.11 Положения сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу данных Законов Налоговым органом ответчику исчислен налог по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 560, который подлежал уплате не позднее срока, установленного требованием об уплате №, ДД.ММ.ГГГГ. Суд, проверив расчеты налогов, находит их верными.
Ответчику направлялось требование об уплате налогов №, что подтверждается реестром отправления заказной корреспонденции, датированным ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик доказательств уплаты задолженности по налогам и пеням, образовавшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, суду не представил, поэтому административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно положениям ст.ст.48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст.75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
Суд, признав представленные административным истцом доказательства достоверными и достаточными, считает, что административные исковые требования административного истца УФНС России по ЧР полежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с удовлетворением требований истца, в соответствии со ст. 103 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с ФИО1 подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере3209,46 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Управлению Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании сГамаеваМохьдиМовлдиновичазадолженности по налогам и пеням.
Административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике к ГамаевуМохьдиМовлдиновичу о взыскании задолженности по налогам и пеням удовлетворить в полном объеме.
Взыскать сГамаеваМохьдиМовлдиновича, ИНН:201601433454, задолженность по обязательным платежам на общую сумму в размере 100 472 рублей 77 копеек, из которых:
- земельный налог с физических ли, обладающих земельным участком в размере 73 886 рублей;
- пеня за несвоевременную уплату земельного налога в размере 26 586 рублей 77 копеек.
Реквизиты взыскателя (налогового органа): расчетный счет:№;
ИНН:2014029490;
КПП:201401001;
Получатель: УФК по ЧР (УФНС России по ЧР);
Банк получателя: Отделение - НБ Чеченская <адрес>/УФК по Чеченской Республике <адрес>;
БИК:019690001;
ОКТМО:96701000;
КБК: 18№.
Взыскать сГамаеваМохьдиМовлдиновичав доход государства государственную пошлину в размере 3209рублей46 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Октябрьский районный суд <адрес> в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья П.С-М. Мержуева
Копия верна: